Отчет по практике ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:44, отчет по практике

Описание

Цели педагогической практики:
- развитие педагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля, формировали исследовательского подхода к работе;
- подготовка к целостному выполнению функций учителя предметника, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися;
- отработка педагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативных и конструктивных умений.

Работа состоит из  1 файл

Отчет о прохождении педагогической практики.docx

— 260.62 Кб (Скачать документ)

Векторы образуют пространство, в  котором можно расположить все  группы, функционирующие в обществе. Общая схема приобретает такой вид.

Зарисовка студентами схемы. Обсуждение ее, применительно к их группе. (3 мин)

Обозначенные пять фигур соответствуют  разным типам групп:

1 - коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

2 – общность с высоким уровнем  социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования  (примером здесь может явиться  только что созданная группа, где отношения не развились  еще до коллективных);

3 - антиобщественная по содержанию своей деятельности группа, где, тем не менее, высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда преступников, мафия);

4 - антиобщественная группа при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу);

5 - группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто).

    1. Параметрическая концепция Льва Ильича Уманского. (3 мин)

Идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития.

В качестве таких обязательных параметров называются:

1) содержание нравственной направленности  группы — интегративное единство  ее целей, мотивов, ценностных ориентаций;

2) организационное единство группы;

3) групповую подготовленность в  сфере реализации совместной  деятельности;

4) психологическое единство —  интеллектуальную, эмоциональную, волевую  коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

 

 

9. Типология групп Л.И. Уманского.(3 мин)

В зависимости от выраженности каждого  из параметров группа располагается  по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу — коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий — кооперации и автономизации. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Зарисовка студентами схемы. Обсуждение с группой. (3 мин)

Интересной особенностью проведенного Л. И. Уманским и его сотрудниками анализа группообразования являются прослеживание развивающихся в  группе процессов и феноменов, фиксация постепенного превращения ее в действительно  коллективного субъекта деятельности. Так, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь просматриваются, то группа-кооперация уже отличается развитой и успешно действующей организационной структурой, довольно высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. А вот для группы-автономии характерными оказываются «синтетические» процессы типа групповой идентификации и эталонизации (монореферентности), группового обособления, внутренней слитности и спаянности, создающие основу для перехода на высший уровень.

Представители параметрического подхода выделяют особую стадию развития группы — приобретение ею элементов корпоративности, становление корпорацией. Однако в рамках обсуждаемого подхода корпорация не рассматривается как асоциальное образование. Скорее это группа с гипертрофированными чертами автономизации, ведущими к «групповому эгоизму», изоляции от других групп более крупной социальной общности, противостоянию им. По мнению Л. И. Уманского, своевременное обнаружение и устранение в группе, достигшей стадии автономии, элементов корпоративности, эффективное включение ее в межгрупповое взаимодействие, коррекция групповой направленности (придание последней подлинно общественного характера) способны вывести группу, хотя бы по наличному состоянию, на уровень коллектива.

Что же касается другой выделяемой в  контексте обсуждаемого подхода  линии развития группы, а именно — движения ее в направлении отрицательного полюса — антиколлектива, то общности, располагающиеся в этой части  континуума, характеризуются Л. И. Уманским как группы, замкнутые извне, но отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным  эгоцентризмом и эгоизмом (интраэгоизмом), активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью, и классифицируются по двум уровням, условно называемым дезинтеграцией и интраэгоизмом. Заметим, однако, что пока путь движения группы в сторону антиколлектива исследователями  скорее намечен, нежели обстоятельно изучен.

 

 

 

10.Заключение. (2 мин)

Психологические проблемы формирования и особенно развития малых групп  исследованы в меньшей степени, чем их структурные характеристики. Это связано с тем, что изучение динамики протекания социально-психологических  явлений в естественных группах  представляет собой сложную исследовательскую  задачу. Кроме того, динамические процессы в малых группах, относящихся  к различным классам, имеют существенные различия (например, в трудовых коллективах, семьях или дружеских компаниях). Наконец, в отечественной психологии все советский период проблема развития группы ставилась и решалась в  излишне идеологизированной форме, исходя из представлений о некоем эталоне развития группы (коллективе высокого уровня развития), поступательное продвижение к которому представлялось отличительной особенностью развития коллективов в условиях социалистического  общества. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности естественных групп в современном обществе остается актуальной проблемой социальной психологии.

 

Психолого-педагогический анализ занятия.

Денная лекция является вводной  в блоке теоретических лекций по психологии малых социальных групп. В дальнейшем при проведении теоретических  и практических занятий будут  иметь место ссылки на данный теоретический  материал.

На занятии решались в  основном образовательные задачи. Основной целью было дать теоретический материал, некоторые аспекты обсудить со студентами, вовлечь группу в диалог, на что  группа охотно откликнулась.

Время между этапами занятия  было распределено рационально, материал был логически связан.

Главный акцент во время  лекции делался на теоретический  материал, т.к. лекция была вводной. Основные, главные моменты давались под  запись с устными пояснениями  и обсуждениями.

Во время занятия, по ходу лекции на доске изображались схемы. Это делалось для большей наглядности, что помогало понять предлагаемый теоретический материал. Студенты охотно обсуждали предложенные схемы.

