Особенности воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание

Цель исследования:
Выявление особенности обучения дошкольников.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Раскрыть теоретические основы обучения дошкольников.
3.Выявить особенности обучения детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………с.1
Глава 1.Теоретические основы обучения дошкольников…с.4
1.1 Сущность процесса обучения…………………………...с.7
1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста……………………………………………………….с.9
Глава 2 Специфика обучения дошкольников…………….с.17
2.1 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников……………………………………………….с.20
2.2 Характеристика процесса обучения дошкольников….с.28
2.3 Рекомендации по обучению дошкольников………….с.33
Заключение…………………………………………………с.33
Список используемой литературы………………………..с.35

Работа состоит из  1 файл

дошкольное образование.docx

— 76.50 Кб (Скачать документ)

В этот период отмечается множество  новшеств:

  • У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. (Пиаже показал, что в этом возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все окружающее ребенка, в том числе и явления природы, — результат деятельности людей: «Луну сделали космонавты».) Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).

 

 В современной дошкольной педагогике обучение характеризуется как вид  познавательной деятельности человека. Обучение детей дошкольного возраста - это систематический целенаправленный, планомерный процесс, обеспечивающий передачу им в доступной форме знаний, умений и навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в ДОУ, а также развития познавательных способностей, любознательности и познавательной активности. Обучение - это специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, которая определяет его цели, задачи, содержание, формы и методы, отбирает учебные пособия, дидактический материал.

Специально организованное обучение необходимо ребенку-дошкольнику для упорядочения впечатлений, которые получает ребенок из окружающего мира стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного обучения происходит интеллектуальное развитие детей. Оно рассматривается как целостная форма педагогической деятельности, направленная на развитие детей. Специально организованное обучение ускоряет темпы индивидуального развития ребенка, способствует развитию любознательности и наблюдательности, пытливости и сообразительности; в условиях специально организованного обучения идет всестороннее развитие личности ребенка, а также успешно решаются воспитательные задачи. 
 
Для того чтобы задача развития решалась успешно в процессе обучения детей дошкольного возраста, оно должно представлять собой целостную систему, включающую три основных компонента: задачи и адекватное им содержание (образование), соответствующие формы организации процесса обучения, его результаты.

Обучение, являясь составной  частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах его организации с использованием специальных методов и приемов. Обучение в детском саду отличается от школьного: знания даются в доступной форме; обучение протекает в разнообразной форме (занятия, экскурсии, дидактические игры-инсценировки); усвоение учебного материала происходит путем активных действий и практических манипуляций с предметами, в разнообразных видах деятельности (играх, рисовании, конструировании в занимательной и интересной форме); обучение детей дошкольного возраста является изустным, т.е. докнижным. Обучение имеет важное значение в подготовке детей к школе (у детей формируются основы учебной деятельности); руководящая роль в обучении принадлежит воспитателю.

Организуя специально организованное обучение, педагог руководствуется в своей работе дидактическими принципами: систематичности и последовательности, доступности передачи знаний, наглядности, активности, индивидуального подхода, эмоциональности. 
 
Обучение дошкольников ориентировано прежде всего на приобретение знаний, умений и навыков, нередко выступающих как самоцель. Исходя из этого, весь образовательный процесс в ДОУ нередко направлен на формирование определенного круга знаний, необходимых ребенку в школе, а не на развитие познавательных процессов.

Одной из проблем обучения дошкольников является проникновение  в детский сад школьных форм и  методов работы: предметные занятия  по расписанию, статичная поза «примерного» ученика; опрос у доски; безраздельная учительская инициатива. Субъектом познавательной деятельности нередко является воспитатель, но не ребенок. Учебная деятельность навязывается взрослым, очень часто организуется в неинтересной для ребенка форме. Занятия с прямым обучением - суррогат, подавляющий инициативу и активность ребенка, не имеющий для ребенка ни смысла, ни интереса, ни развивающего значения. Жесткая регламентация места, порядка и хода проведения занятий создают психологические трудности для реализации программных задач. 
 
Другой проблемой обучения дошкольников является большое количество занятий и введение дополнительных образовательных услуг, которые нередко создают заорганизованность детей, превращая детский сад в статус репетиторского звена между дошкольным и школьным образованием. Чрезмерное количество занятий негативно сказывается на состоянии здоровья дошкольников.

Новые подходы в обучении дошкольников строятся на основе следующих принципов: 
 
- принцип вариативности моделей познавательной деятельности, который предусматривает вариативность содержания, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности детей; 
 
- принцип развития самоценных форм активности, в соответствии с которым ребенок имеет возможность познавать мир через виды деятельности, наиболее привлекательные для него (рисование, конструирование, чтение вместе со взрослым, ролевая игра и др.) Задача взрослого - организация развивающей среды для этой деятельности;

 
- принцип общего психологического  пространства, который учитывает,  что каждый человек имеет собственное  психологическое пространство. Оно включает в себя круг его предпочтений, устремлений, желаний, интересов, самоценных видов деятельности. В организации учебно-познавательной деятельности принципиально важно, чтобы совпадали психологические пространства ребенка и педагога, чтобы ребенок не решал задачи взрослого («Ты должен это знать и уметь»), чтобы эти задачи были общими и осуществлялись ребенком и педагогом совместно;

- принцип игрового познания, который ранее трактовался как  принцип игрового обучения. Это  не игра на занятии, а все  занятие в игре, игра мысли  в различных видах деятельности  рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям).

