Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:18, контрольная работа

Описание

Цель и задача данной контрольной работы рассмотреть деятельность Л.Н.Толстого, как деятельность педагога. Поставленная цель реализуется путем рассмотрения следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть педагогические взгляды и идеи Л.Н.Толстого
- рассмотреть педагогическую деятельность Л.Н.Толстого

Содержание

Введение 3
1. Педагогические идеи и взгляды Льва Николаевича Толстого. 5
2. Педагогическая деятельность Льва Николаевичи Толстого. 9
Заключение 15
Список использованной литературы. 16

Работа состоит из  1 файл

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

     Принципиальным  отличием Яснополянской школы было ее отношение к знаниям, умениям, навыкам, приобретенными детьми вне  школы. Образовательное значение их не только не отрицалось, как это  делалось  в большинстве других школ, а напротив рассматривалось как предпосылка успеха школьной деятельности. В школе царил дух сознательной дисциплины, который ревностно охранялся и развивался учениками, очень любившими свою школу и своего учителя – Льва Толстого.

     Содержание  обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей. Сам Лев Николаевич преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы. Чаше всего урок он вел в форме рассказа. Этим методом обучения Толстой владел в совершенстве. Его рассказы были полны яркостью, искренностью и эмоциональностью.

       Быть учителем в Ясной Поляне  оказалось гораздо сложнее, чем  в школе с жестким расписание  уроков, принудительной дисциплиной,  набором известных средств поощрения и наказания. От учителя требовалось нравственное и интеллектуальное напряжение, умение учитывать состояние и способности каждого из своих воспитанников. Учитель должен был обладать педагогическим творчеством.

     Очень скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам у детей, приобрела самую лучшую репутацию у крестьян, так что к Толстому порой возили учеников за 50 верст.

     Педагогическая  деятельность Толстого не ограничивалась Ясной Поляной. По его инициативе в  Крапивенском уезде Тульской губернии действовало не менее 20 народных школ. Его опыты, для того времени столь необычные, привлекали к себе внимание общественности, русской и зарубежной. В Ясную Поляну приезжали учителя из многих стран. Их притягивали гуманистические идеи Л.Н.Толстого.

       Лев Николаевич издавал специальный  педагогический журнал „Ясная  Поляна”. В нем описывались  новые приемы обучения, новые  принципы административной деятельности, распространения книг среди народа, анализ свободно возникающих  школ. К сотрудничеству в журнале приглашались учителя, которые смотрели на свое занятие не только как на средство к существованию и обязанность обучать детей, но как на область испытания для науки педагогики.  Толстой публиковал в журнале многие свои статьи.

     Л.Н.Толстым написано 11 статей, в которых он показал ошибочность системы народного образования в царской России и в буржуазных странах Западной Европы. Он убедительно доказал, что правящие классы ни в России, ни в зарубежных странах не заботятся о настоящем образовании детей из народа.

     Толстой писал, что русским людям необходимо народное образование, народные школы и училища. Писатель задумал создать „Общество народного образования”, целью которого должно было явиться распространение образования в народе. Ему не удалось полностью осуществить свое намерение, но в его Яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, сдружившихся для претворения в жизнь прогрессивной педагогики в школах для крестьянских детей. Их положительный опыт освещался в журнале „Ясная Поляна”.

     Вот отрывок из статьи Толстого, дающий хорошее представление об этой школе. „Уже давно виднеются из школы  огни в окнах, и через полчаса  после звонка, в тумане, в дожде  или  в косых лучах осеннего солнца, появляются на буграх… фигурки, по две, по три, и поодиночке… Дорогой почти никогда я не видал, чтобы ученики играли – нечто кто из самых маленьких или вновь поступивших.… С собой никто ничего не несет – ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут – им нечего и  в голове нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера, он не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался. Никогда никому не делают выговоров за опоздание, и никогда не опаздывают, нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу”.1

     Однако  деятельность Л.Н.Толстого вызывала недовольство властей. Летом 1862 года, во время его  отъезда на кумысолечение в Башкирию, в Ясной Поляне был произведен обыск. Это очень оскорбило писателя и в знак протеста он прекращает свою крайне интересную педагогическую деятельность.

