1.
Особенности воспитательного
процесса и его
содержание
В
целостном педагогическом
процессе важное место
зани-мает процесс
воспитания. Сущ-ность,
а также место
и роль этого процесса
легче всего обнару-жить,
рассматривая его
в структуре более
общего процесса формирования
личности (рис. 1).
В
той части, где
формирова-ние личности
имеет управляемый,
контролируемый характер,
где люди руководствуются
сознательными намерениями,
дей-ствуют не стихийно,
а по заранее намеченному
плану в соот-ветствии
с поставленными
задачами, и проявляется
воспита-ние.
Воспитание -
процесс целенаправленного
формирования личности.
Педагогика / Под
ред. И.П.Пидкасистого. -
М., 1996.
Это
специально организованное,
управляемое и
кон-тролируемое
взаимодействие воспитателей
и воспитанников,
конечной своей целью
имеющее формирование
личности, нужной и полезной
обществу.
В
учебных пособиях
по педаго-гике прежних
лет была распространена
формулировка, соглас-но
которой процесс
воспитания - это
организованное, целе-направленное
руководство воспитанием
школьников в соответ-ствии
с целями, поставленными
обществом.
Уязвимость
данно-го определения
мы легко обнаруживаем,
сопоставляя значения
понятий «взаимодействие»
и «руководство».
Первое отражает сложнейшие
отношения воспитателей
и воспитуемых, отводя
последним активную
роль, а второе пред-ставляет
их как пассивный объект
педагогического руководства.
В современном понимании
процесс воспитания -
это именно эффективное
взаимодействие воспитателей
и воспитанников, направленное
на достижение заданной
цели.
Рисунок
№ 1
Воспитательный
процесс имеет
ряд особенностей.
Прежде всего это
процесс целенаправленный.
Наибольшую эффектив-ность
обеспечивает такая
его организация,
при которой цель
воспитания превращается
в цель, близкую
и понятную воспитан-нику.
Именно единством целей,
сотрудничеством при
их дости-жении характеризуется
современный воспитательный
процесс. Педагогика /
Под ред. И.П.Пидкасистого. -
М., 1996.
Процесс
воспитания - процесс
многофакторный, в
нем проявляются
многочисленные объективные
и субъективные факторы,
обусловливающие своим
совокупным действием
не-вообразимую сложность
данного процесса.
Установлено,
что соответствие
субъективных факторов,
выражающих внутренние
потребности личности,
объективным условиям,
в которых лич-ность
живет и формируется,
помогает успешно решать
задачи воспитания.
Чем больше по своему
направлению и содержа-нию
совпадают влияния организованной
воспитательной дея-тельности
и объективных условий,
тем успешнее осуществляет-ся
формирование личности.
Процесс
воспитания - процесс
комплексный. Комплекс-ность
в данном контексте
означает единство целей,
задач, со-держания,
форм и методов воспитательного
процесса, подчи-ненное
идее целостности формирования
личности. Формирование
личностных качеств
происходит не поочередно,
а одновременно, в комплексе,
поэтому и педаго-гическое
воздействие должно
иметь комплексный характер.
Это не исключает, что
в какой-то момент приходится
уделять большее внимание
тем качествам, которые
по уровню сформи-рованное
не соответствуют развитию
других качеств.
Ком-плексный
характер воспитательного
процесса требует
соблюде-ния целого
ряда важных педагогических
требований, тщатель-ной
организации взаимодействия
между воспитателями
и вос-питанниками.
Новикова Л.И., Сидоркин
А.М. Воспитательная
система. //Российская
педагогическая энциклопедия,
Т. 1 . - М., 1993.
Воспитательному процессу
присущи значительная вариа-тивность
и неопределенность результатов. В
одних и тех же условиях последние
могут существенно отли-чаться. Это
обусловлено действиями названных
выше субъек-тивных факторов: большими
индивидуальными различиями воспитанников,
их социальным опытом, отношением к воспи-танию.
Уровень профессиональной подготовленности
воспита-телей, их мастерство, умение руководить
процессом также ока-зывают большое влияние
на его ход и результаты.
Процесс
воспитания имеет
двусторонний характер.
Его те-чение необычно
тем, что идет в
двух направлениях:
от воспи-тателя к
воспитаннику и от
воспитанника к воспитателю.
Управление процессом
строится главным образом на обратных
связях, т. е. на той информации, которая
поступает от воспитанников. Чем больше
ее в распо-ряжении воспитателя, тем целесообразнее
воспитательное воз-действие.
