Педагогическая система Шацкого С.Т.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 18:32, доклад

Описание

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог, окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.

Работа состоит из  1 файл

краткий доклад реферат шацкий.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

Педагогическая  система Шацкого  С.Т. 

     Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог, окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.

     Общественно-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, начавшаяся в 1905 г., проходила в течение 12 дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми. Им, совместно с А.И.Зеленко и другими, были учреждены первые в России детские клубы (общество "Сетлемент", "Детский труд и отдых", трудовая колония "Бодрая жизнь").

     Шацкий  осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении к личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны в работе педагогов.

      Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и  другие выступали за воплощение идеи С.Т. Шацкого.

Если  раньше  (в 1859 и ранее)  методика  воспитания носила авторитарный характер, когда говорили, что  нужно подавлять  дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия; применять различные замечания, внушения указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика  С. Т. Шацкого  являлась  гуманной.

В статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, что «огромное  количество причин, создающих нарушение  дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного  дела..»

Педагогические  идеи и вклад в  развитие отечественной  педагогики 

Лозунг, под которым  началась их педагогическая деятельность, был следующим: "Дети-работники будущего". Шацкий - педагог организатор. B 1911 г. общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь, где жили 60-80 детей, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением.

     Анализируя  опыт колонии, С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков.

Физический  труд – играет большую  роль в воспитании характера и развитии умственных способностей, когда дети рассматривают свой труд как частицу общего труда. Труд  вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов; налаживанию межличностных отношений; воспитанию чувства коллективизма.

     B мае 1919 г. С. Т. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию, которая включала 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада.

     Говоря  о целях (общие и ближайшие), то они не зависят от педагогов, их ставит сама жизнь, что характерно для каждой исторической эпохи.

     Главным же в работе по всестороннему развитию личности была идейная, коммунистическая направленность, тесная связь с жизнью, с перспективами строительства нового общества.

     Ближайшая цель – организация детской жизни сейчас, в каждый данный момент. организовывать разнообразные деятельности детей,

     Воспитание  – есть организация детской жизни, объект воспитания – ребенок. "Единственное назначение школы и учителя –все время их изучая".

     Сочетание интеллектуальной деятельности детей с физическим их развитием, посильным и разнообразным трудом, разносторонним эстетическим воспитанием, охватывающим весь мир прекрасного -- музыку, изобразительное искусство, драматизацию, вместе с активной общественной работой позволили этому творческому коллективу добиться высоких результатов.

     Особое  значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,-- писал Шацкий,-- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».

     Интерес к занятиям возрастает, прежде всего, если они посильны для учащихся. Но в дальнейшем он может снизиться и даже погаснуть, если его не поддерживать. Шацкий вывел такую закономерность: чем больше они тратят свои силы, тем больше их приобретают.

       Монотонность в занятиях создает у школьников своеобразное состояние гипноза, тормозит продуктивность работы и погружает учащихся в вынужденный педагогический сон.

     Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

     В чем же заключается основной метод Шацкого?

Реальный опыт ребенка, который известными способами должен быть выявлен педагогом. Ребенок получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки".  

Итак, основная методическая задача – связать в единый процесс три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни:

личный, организованный, и  готовый опыт.

     Основная  идея Шацкого – создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям. Клуб должен пересилить влияние улицы, поэтому должен быть гибким, живым, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки

     Методы  работы в клубе:

     1. работа должна быть постепенной,

     2. должна соответствовать возрасту,

     3. не должна быть чрезмерной (а  соответствовать силам),

     4. должна соответствовать детской  природе

     5. никогда не должна переходить  в механическую работу.

Уделял  внимание вопросам Искусства – его цель – развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей; Библиотеке – должна стоять в центре детской организации.

     Руководитель  – учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и поэтому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых.

     Школа - место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого. Она является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей и различными общественными организациями.

     Основная  педагогическая ценность – практический материал, суммируемый, анализируемый и отвечающий на целый ряд поставленных педагогических задач, превращаемый постоянно в материал теоретический.

     Ребенок - организм растущий, и сам педагог не может остановиться в своем научном и деловом росте. Расширяя и углубляя свои знания, учитель должен сочетать в себе качества педагога и научного работника - уметь детей наблюдать, исследовать, обобщать опыт, пропускать через свое сознание и педагогическое умение весь материал, с которым он намерен идти к детям. И вместе с тем учитель должен быть общественником и человеком доброжелательным, внимательным к детям.

С. Т. Шацкий был подлинным учителем учителей, блестящим педагогом-экспериментатором. Весьма значителен вклад С. Т. Шацкого  в разработку вопросов советской  дидактики.

     Выдвинутый  С. Т. Шацким принцип определения  содержания воспитания по видам деятельности детей получил свое применение сегодня в работе массовых детских садов.

     Т.о. школа Шацкого организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности.

     Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа «связывалась»  с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т. д.),

   Ориентация  не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность были типичными для работы пионерской и комсомольской организации. Задача школы заключалась в объединении усилий этих организаций.

   Заключение

   Педагогические  идеи С.Т. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности Первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества. 

Дидактика, и, мн. нет, ж. [от греч.— поучительный].

Отдел педагогики, в к-ром излагаются общие методы обучения 

 

      
 

     «С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т.Шацкий выделял три возможных типа школы:

   1.  Школа, изолированная от окружающей среды.

   2. Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотруд ничающая с ней.

   3.  Школа, выступающая организатором, контролером и регуля тором воздействий среды на ребенка».

   Школы первого типа организуют учебно-воспитательный про цесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы — выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.

   Для школ второго типа характерен определенный интерес к сре де, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабо раторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

   Школа третьего типа, над практическим воплощением  которой С.Т.Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогическая система Шацкого С.Т.