Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:58, доклад

Описание

В исследовании И.Б. Карелиной отмечается, что общим характерным признаком для детей с дизартрией является полиморфное нарушение звукопроизношения. Наиболее трудными в произношении оказываются твердые свистящие: (с)-98%, (з)-96%. Для свистящих характерно межзубное произношение, реже – губно-зубное и призубное. Аналогичные нарушения встречаются и в группе шипящих: (ш), (ж)- 95%.

Работа состоит из  1 файл

Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)

Особенности звукопроизношения  у детей с дизартрией 
 

   В исследовании И.Б. Карелиной отмечается, что общим  характерным признаком для детей  с дизартрией является полиморфное  нарушение звукопроизношения. Наиболее трудными в произношении оказываются  твердые свистящие: (с)-98%, (з)-96%. Для свистящих характерно межзубное произношение, реже – губно-зубное и призубное. Аналогичные нарушения встречаются и в группе шипящих: (ш), (ж)- 95%.  Среди аффрикат чаще страдает произношение (ц)-95%, (ч)-80%. Звук (ц) заменяется на (с’) или искаженное (с), звук (ч) заменяется на (т’) или искажается, звук (щ) заменяется на искаженное (ч), (ш), (с’).

   В группе соноров преобладают нарушения  звука (л)-85%: имеет место губно-губной, губно-зубной и межзубный ламдацизм. Звук (л’) заменятся на (j). Среди расстройств произношения звуков (р), (р’) распространено велярное произношение. Звук (р’) заменяется  на (j).

   Заднеязычные (г) и (к)  заменяются на (т) и (д) или  отсутствуют.

   Остальные согласные остаются сохранными. Твердые  звуки нарушаются чаще, чем мягкие.

   Нарушения произношения не  стабильны и  зависят , например, от позиции звука  в слове. Наибольшие трудности возникают  при позиции звука в середине слова и в безударном слоге. Сложным  для детей являются слова со стечением  согласных. Вследствие трудностей, возникающих при переключении от одного артикуляционного уклада к другому  ( кинетическая диспраксия), встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова.

   Недостаточно  тонкая дифференцировка артикуляционных  движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. Например, звук (у) приближается к (о), (и) к (э). 
 

   Сравнительная характеристика форм дизартрии 

 
Этиология
 
Патогенез
 
Симптоматика
 
Коррекция
 
Псевдобульбарная
       
 
Корковая
       
 
  1. К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. Дизартрии (с. 173-189).
  2. О.В. Правдина. Дизартрия (189-195). 

Информация о работе Особенности звукопроизношения у детей с дизартрией