Рынок образовательных услуг для
детей с ограниченными возможностями
здоровья чрезвычайно ограничен, в
малых городах и сельских поселениях
дети-инвалиды нередко остаются вне системы
образования по сугубо экономическим
причинам. Безусловно, играет негативную
роль и то, что география создания образовательных
учреждений не всегда соблюдается.
Если в отношении инвалидности
населения в целом можно говорить
о сложившемся устойчивом региональном
распределении, то в отношении детской
инвалидности это распределение
находится в стадии становления.
Наиболее ярко об этом свидетельствует
хаотичный набор территорий на полюсах
максимальных и минимальных значений
детской инвалидности. В 1996 г. максимальные
уровни детской инвалидности зафиксированы
в республиках: Дагестан (22,6), Тува (20,5),
Алтай (18,6), Мордовия (17,7), Коми (17,3), а
также в Омской (19,0) и Челябинской
(17,3) областях. Минимальные уровни детской
инвалидности зарегистрированы в 4 из
9 Автономных округов: Чукотском (9,3), Корякском
(9,4), Ямало-Ненецком (10,6), Эвенкийском (11,3),
а также в Тюменской (5,3), Камчатской
(9,9) и Мурманской (10,8) областях.
В настоящее время в России насчитывается
более 2 млн. детей с ограниченными
возможностями (8% всей детской популяции),
из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.
При этом около 90 тыс. детей имеют
нарушения физического статуса,
что затрудняет их передвижение в
пространстве и доступ к социально-образовательным
ресурсам. Это свидетельствует о
масштабности проблемы инвалидности и
определяет необходимость принятия
на государственном уровне комплекса
мер по созданию системы социальной
защиты и социальной интеграции детей
с ограниченными возможностями.
- Адаптация детей-инвалидов.
Инклюзивное образование
– как перспективный новаторский
метод воспитания и обучения детей-инвалидов.
Вместе мы выстоим, порознь
- потонем!
(Диксон)
Общество не всегда правильно
понимает проблемы таких семей, и
лишь небольшой их процент ощущает
поддержку окружающих. В связи с этим
родители не берут детей с ОВ в театр, кино,
зрелищные мероприятия и т.д., тем самым,
обрекая их с рождения на полную изоляцию
от общества. В последнее время родители
с аналогичными проблемами налаживают
между собой контакты.
Родители стараются воспитывать
своего ребенка, избегая его невротизации,
эгоцентризма, социального и психического
инфантилизма, давая ему соответствующее
обучение, профориентацию на последующую
трудовую деятельность. Это зависит от
наличия педагогических, психологических,
медицинских знаний родителей, так как,
чтобы выявить, оценить задатки ребенка,
его отношение к своему дефекту, реакцию
на отношение окружающих, помочь ему социально
адаптироваться, максимально самореализоваться,
нужны специальные знания. Большинство
родителей отмечают их недостаток в воспитании
ребенка с ОВ, отсутствуют доступная литература,
достаточная информация, медицинские
и социальные работники. Почти все семьи
не имеют сведений о профессиональных
ограничениях, связанных с болезнью ребенка,
о выборе профессии, рекомендуемой больному
с такой патологией. Дети с ОВ обучаются
в обычных школах, на дому, в специализированных
школах-интернатах по разным программам
(общеобразовательной школы, специализированной,
рекомендованной для данного заболевания,
по вспомогательной), но все они требуют
индивидуального подхода.
Особое место в воспитании
и обучении детей-инвалидов стало
занимать так называемое ИНКЛЮЗИВНОЕ (ВКЛЮЧАЮЩЕЕ)
ОБРАЗОВАНИЕ.
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся
в полном объеме участвовать в жизни коллектива
детского сада, школы, института, в дошкольной
и школьной жизни
Включающее образование обладает ресурсами, направленными
на стимуляцию равноправия обучающихся
и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
Включающее образование направлено на развитие у всех
людей способностей, необходимых для общения.
Включающее образование базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включение – это
не интеграция:
- Включение – это больше, чем интеграция.
- Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
- Специалисты приходят помогать детям.
- Обычные школы изменяются.
- Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
- Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
- Воспринимают человеческие различия как обычные.
- Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
- Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
- Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.
Включение – это:
- НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе;
- НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки;
- НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей;
- НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.
Инклюзивные сообщества:
• Быть инклюзивным означает
искать пути для всех детей быть
вместе
во время обучения (включая детей с инвалидностью)
• Инклюзия – это принадлежность
к сообществу (группе друзей, школе,
тому месту, где живем)
Инклюзия означает раскрытие каждого
ученика с помощью образовательной
программы, которая достаточно сложна,
но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия
и поддержку, необходимые ученику и учителям
для достижения успеха.
- В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
- Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие
инклюзии:
- Разработать философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
- Всесторонне планируйте инклюзию
- В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация
- Включайте родителей
- Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
- Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные представления
об инклюзии:
- Представление что присутствие в школе само по себе достаточно
- Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
- Фокусирование не на целях, а на действиях
- Когда основной направленностью услуг является обучение программе,
а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
- Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Существующие
барьеры:
- Архитектурная недоступность школ
- Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
- Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах
- Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки
Законодательные
ресурсы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
- Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
- Конвенция о правах ребенка
Правила инклюзивной
школы
- Все ученики равны в школьном сообществе
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
- Планируется и проводится эффективное обучение
- Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников,
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
- Семьи активно участвуют в жизни школы
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Принципы формирования
индивидуальной программы обучения:
- Подходит для всех учеников – не только для учеников с инвалидностью
- Средство приспособления к широкому кругу возможностей ученика
- Способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения
- Применимость ко всем составным частям программы и привычной манере поведения в классе
- Обязанность всех работников, вовлеченных в процесс обучения
- Наиболее вероятное повышение успешности ученика
Обычный учитель
может быть успешен при условии,
если:
- Он достаточно гибок,
- Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
- Он уважает индивидуальные различия
- Он может слушать и применять рекомендации других членов команды
- Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
- Он согласен работать с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
- У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
- Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
- Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика
- Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
- Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
- Существуют процедуры оценки эффективности
Инклюзивное обучение
в России: задачи, проблемы и перспективы
Интеграция «проблемных»
детей в общеобразовательные
учреждения — это закономерный этап
развития системы специального образования
в любой стране мира, процесс, в
который вовлечены все высокоразвитые
страны, в том числе и Россия.
Такой подход к образованию неординарных
детей вызван к жизни причинами
различного характера. Совокупно их
можно обозначить как социальный
заказ достигших определенного
уровня экономического, культурного, правового
развития общества и государства.
Этап этот связан с переосмыслением
обществом и государством своего
отношения к инвалидам, с признанием
не только равенства их прав, но и
осознанием обществом своей обязанности
обеспечить таким людям равные со
всеми другими возможности в
разных областях жизни, включая образование.
Интеграция
— не новая для Российской Федерации проблема.
В массовых детских садах и школах России
находится много детей с отклонениями
в развитии. Эта категория детей крайне
разнородна и «интегрирована» в среду
нормально развивающихся сверстников
по разным причинам.