     В 1869 году Л.Н.Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. Лев Николаевич давно вынашивал замысел учебной  книги для самых маленьких, и в 1872 году была издана составленная им „Азбука”. Общий план, ее содержание и логическая структура разрабатывались довольно долго. Об этом занятии писатель часто говорил с волнением: „Что из этого выйдет -  не знаю, а положил в него всю душу”. С „Азбукой” Толстой связывал самые светлые и смелые надежды, полагая, что несколько поколений русских детей, от мужиков до царских, будут учиться по ней, получая первые впечатления.

     „Азбука”  Л.Н.Толстого стала событием в педагогике. Она в значительной степени оправдала надежды автора, хотя многим казалось, что начальное обучение – дело недостойное таланта великого писателя. Значение педагогического труда не сразу было понято и оценено современниками. Однако Толстой был убежден, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыстный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ – все это во многом зависит от его первых шагов в мире знания. Развитие духовного начала без школы едва ли может состояться. Это приоритетная задача, более важная, чем сообщить некую сумму знаний. Вот ее решить, и стремился Толстой своей „Азбукой”. В книге были поучающие рассказы  на разные темы, в том числе и о физике, природе. Многое было пронизано религиозной тематикой.

     В 1875 году вышли в свет переработанная „Новая азбука” и четыре „Книги для чтения”. „Новая азбука” – новый комплекс учебных материалов – была более универсальной, усовершенствованной в результате многочисленных споров с оппонентами. Она получила позитивную оценку в прессе, была допущена министерством образования в народные школы. При жизни великого писателя выдержала свыше тридцати изданий. В это же время Толстой составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.

     Выработав свое представление о содержании и методике народных школ, Л.Н.Толстой  в 70-е годы выдвигает сою кандидатуру  в состав земства Крапивенского  уезда. Будучи избранным, он развертывает разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда. В это же время Л.Н.Толстой разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл „университетом в лаптях”. В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.

     Последний период педагогической деятельности Л.Н.Толстого относится к 90-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою „толстовскую” религию признание, что человек носит бога „в самом себе”, всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой религии, церковной религии. Он признает ошибкой отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907-1908 годах Л.Н.Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение. 

     В заключение контрольной работы можно сделать вывод, что Лев Николаевич Толстой не только гениальный русский писатель, но и великий педагог, безумно много сделавший для России, для русских детей и для русского образования в целом.

     Л.Н.Толстой  не был пустым теоретиком, не сделавшим  ничего реального. Вся его жизнь была посвящена работе: он преподавал, был инициатором многих проектов, писал статьи, выпускал книги для детей, разрабатывал  различные методы обучения.

     Свои  представления о демократических  и гуманных принципах организации  народного образования и обучения детей Л.Н.Толстой воплотил в школе, организованной им в 1859 году в Ясной Поляне и реорганизованной в 1861 году. Будучи тонким психологом, знатоком детской души Толстой умел заинтересовать детей, помогал им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать.

     На  протяжении всей педагогической деятельности взгляды Л.Н.Толстого несколько раз  менялись и в результате, он пришел к выводу, что недопустимо разделять воспитание и образование.

     Л.Н.Толстой  высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или иному методу. Толстой считал, что школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей работе должен проявлять самостоятельное творчество. 
 
 
 
 
 

                   Список используемой литературы. 

1. Вейкшан  В.А. „Л.Н.Толстой о воспитании  и обучении”. Москва – 1953г.

2. Гусев  Н.Н. „Лев Николаевич Толстой”  Москва – 1963г.

3. Толстой  Л.Н. „Педагогические сочинения”. Москва – 1989г.

4. Толстой  Л.Н. „Педагогические сочинения”. Москва – 1953г.

5. Шкловский  В.Б. „Лев Толстой” Москва -1963г.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого