Особенности работы с детьми сиротами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:16, реферат

Описание

Формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности – семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных, ¬
психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик.
Преодоление депривации и негативного влияния детского дома педагогическими методами, а также с помощью приемной семьи может быть эффективным при условии решения соответствующих материальных, экономических, психологических, морально-нравственных, социокультур-ных проблем.
В связи с тем, что индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и подростками неразрывно связана с оказанием социальной, педагогической, психологической поддержки самим детям, то спектр методик этой работы достаточно широк.
Классифицировать основные методы, используемые социальным педагогом, социальным работником можно по схеме:
Социальная терапия ((греч.) – «забота, уход, лечение») – систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе детей и подростков в урегулировании чувств, импульсов, мыслей, отношений. Терапия выполняет ряд важных функций социально-педагогической поддержки ребенка и подростка из неполных семей, в том числе:

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 38.00 Кб (Скачать документ)

 
 
I.5. Общие методы  и содержание работы  социального педагога  в детском доме 
 
 
Педагогические методы обучения и воспитания детей – сирот 
 
Формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности – семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных, - 
 
психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик.  
 
Преодоление депривации и негативного влияния детского дома педагогическими методами, а также с помощью приемной семьи может быть эффективным при условии решения соответствующих материальных, экономических, психологических, морально-нравственных, социокультур-ных проблем. 
 
В связи с тем, что индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и подростками неразрывно связана с оказанием социальной, педагогической, психологической поддержки самим детям, то спектр методик этой работы достаточно широк. 
 
Классифицировать основные методы, используемые социальным педагогом, социальным работником можно по схеме: 
 
Социальная терапия ((греч.) – «забота, уход, лечение») – систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе детей и подростков в урегулировании чувств, импульсов, мыслей, отношений. Терапия выполняет ряд важных функций социально-педагогической поддержки ребенка и подростка из неполных семей, в том числе:

  •  
    лечебную (оказание помощи ребенку в решении его проблем совместно с медиками);
  •  
    социального развития (включение его в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье ребенка);
  •  
    отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых детей обществу, организациям).

 
Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод «социального лечения», как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией, как инструмент социального контроля, как средство коммуникации. К задачам социальной терапии мы относим:

  •  
    исправление, корректировку поведения;
  •  
    предупреждение дисфункций;
  •  
    обеспечение нормального социального развития ребенка;
  •  
    самоутверждение личности.

 
Содержание работы социального педагога в детском доме 
 
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме 
 
как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей.  
 
Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра - 
 
социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. 
 
Деятельность социального педагога начинается с  

  1.  
    Определение социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования.

 
Социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья ,условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение ,собирает сведения о родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в 
 
обучении воспитанника и т.д.  
2. Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную 
 
программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации, фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. 
Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации 
 
детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и др. специалистов детского дома:

  •  
    -
  •  
    Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.
  •  
    Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревожности, беспокойства у ребенка.
  •  
    Педагогическая – предполагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий.
  •  
    Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

 
 
 
3.  
Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами

  •  
    профессионального самоопределения выпускников:
  •  
    знакомство воспитанников с различными профессиями путем проведения бесед, экскурсий, встреч с представителями различных профессий, просмотр кинофильмов, посещение дней «Открытых дверей»;
  •  
    тестирование воспитанников в центре занятости;
  •  
    индивидуальные собеседования с выпускниками по выбору профессии;
  •  
    организация занятий по первоначальной профессиональной подготовке;
  •  
    сбор документов для дальнейшей учебы и трудоустройства.
  •  
    освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.)
  •  
    ознакомления со структурой и функциями семьи;
  •  
    формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, -
  •  
    проведение бесед на тему “Как подготовиться к вступительным экзаменам?”, “Как пользоваться разными видами транспорта?”, “Как заполнить документы на коммунальные платежи?” и т.п.).

 
 
 
Социальный педагог использует для  решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др. 
 
4. Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в 
 
детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и 
 
административных органах.  
 
Социальный педагог занимается

  •  
    жилищными проблемами ребенка:
  •  
    оформление документов для сдачи жилья в аренду;
  •  
    оформление документов в суд для решения вопроса о возвращении жилья;
  •  
    оформление документов на приватизацию жилья;
  •  
    участие в обследовании жилья при обмене;
  •  
    сбор документов на получение жилья выпускникам детского дома;
  •  
    участие в подборе жилья для выпускников.

 

  •  
    Правовые вопросы, опека, усыновление:
  •  
    оформление документов воспитанников в органах ЗАГСа, милиции;
  •  
    участие в заседаниях судов по лишению родительских прав; привлечение к ответственности за неуплату алиментов; возвращению жилья воспитанникам, незаконно проданного родителями;
  •  
    подготовка документов на усыновление, опеку;
  •  
    -
  •  
    участие в подборе приемных, патронатных семей;
  •  
    обследование материально-бытовых условий семей родственников;
  •  
    беседы с воспитанниками по правовой тематике. Консультации воспитателей по правовым вопросам.

 

  •  
    Охрана прав воспитанников:
  •  
    защита прав воспитанников перед родителями и в образовательных учреждениях;
  •  
    сбор документов для определения юридического статуса воспитанников;
  •  
    выяснение причин трудновоспитуемости детей и организация работы по ее устранению;
  •  
    представление интересов воспитанников в милиции, суде, нотариате;
  •  
    оформление документов на взыскание алиментов, контроль за их начислением;
  •  
    оформление и контроль за сберегательными счетами.

 

  •  
    Организационные мероприятия:
  •  
    подготовка вопросов по социальной работе для обсуждения на педсоветах, производственных совещаниях, комиссии по делам несовершеннолетних при администрации;
  •  
    планирование и учет всех видов социальной работы;
  •  
    своевременное оформление личных дел воспитанников;
  •  
    ежемесячный отчет в управление Социальной Защиты Населения о движении воспитанника;
  •  
    ежегодный отчет в отдел образования о выпускниках;
  •  
    ежегодный отчет о результатах социальной работы.

 

  •  
    -
  •  
    Взаимодействие  с другими ведомствами:
  •  
    органы опеки и попечительства, управление соц. Защиты населения, ЗАГС, КДН.;
  •  
    органы внутренних дел, суда, прокуратуры, нотариата;
  •  
    жилищные органы, отделы приватизации, БТИ.;
  •  
    центр занятости населения;
  •  
    органы здравоохранения и центр медицинской профилактики;
  •  
    социальная служба молодежи.

 
 
 
Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-психолого-педагогических проблем.

Информация о работе Особенности работы с детьми сиротами