Особенности развития наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание

Мышление - это сложный познавательный психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс поиска и открытия нового.
Мышление человека неразрывно связано с речью и не может существовать вне ее.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..…….3
1. Характеристика мышления как психического процесса………….…4
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом………………………………………………………………….…………..9
3. Особенности развития наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха…………………………………………..11

Заключение………………………………………………………...……………..15
Список литературы……………………………………………….…………..….16

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 36.86 Кб (Скачать документ)

Тема: Особенности развития наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………..…..…..…….3

 

    1. Характеристика мышления как психического процесса………….…4

 2.  Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом………………………………………………………………….…………..9

  3. Особенности развития наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха…………………………………………..11

                                                       

Заключение………………………………………………………...……………..15

Список литературы……………………………………………….…………..….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В основе психического развития аномальных детей, в том числе с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются  некоторые особенности, которые  обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным  овладением речью, коммуникативными барьерами  и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся  на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности. Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная (задача, данная в наглядной форме, решается при помощи действий), наглядно-образная (мышление оперирует преимущественно наглядным, чувственно- конкретным материалом, а сами возникающие образы отражают конкретные, единичные, индивидуальные черты объектов) и словесно-логическая (протекает преимущественно в абстрактных понятиях).

Мышление - это сложный познавательный психический  процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном и целенаправленном отражении действительности, процесс  поиска и открытия нового.

Мышление  человека неразрывно связано с речью  и не может существовать вне ее.

У глухих детей, которые  овладевают словесной речью гораздо  позже слышащих, именно в развитии мыслительной деятельности наблюдается  значительно больше специфических  особенностей, чем в других познавательных процессах. [1]

Характеристика мышления как психического процесса

 

В современной литературе существует достаточно большое число  определений мышления. Психологический  словарь определяет мышление как  психический процесс отражения  действительности, высшая форма творческой активности человека. [19]

Мышление представляет собой  социально обусловленный процесс  поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения  в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает  в сущность предмета либо явления  и определяет взаимосвязи и отношения  их между собой. 

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что  человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно: одни свойства через другие. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические  знания.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как  познание общего и существенного  в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятию). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр.

Мышление - высшая ступень  познания человеком действительности. [6] Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим  образом связано с ощущениями и восприятием, но оно формируется  на основе их. Переход от ощущения к  мысли - сложный процесс, который  состоит, прежде всего, в выделении  и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление неразрывно связано  с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными. [5]

В отечественной психологии мышление изучалось А. Н. Леонтьевым, Ю. Т. Матасовым, С. Л. Рубинштейном, Е. А. Стребелевой и другими. Психологи признавали положительный вклад, который был внесен в разработку процесса мышления представителями Запада, но вместе с тем есть и разногласия: отечественные психологи говорят о том, что мышление - это не просто натуралистическое развитие процесса. Они сейчас стоят на позиции о социально-исторической обусловленности развития психики и мышления. [12]

В настоящее время в  специальной педагогике большое  внимание уделяется именно коррекции  мышления в процессе обучения  (Т. В. Егорова, С. Д. Забрамная, Ю. Т. Матасов, Ж. И. Шиф и другие).

Мышление человека протекает  в форме суждений и умозаключений. А результаты познавательной деятельности фиксируются в форме понятий. Эти формы мышления выделяют как  в философии, так и в психологии. Однако психология в отличие от философии изучает не продукт, а сам процесс мышления, его механизмы.

Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

  Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему.

Рассуждение, в котором  мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным.

При дедуктивном рассуждении  мы, зная общее положение, правило  или закон, делаем вывод о частных  случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в  форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность.

Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Все эти этапы мыслительного  процесса представляют собой произвольную, целеустремленную деятельность, в которой  раскрываются знания, умения, способности  личности, ее волевые и эмоциональные  качества.

Таким образом, мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия  задачи). Он является сознательным и  целенаправленным, оперирует понятиями  и образами, и который завершается  каким-либо результатом.

Любая деятельность имеет  свою операционную сторону, т. е. любой  вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких  как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Исходными операциями являются анализ и синтез.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.

Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механистическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей.

Абстракция - это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных.

Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Абстракция и обобщение  являются двумя взаимосвязанными сторонами  единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к  познанию. Познание совершается в  понятиях, суждениях и умозаключениях.

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании  особенностей задач - практических и  теоретических.

Наглядно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Наглядно-действенное мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями наглядно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Словесно-логическое отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

  Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

В процессе развития мышления у детей раньше всего возникает  наглядно-действенное, потом наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое. Но особенности  каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь  их проще.

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом

 

Дети  с нарушением слуха имеют ряд  особенностей в психофизическом  развитии, общении, порожденных первичным  недостатком – нарушением слуха. Эти особенности не позволяют  слабослышащим эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Основой классификации являются следующие  критерии: степень потери слуха, время  потери слуха, уровень развития речи. P.M. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. [20]

К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории. Первая категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет), — это ранооглохшие дети. Вторая категория — дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен — это позднооглохшие дети.

К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

Психическое развитие детей с врожденным нарушением слуха отличается рядом характерных  особенностей. В первые месяцы жизни  у них отсутствует или слабо  выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, который в норме проявляется  во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок не замолкает  на голос взрослого, как это делает нормально слышащий малыш. В дальнейшем у детей с нарушениями слуха  не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы.

Информация о работе Особенности развития наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями слуха