  • Становление произвольного поведения (стремление управлять собой и своими поступками).
  • Проявление личного сознания (самооценки). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.
  • Готовится к школе, что проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения. Это результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель его психического, умственного, эмоционального и социального развития.
  • Обнаруживается произвольность поведения: умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам.
  • Появляется мотивация к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.
  • В интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и наглядно-образного мышления; наличие фонематического слуха, способностей к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительно-двигательная координация (способность управлять движениями руки и пальцев).
  • В личностной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.
  • В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает.

Глава II. Специфика обучения дошкольников.

В современной дошкольной педагогике обучение характеризуется  как вид познавательной деятельности человека. Обучение детей дошкольного  возраста - это систематический целенаправленный, планомерный процесс, обеспечивающий передачу им в доступной форме знаний, умений и навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в ДОУ, а также развития познавательных способностей, любознательности и познавательной активности. Обучение - это специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, которая определяет его цели, задачи, содержание, формы и методы, отбирает учебные пособия, дидактический материал.

Специально организованное обучение необходимо ребенку-дошкольнику для упорядочения впечатлений, которые получает ребенок из окружающего мира стихийно и бессистемно. В процессе целенаправленного обучения происходит интеллектуальное развитие детей. Оно рассматривается как целостная форма педагогической деятельности, направленная на развитие детей. Специально организованное обучение ускоряет темпы индивидуального развития ребенка, способствует развитию любознательности и наблюдательности, пытливости и сообразительности; в условиях специально организованного обучения идет всестороннее развитие личности ребенка, а также успешно решаются воспитательные задачи. 
 
Для того чтобы задача развития решалась успешно в процессе обучения детей дошкольного возраста, оно должно представлять собой целостную систему, включающую три основных компонента: задачи и адекватное им содержание (образование), соответствующие формы организации процесса обучения, его результаты.

Обучение, являясь составной  частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах его организации с использованием специальных методов и приемов. Обучение в детском саду отличается от школьного: знания даются в доступной форме; обучение протекает в разнообразной форме (занятия, экскурсии, дидактические игры-инсценировки); усвоение учебного материала происходит путем активных действий и практических манипуляций с предметами, в разнообразных видах деятельности (играх, рисовании, конструировании в занимательной и интересной форме); обучение детей дошкольного возраста является изустным, т.е. докнижным. Обучение имеет важное значение в подготовке детей к школе (у детей формируются основы учебной деятельности); руководящая роль в обучении принадлежит воспитателю.

Организуя специально организованное обучение, педагог руководствуется в своей работе дидактическими принципами: систематичности и последовательности, доступности передачи знаний, наглядности, активности, индивидуального подхода, эмоциональности. 
 
Обучение дошкольников ориентировано прежде всего на приобретение знаний, умений и навыков, нередко выступающих как самоцель. Исходя из этого, весь образовательный процесс в ДОУ нередко направлен на формирование определенного круга знаний, необходимых ребенку в школе, а не на развитие познавательных процессов.

Одной из проблем обучения дошкольников является проникновение  в детский сад школьных форм и  методов работы: предметные занятия  по расписанию, статичная поза «примерного» ученика; опрос у доски; безраздельная учительская инициатива. Субъектом познавательной деятельности нередко является воспитатель, но не ребенок. Учебная деятельность навязывается взрослым, очень часто организуется в неинтересной для ребенка форме. Занятия с прямым обучением - суррогат, подавляющий инициативу и активность ребенка, не имеющий для ребенка ни смысла, ни интереса, ни развивающего значения. Жесткая регламентация места, порядка и хода проведения занятий создают психологические трудности для реализации программных задач. 
 
Другой проблемой обучения дошкольников является большое количество занятий и введение дополнительных образовательных услуг, которые нередко создают заорганизованность детей, превращая детский сад в статус репетиторского звена между дошкольным и школьным образованием. Чрезмерное количество занятий негативно сказывается на состоянии здоровья дошкольников.

Новые подходы в обучении дошкольников строятся на основе следующих принципов: 
 
- принцип вариативности моделей познавательной деятельности, который предусматривает вариативность содержания, форм и методов организации учебно-познавательной деятельности детей; 
 
- принцип развития самоценных форм активности, в соответствии с которым ребенок имеет возможность познавать мир через виды деятельности, наиболее привлекательные для него (рисование, конструирование, чтение вместе со взрослым, ролевая игра и др.) Задача взрослого - организация развивающей среды для этой деятельности;

 
- принцип общего психологического  пространства, который учитывает,  что каждый человек имеет собственное  психологическое пространство. Оно включает в себя круг его предпочтений, устремлений, желаний, интересов, самоценных видов деятельности. В организации учебно-познавательной деятельности принципиально важно, чтобы совпадали психологические пространства ребенка и педагога, чтобы ребенок не решал задачи взрослого («Ты должен это знать и уметь»), чтобы эти задачи были общими и осуществлялись ребенком и педагогом совместно;

- принцип игрового познания, который ранее трактовался как  принцип игрового обучения. Это  не игра на занятии, а все  занятие в игре, игра мысли  в различных видах деятельности

2.1 Психолого-педогогические  основы обучения дошкольников.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи  и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны  осознают необходимость целенаправленного  воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Родители должны быть уверены  в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд»  на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные  черты, создавать условия для  их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах  с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения  «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша. Помня о том, что педагогическая деятельность относится к разряду  управленческих, призванных вызвать  у партнера ответную реакцию в  виде действий, слов, переживаний, современный  педагог не допустит в разговоре  с родителями жалоб на ребенка, призывов «принять меры», «разобраться».

На чем основывается доверие  родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его  личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Информация о работе Особенности воспитания дошкольников