Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы
1. Понятие патриотизма и гражданственности
2. Сущность, функции и система гражданского
воспитания
3. Патриотическое и интернациональное
воспитание, формы воспитания патриотизма
и гражданственности
4. Воспитание гражданина в современной
школе
Глава II. Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания
2.1. Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти
жертвам политических репрессий
2.2. Праздник, посвященный 8 марта
3. Классный час «Письма Путину»
4. Концерт «Многоликий мир искусств»
5. Праздник, посвященный дню Победы
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы
Глава II. Исследование проблемы патриотического и гражданского воспитания
2.1. Литературно – документ
жертвам политических репрессий
2.2. Праздник, посвященный 8 марта
3. Классный час «Письма Путину»
4. Концерт «Многоликий мир искусств»
5. Праздник, посвященный дню Победы
Заключение
Библиография
Приложение
Российская земля - край щедрой природ
богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и
трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти
имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свобод
нашей Родины.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из н
почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно
что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоот
организованности, готовности
бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и м
нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и
трудового подвига.
К сожалению, события п
культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты
обществом традиционного
Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан
страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований
всех сфер жизнедеятельности общества т
глубокого познания наших ис
Отечества, высокой самодисциплины, воли и граж
[2,с. 112]
Я считаю, что воспитание граж
целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и
вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства
верности своему Отечеству, готовности к выполнению гра
конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на
развитие личности, обладающей качеств
способной успешно выполнять гражданские обязан
время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду
со множеством профессий, предоставленных ему общество
такая, которой он должен о
Отечества.[1, с. 68]
Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на
все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же
мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных
наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно,
была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно
довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области
воспитания патриотизма и гражданственно
боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных с
также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных
занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культу
представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.[31, с.243]
Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были
ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность
темы. Проблема гражданственн
российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство
Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг.
россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно,
- писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей,
которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не
сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что
мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы
зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». [15, с.173]
Минуло 100 лет. За это время Россия пережи
патриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патри
Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. н
патриотизма у россиян вновь
условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический
обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не
растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть),
защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не
уклонение от воинской службы и т.п.).
В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы
историческими материалами, р
героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающ
нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей
и др.; непримиримость к
государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не
менее сложно воспитывать у подростков моральные качеств
достойному гражданину Родины, которые традиционно
благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталк
страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и
школьника. [5, с. 301]
Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы
на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прош
дискредитировано (и жизнью, и средствами ма
менее, пришло время перестать делить обще
перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси -
России - - Советского Союза — Российской Федераци
каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское
или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за
свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. [10, с. 132]
Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это
значительной мере история войн, в которых россияне п
мужество, переносили неимове
необходимо рассказывать, во имя чего совершались те
почему наши далекие предки
состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гр
патриотическое воспитание со
государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и
реализации новых подходов к определени
принципов гражданского воспи
актуальность и значимость
патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы».
[26, с. 101]
Гипотеза исследования, основывается на том, что в современной России
не уделяется должное внимание патриотическому и
Это ведет к падению нравст
деградации Российского общес
временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитыва
гаржданина и патриота России через различные формы работы.
Объект исследования:
патриотизма школьников.
Предмет исследования
гражданственность и патриотизм через различны
внеурочной работе.
Цель исследования: изучить услови
воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.
Задачи исследования:
1)изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и
гражданского воспитания в России;
2)определить специфику работы по патриот
воспитанию со школьниками среднего и старшего звена;
3)разработка во внеклассной и внеурочной
патриотического и гражданского воспитания;
4)выработка реком
патриотического и гражданского воспитания в школе.
Методы исследования:
1. Беседа.
2.Изучение и анализ передового педагогического опыта.
3. Наблюдение
4.Анализ творческой деятельности детей
5.Опрос
Методологическими основами нашей работы послу
ведущих ученых-педагогов: Ш.И. Амонашвили, Н.К. Крупской, А.С. Макарен
К. Д. Ушинского.