Под
содержанием воспитания
понимают систему
знаний, убеждений, навыков,
качеств и черт
личности, устойчивых
привычек поведения,
которыми должны овладеть
учащиеся в соответствии
с поставленными целями
и задачами. Умствен-ное,
физическое, трудовое
и политехническое,
нравственное, эстетическое
воспитание, слитые
в целостном педагогическом
процессе, и дают возможность
достичь главную цель
воспита-ния - формирование
всесторонне и гармонически
развитой личности.
В
последние годы взгляды
на содержание воспитательного
процесса быстро и
радикально менялись.
Нет единства и
се-годня: наше общество,
а вместе с ним и школа
переживают трудный
период постижения объективной
истины. Взят курс на
гуманизацию и демократизацию
школы, который должен
привести к новому качеству
воспитания.
В
основе современной
идеологии воспитания
лежат следующие
комроненты: Подласый
И.П. Педагогика. - П., 1996.
Реализм
целей воспитания.
Реальная цель сегодня -
раз-ностороннее
развитие человека,
опирающееся на его
способ-ности и
дарования. Средство
достижения этой цели -
освое-ние человеком
базовых основ
культуры. Отсюда центральное
понятие содержания
воспитания - «базовая
культура» лично-сти.
Это культура жизненного
самоопределения: экономическая
культура и культура
труда; политическая,
демократическая и правовая;
нравственная и экологическая,
художественная и физическая;
культура семейных отношений.
Совместная
деятельность детей
и взрослых. Поиск
со-вместно с детьми
нравственных образцов,
лучших образцов ду-ховной
культуры, культуры
деятельности, выработка
на этой основе собственных
ценностей, норм и
законов жизни
состав-ляют содержание
работы воспитателя,
обеспечивая активную
личную позицию школьника
в воспитательном процессе.
Самоопределение.
Развивающее воспитание
предполагает формирование
целостной личности -
человека с твердыми
убеждениями, демократическими
взглядами и жизненной
по-зицией. Важнейший
элемент содержания
воспитания - куль-тура
жизненного самоопределения
человека. Жизненное
само-определение - понятие
более широкое, чем только
профес-сиональное и
даже гражданское. Культура
жизненного самооп-ределения
характеризует человека
как субъекта собственной
жизни и собственного
счастья. Именно в гармонии
человека с самим собой
должно идти гражданское,
профессиональное и
нравственное самоопределение.
Личностная
направленность воспитания.
В центре всей воспитательной
работы школы должны
стоять не программы,
не мероприятия, не формы
и методы, а сам ребенок,
подрос-ток, юноша - высшая
цель, смысл нашей педагогической
за-боты. Надо развивать
их индивидуальные склонности
и инте-ресы, своеобразие
характеров, чувство
собственного достоинст-ва.
Движение от ближайших
интересов воспитанников
к разви-тию высоких
духовных потребностей
должно стать правилом
воспитания.
Добровольность.
Без собственной
доброй воли воспитан-ников
не могут быть воплощены
сущностные идеи воспитания:
ни идея развития, ни
идея со-трудничества.
Воспитательный процесс,
если он организован
как принудительный,
ведет к деградации
нравственности как
ребен-ка, так и учителя.
Детей нельзя обязать
«воспитываться». Сво-бодная
воля воспитанника проявляется,
если воспитатели опи-раются
на интерес, романтику,
чувство товарищеского
и граж-данского долга,
стремление к самодеятельности
и творчеству.
Коллективистская
направленность. В
содержании воспи-тательной
работы предстоит
преодолеть отношение
к коллек-тиву как
к сугубо дисциплинарному
средству, способному
лишь подавлять личность,
а не возвышать ее духовные,
нравствен-ные силы.
Устремленность
школы в жизнь -
залог обновления
содер-жания и
способов воспитания,
открывающего путь:
Подласый И.П. Педагогика. -
П., 1996.
a. от нивелирования
личности к ее разностороннему разви-тию;
b. от заучивания
догм к познанию и преобразованию
мира;
c. от авторитарности
и отчужденности к гуманности
и со-трудничеству.
Как практически должно
быть организовано содержание воспитания
для осуществления этих идей? Сегодня
мало сооб-щить воспитаннику: человек
должен получить умственное, нравственное,
эстетическое и т. д. воспитание. У него
неизбеж-но возникают практические вопросы
- для чего это нужно, что это дает? В зарубежных
воспитательных системах именно эта практическая
сторона выходит на первый план и служит
мощным стимулом выработки положительного
отношения к содержанию воспитания.
Хорошо организованное
воспитание должно подготовить человека
к трем главным ролям в жизни
- гражданина, работ-ника, семьянина. Попытаемся
определить конкретные качества личности
и обязательства человека по выделенным
направле-ниям.