Работоспособность поддерживалась за счет смены видов деятельности (конспектирование, слушание, зарисовка  схем, обсуждение). Но время от времени  студенты уставали, отвлекались. Я думаю, что причиной этому было большое  количество теоретического материала.

При проведении лекции мне  помогала уверенность в себе, хорошее  знание предлагаемого материала, подготовленность. Предполагаю, что подача материала  была четкой, ясной, логически выстроенной, максимально понятной студентам.

На занятии удалось  реализовать все поставленные задачи. Считаю, что этому способствовало рациональное распределение времени, составление четкого, логического  плана занятия.

 

 

 

План-конспект семинарского занятия.

Тема: Развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп.

Цель: закрепление пройденного материала на лекции, определение на какой стадии развития находится ваша группа, осознание действующих в группе правил поведения.

 

План занятия.

  1. Приветствие, составление списка присутствующих (3 мин).
  2. Пояснительное погружение в тему занятия (2 мин).

Малую группу характеризует психологическая  и поведенческая общность ее членов (как сейчас у нас), которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим  образованием. Эта общность может  обнаруживаться по разным характеристикам: по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному  составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых  участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Подчас мы и не задумываемся о важности знаний этих характеристик. Сегодня  на занятии мы попытаемся подойти  к этой проблеме с позиции эксперта, о чем и свидетельствует тема нашего занятия: развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп.

  1. Название: стадии развития группы.

Разделение  на подгруппы, инструкции (2 мин).

Цель: определение, на какой стадии развития находится  группа.

Инструкция: давайте разделимся на 2 группы: первый вариант - это 1 группа и Вы рассматриваете стадии развития вашей группы 1871 с точки зрения теории Петровского, второй вариант - 2 группа, рассматриваете стадии развития группы 1871 с точки зрения теории Такмена. Опираться можно  на  сделанный вами недавно рисунок  группы. У вас для аргументирования стадий 5 минут.

Выступление подгрупп, обсуждение данных теорий применительно ко всей группе (по 15 минут на каждую подгруппу, всего 30 мин).

  1. Подведение итогов обсуждения (3 мин).

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая характеристика группы.

Данная группа была сформирована в 2007 году. По возрасту коллектив довольно однороден. Средний возраст студентов 21 год. Все имеют среднее школьное образование. Коллектив состоит из 5 юношей и 21 девушки. Изначально группа состояла из 29 человек. К третьему курсу состав несколько изменился. Стабильно посещают занятия 14-15 человек.

Большинство студентов группы 1871 живут с родителями. Двое –  иногородние, снимают квартиру и  живут одни. Четверо официально замужем, у одной из них двое детей. В  целом социальная характеристика семей  учащихся данной группы удовлетворительная.

Общая успеваемость группы на данный момент удовлетворительная, должников нет. Семь человек учатся на «отлично», идут на «красный диплом».

Чувство гражданственности  и интереса к политической жизни  почти не выражено. Видимо, это связано  с нехваткой времени на обсуждение этих проблем. Отношение коллектива к нарушениям норм общественной морали  в целом негативное. 

Уровень подготовки и общего развития студентов ближе к среднему. Интересы студентов лежат с области  психологии. Часть группы принимает  участие в семинарах, конференциях, участвуют в дополнительных тренингах, пишут научные работы. Каждую неделю организуют и участвуют в игре «Мафия». При наличии заинтересованности и стимула некоторые из студентов принимают участие в таких мероприятиях довольно охотно, понимая полезность такого опыта. На неудачи других студенты реагируют с сочувствием, хотя могут отнестись и с иронией или безразличием. При появлении трудностей не стараются от них уйти, а мобилизуют силы на их преодоление. Атмосфера деловитости и собранности у многих проявляется в конце семестра, в период сдачи экзаменов и зачетов.

К общественным делам и  поручениям большинство участников группы относятся довольно прохладно. В мероприятиях факультета студенты принимают участие неохотно, по особому  принуждению со стороны деканата. Некоторые студенты могут оказать единичную помощь на личную просьбу деканата, как то: нарисовать стенгазету, написать статью в факультетский журнал и пр.

Поскольку  посещаемость занятий в группе низкая и не постоянная, то можно сказать о некотором  дискомфорте  в отношениях. В группе сформировалось определенное ядро, и  несколько маленьких группировок, которые общаются между собой. Так как нет четкого лидера, который бы объединял, двигал и направлял деятельность группы и активность каждого ее члена, то соответственно каждый в группе живет так, как он хочет, так как он может в силу своих индивидуальных особенностей. Кто-то приспособился быть незаметным  (Останина Ю., Каракулова И.), кто-то же притягивает к себе общее внимание (Голанцев А., Филипий Е., Витвинова Е.). Но в целом в группе все ее участники общаются между собой, хорошо знают друг друга. Отношения между ними доброжелательные. «изгоями» являются студенты , очень редко посещающие занятия. Некоторые микрогруппы продолжают общаться вне учебы, а в целом группа общается исключительно только в рамках учебного процесса.

Организационная структура  группы.

Староста – Савченко Е.

Неформальные лидеры –  Витвинова Е., Голанцев А.

Любимцы – Витвинова Е., Голанцев А., Филипий Е.

Новичок – Косихина Е.

Аутсайдеры – Каракулова И., Карпенко Д., Константинова К., Баранова И.

Информация о работе Отчет по практике ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»