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы
1.1 Понятие «патриотизма и гражданственности».
Впервые слово «патриот» появилось в период Французс
1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело,
защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря
монархистов.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:
«Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое
отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги
во имя своей родины».
Более четко опреде
философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в
нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием
которого является любовь к отечеству, преданность ем
прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Советский энциклопедический словарь
ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм»
как «любовь к родине». Более современные понятия «
сознание человека с эмоциями на проявления возд
месте рождения данного инди
впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм кажд
человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами
нитей связан с ландшафтом его обитания
животным миром, с обычаями и традициями да
местного населения, его
Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родит
улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетан
деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений
оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населени
их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов
и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе
с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя
важнейшие части его внутре
подсознательном уровне. [30, с. 304]
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
1. Главный из них - наличие среди основн
каждого человека почитания
проживания как своей Родины, любовь и заб
формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни
данной территориальной области. В зависимости от широты воспр
своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида,
его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы,
поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей
высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с
всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низши
уровнями данного параметра,
мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю,
ничего не знаю".
2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим
землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от
всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко
всем своим соотечественникам, являющимся
т.е. осознание того общественного
"нацией по гражданству".
3. Делать ко
состояния своей родины, ее
взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная
порядка, опрятности и упрочения дружеских отношени
квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города,
района, края, Отчизны в целом). [3, с. 74]
Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к
своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных
направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и
проживающих на ней жителей - все это определяет степень патриотизма каждого
индивида, является критерием уровня его истинно патриотического
Чем шире территория, которую патриот
границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим
соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для бл
данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор
район, город, область, край и т.д.), тем больший патриот данный
тем выше и истинный его патриотизм. [16, с. 410]
Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает
его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или
иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и
не будет вредить там. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-
патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только
сограждане-неопатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще
враги Родины. В этой связи очень легко понять,
являются у нас те, кто сеет вокруг в
угнетает своих сограждан, с
природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с
соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщик
футбольной команды на бол
неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы
проявления различных форм неопатриотизма в России. [20, с. 185]
Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть
групповым и массовым. Поэто
воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их
здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность,
уход от действительности, м
наркозависимость, разного ро
отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо
Патриотизм очень сокровенное
(подсознании). О патриотизме судят не по
человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот,
чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким обра
настоящим (идеальным) патриотом можно считать только челове
укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанног
образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих
предков, растящего и воспитывающего в лучших
содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (
двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,
работающего во благо своего
мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленны
на объединение сограждан в
совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности
и важности по обустройству и
умножению числа своих просвещенных соотечественников. [4,7 с.134, 326]
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой
духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.
«… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть
одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать со
пример неблагонравия… он пл
спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия
над сохранением честности, подает благие советы и нас
уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству,
страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце
не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…» [
с. 216]
«В полной мере и здоровой натуре тяжело лежа
Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с отечеством… Любить
желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих
споспешествовать этому»,- писал В. Г. Белинский.
Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме « Кому на Руси жить
хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши
для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет
свобода прежде всего!». [24, 18. с. 159, 402]
Уясняя
огромное значение в развитии и формировании личности, нельз
полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет чел
самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет челове
отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу челов
могущественную опору для бо
семейными и родовыми наклонностями». [6, с. 321]
Если патриотизм выражает отношение личности к своей
Родине, к ее историческому прошлому и
связана с принадлежностью ч
политической активностью.
Понятие «гражданственность - многозначно:
1)антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в
дела политического сообщества;
2)психологическое ощущение себя гражданином,
политического сообщества;
3)способность и готовность выступать в роли гражданина;
4)высшая добродетел
политического сообщества;
5) приверженность интересам политического сооб
государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Эти и другие родственные им зн
взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобрета
весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связ
понятиями, как «
политическое участие».
Исторически гражданственность связана с разными формами демократии,
с непосредственным участием
полисного типа. Полисная
гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важней
добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от