Воспитание принадлежит
к социальным явлениям и выступает
в роли одного из факторов жизни
и развития общества. С точки зрения
социальной, воспитание - это целенаправленная
подготовка молодого поколения к жизни
в данном и будущем обществе, осуществляемая
через специаль-но создаваемые государственные
и общественные структуры, контролируемая
и корректируемая обществом. Например,
создание сети учебных заведений составляет
одно из про-явлений воспитания как социального
явления.
Если
взглянуть на воспитание
с точки зрения
биоло-гической, то мы
обнаружим характеристику
воспитания, несколько
отличную от предыдущих:
в царстве животных
мать помогает детенышу
приспособиться к жизни
и успеть развить жизненно
важные навыки, производит
она это, подчиняясь
сильнейшему заложенному
природой ин-стинкту,
реализация которого
обеспечивает продолжи-тельность
рода; в действиях матери
отсутствует целенапра-вленность,
проистекающая из анализа
социальной ситуа-ции
или ситуации жизни.
Всем доступно наблюдать,
как упражняет в хищнических
навыках кошка своих детены-шей,
хотя при сегодняшнем положении
кошек в домах она, вероятно, сама
не поймала ни одной мышки. Воспита-ние
в мире животных - это только начатки
будущего человеческого воспитания, основание
пирамиды, которое вы-страивало человечество
на протяжении истории своего су-ществования,
все более осознавая великую роль усилий
старших, направленных в адрес младших,
вступающих в жизнь, и все более наделяя
эти направленные усилия целью. Но и эти
начатки обнаруживаются в человеческом
существовании, достаточно проследить
за поведением мо-лодых женщин по отношению
к малышам: всем им свой-ственна в тот или
иной мере забота о маленьком ребенке.
Воспитание -
элемент общечеловеческой
культуры и подлежит
изучению с позиции
культурологической.
Тогда этот процесс
предстает перед
нами как целенаправленная
помощь ребенку в
его вхождении
в современную
культуру, достижения
которой складывались
на протяжении дли-тельных
веков, а усвоение ее
ребенок должен произвести
за предельно короткие
сроки. Педагогика /
Под ред. И.П.Пидкасистого. -
М., 1996.
Последнее, а именно
предельно короткие сроки вхож-дения
ребенка в контекст культуры породили
воспитание как профессиональное явление
- то, что организуется профессионалами-педагогами
в специальных воспитатель-ных учреждениях,
наделенными обществом профессио-нальными
полномочиями и несущими профессиональную
ответственность перед обществом.
Воспитание - это целенаправленная
содержательная про-фессиональная деятельность
педагога, содействующая макси-мальному
развитию личности ребенка, вхождению
ребенка в контекст современной культуры,
становлению его как субъекта и стратега
собственной жизни, достойной Человека.
Основные принципы
гуманистической педагогики
Многие гуманисты
прошлого считали, что образование
как передача знания от поколения
к поколению само собой обеспечивает
развитие этически и граждански ответственной
личности. Предполагалось, что теоретическое
знание, его простая трансляция едва ли
ни автоматически определяет мировоззрение
человека и его повседневное поведение,
становится неотъемлемой частью не только
его сознания, но и закладывает в нем глубинные,
экзистенциальные (смысложизненные) ценности.
В реальности же между знанием и ценностями,
знанием и повседневными привычками огромная
дистанция. Доступность информации сама
по себе не способна придать смысл жизни
человеку, как не дает и умения устроить
ее. (Не нужны никакие эксперименты для
понимания того, что, если ежедневно глядеть
в экран телевизора по 10 – 15 часов, то можно
в итоге превратиться если не в пациента
психлечебницы, то в весьма ограниченного
человека с неадекватным восприятием
действительности.)
Гуманистическая педагогика
ставит задачу преодолеть разрыв и установить
гармонию между (1) знанием как таковым,
(2) знанием жизненно важным для человека
(мировоззрением), (3) личностным центром
человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками
личности.
С точки зрения содержания
образования, большое значение в рамках
гуманизма придается этическому, точнее
аксиологическому (ценностному) воспитанию.
По мнению П. Куртца, цель этического воспитания
двояка: во-первых, развитие в детях личностного
начала, позволяющего им самостоятельно
осмыслять и соблюдать общие моральные
правила как по отношению к самим себе,
так и по отношению к другим; во-вторых,
воспитание способности этического познания
и умения вести критическое этическое
исследование. Последнее представляется
особенно важным для гуманизма как педагогической
и мировоззренческой парадигмы и отличает
ее от всех других моделей воспитания.