Особенности воспитательного процесса и его содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 04:49, реферат

Описание

В целостном педагогическом процессе важное место зани-мает процесс воспитания. Сущ-ность, а также место и роль этого процесса легче всего обнару-жить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности

Работа состоит из  1 файл

воспитание как система.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

1. Особенности воспитательного  процесса и его  содержание

В целостном педагогическом процессе важное место  зани-мает процесс  воспитания. Сущ-ность, а также место  и роль этого процесса легче всего обнару-жить, рассматривая его  в структуре более  общего процесса формирования личности (рис. 1).

В той части, где  формирова-ние личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются  сознательными намерениями, дей-ствуют не стихийно, а по заранее намеченному  плану в соот-ветствии с поставленными задачами, и проявляется воспита-ние.

Воспитание - процесс целенаправленного  формирования личности. Педагогика / Под  ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

Это специально организованное, управляемое и  кон-тролируемое  взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педаго-гике прежних  лет была распространена формулировка, соглас-но которой процесс  воспитания - это  организованное, целе-направленное руководство воспитанием школьников в соответ-ствии с целями, поставленными обществом.

Уязвимость  данно-го определения  мы легко обнаруживаем, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе пред-ставляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Рисунок № 1

Воспитательный  процесс имеет  ряд особенностей. Прежде всего это  процесс целенаправленный. Наибольшую эффектив-ность  обеспечивает такая  его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую  и понятную воспитан-нику. Именно единством целей, сотрудничеством при их дости-жении характеризуется современный воспитательный процесс. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

Процесс воспитания - процесс  многофакторный, в  нем проявляются  многочисленные объективные  и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием не-вообразимую сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых лич-ность  живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержа-нию совпадают влияния организованной воспитательной дея-тельности и объективных условий, тем успешнее осуществляет-ся формирование личности.

Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплекс-ность в данном контексте означает единство целей, задач, со-держания, форм и методов воспитательного процесса, подчи-ненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педаго-гическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформи-рованное не соответствуют развитию других качеств.

Ком-плексный характер воспитательного  процесса требует  соблюде-ния целого ряда важных педагогических требований, тщатель-ной  организации взаимодействия между воспитателями  и вос-питанниками. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.

Воспитательному процессу присущи значительная вариа-тивность и неопределенность результатов. В  одних и тех же условиях последние  могут существенно отли-чаться. Это  обусловлено действиями названных выше субъек-тивных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспи-танию. Уровень профессиональной подготовленности воспита-телей, их мастерство, умение руководить процессом также ока-зывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет  двусторонний характер. Его те-чение необычно тем, что идет в  двух направлениях: от воспи-тателя к  воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Управление процессом  строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо-ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз-действие.

Под содержанием воспитания понимают систему  знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умствен-ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспита-ния - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды  на содержание воспитательного  процесса быстро и  радикально менялись. Нет единства и  се-годня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной  идеологии воспитания лежат следующие  комроненты: Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня - раз-ностороннее  развитие человека, опирающееся на его  способ-ности и  дарования. Средство достижения этой цели - освое-ние человеком  базовых основ  культуры. Отсюда центральное  понятие содержания воспитания - «базовая культура» лично-сти. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

Совместная  деятельность детей  и взрослых. Поиск  со-вместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов ду-ховной культуры, культуры деятельности, выработка  на этой основе собственных  ценностей, норм и  законов жизни  состав-ляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной  по-зицией. Важнейший элемент содержания воспитания - куль-тура жизненного самоопределения человека. Жизненное само-определение - понятие более широкое, чем только профес-сиональное и даже гражданское. Культура жизненного самооп-ределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

Личностная  направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подрос-ток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической за-боты. Надо развивать их индивидуальные склонности и инте-ресы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинст-ва. Движение от ближайших интересов воспитанников к разви-тию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

Добровольность. Без собственной  доброй воли воспитан-ников  не могут быть воплощены  сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея со-трудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведет к деградации нравственности как ребен-ка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Сво-бодная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опи-раются на интерес, романтику, чувство товарищеского и граж-данского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

Коллективистская  направленность. В  содержании воспи-тательной  работы предстоит  преодолеть отношение  к коллек-тиву как  к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравствен-ные силы.

Устремленность  школы в жизнь - залог обновления содер-жания и  способов воспитания, открывающего путь: Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.

a. от нивелирования  личности к ее разностороннему разви-тию;

b. от заучивания  догм к познанию и преобразованию  мира;

c. от авторитарности  и отчужденности к гуманности  и со-трудничеству.

Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сооб-щить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбеж-но возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работ-ника, семьянина. Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направле-ниям.

Воспитание принадлежит  к социальным явлениям и выступает  в роли одного из факторов жизни  и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специаль-но создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из про-явлений воспитания как социального явления.

Если  взглянуть на воспитание с точки зрения биоло-гической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько  отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой ин-стинкту, реализация которого обеспечивает продолжи-тельность рода; в действиях матери отсутствует целенапра-вленность, проистекающая из анализа социальной ситуа-ции или ситуации жизни.

Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических  навыках кошка своих детены-шей, хотя при сегодняшнем положении  кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспита-ние  в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое вы-страивало человечество на протяжении истории своего су-ществования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью. Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением мо-лодых женщин по отношению к малышам: всем им свой-ственна в тот или иной мере забота о маленьком ребенке.

Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции  культурологической. Тогда этот процесс  предстает перед  нами как целенаправленная помощь ребенку в  его вхождении  в современную  культуру, достижения которой складывались на протяжении дли-тельных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

Последнее, а именно предельно короткие сроки вхож-дения  ребенка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление - то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитатель-ных учреждениях, наделенными обществом профессио-нальными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание - это целенаправленная содержательная про-фессиональная деятельность педагога, содействующая макси-мальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Основные принципы гуманистической педагогики

Многие гуманисты  прошлого считали, что образование  как передача знания от поколения  к поколению само собой обеспечивает развитие этически и граждански ответственной  личности. Предполагалось, что теоретическое  знание, его простая трансляция едва ли ни автоматически определяет мировоззрение человека и его повседневное поведение, становится неотъемлемой частью не только его сознания, но и закладывает в нем глубинные, экзистенциальные (смысложизненные) ценности. В реальности же между знанием и ценностями, знанием и повседневными привычками огромная дистанция. Доступность информации сама по себе не способна придать смысл жизни человеку, как не дает и умения устроить ее. (Не нужны никакие эксперименты для понимания того, что, если ежедневно глядеть в экран телевизора по 10 – 15 часов, то можно в итоге превратиться если не в пациента психлечебницы, то в весьма ограниченного человека с неадекватным восприятием действительности.)

Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и установить гармонию между (1) знанием как таковым, (2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением), (3) личностным центром человека, его я, и (4) практикой, т.е. поступками личности.

С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоятельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педагогической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других моделей воспитания.

Информация о работе Особенности воспитательного процесса и его содержание