Особенности устной и письменной речи у детей с ринолалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:54, лекция

Описание

Понятие ринолалии. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны. Наиболее существенные проявления дефектности фонетического оформления устной речи. Особенности письма и дисграфические ошибки.

Работа состоит из  1 файл

Билет1.docx

— 17.46 Кб (Скачать документ)

     Билет №17/2 Особенности устной и письменной речи у детей с ринолалией. Ринолалия (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анато мо-физиологическими дефектами речевого аппарата. В устной речи отмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Отмечается позднее начало речи, значительный временной Интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период, являющийся сензитивным для формирования не только звукового, но и смыслового ее содержания, т. е. начинается искаженный путь развития речи в целом. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны. В результате периферической недостаточности артикуляционного аппарата формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции при производстве звуков; высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных; чрезмерное участие корня языка и гортани; напряжение мимической мускулатуры.Наиболее существенными проявлениями дефектности фонетического оформления устной речи являются нарушения всех оральных звуков речи за счет подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации. Звуки становятся назальными, т. е. изменяется характерный тон согласных.Помимо этого выявляется специфическая окраска некоторых согласных звуков (чаще задненёбных) за счет подключения глоточного резонатора. Фарингализация, т. е. дополнительная артикуляция за счет напряжения стенок глотки, возникает как компенсаторное средство.Встречаются также и явления дополнительной артикуляции в полости гортани, что придает речи своеобразный «щелкающий» призвук.Выявляется множество и других более частных дефектов. Например: опускание начального согласного («ак, ам» — так, там);нейтрализация зубных звуков по способу образования;замена взрывных звуков фрикативными;свистящий фон при произношении шипящих звуков или наоборот (сш или шс);отсутствие вибранта р или замена звуком ы при сильном выдохе;наложение дополнительного шума на назализованные звуки (шипение, свист, придыхание, храп, гортанность и т. п.);перемещение артикуляции в более задние зоны (влияние высокого положения корня языка и малого участия губ при артикуляции). В некоторых случаях отмечаются явления гиперкоррекции, т. е. перемещение артикуляции в передние зоны. Например, звук с заменяется звуком ф без изменения1)  отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;2)  изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого неба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.Особенности письма. Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма. Дисграфические ошибки, которые наблюдаются в письменных работах детей с расщелинами нёба, разнообразны.

     Специфическими  для ринолалии являются замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к — д, т, м б,п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи. Например: придет — «принет», дал — «нал», ландыш — «ланныш», «ладныш», огненные — «огнедные» и т. д.Выявляются пропуски, замены, употребление лишних гласных: «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, «грибими» — грибами, «гулубятня» — голубятня, «пршел» — пришел.Распространены замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо* — железо, «закрузились» — закружились.Отмечаются трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячутся, «щулан» — чулан, «шитала» — читала, «серез» — через.Звук ц заменяется на с: «скворес» — скворец.Характерны смешения звонких и глухих согласных: «из-правь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле.Нередки ошибки на пропуск одной буквы из стечения: «расвел» —расцвел, «конату» — комнату.Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.Степень нарушения письма зависит от ряда факторов: глубины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды. 
 
 

Информация о работе Особенности устной и письменной речи у детей с ринолалией