Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 18:32, доклад
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог, окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.
Педагогическая
система Шацкого
С.Т.
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русский советский педагог, окончил Московский университет и Московский сельскохозяйственный институт. Он стал известным педагогом экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.
Общественно-
Шацкий осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении к личности ребенка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны в работе педагогов.
Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и другие выступали за воплощение идеи С.Т. Шацкого.
Если раньше (в 1859 и ранее) методика воспитания носила авторитарный характер, когда говорили, что нужно подавлять дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия; применять различные замечания, внушения указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С. Т. Шацкого являлась гуманной.
В статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, что «огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела..»
Педагогические
идеи и вклад в
развитие отечественной
педагогики
Лозунг, под которым началась их педагогическая деятельность, был следующим: "Дети-работники будущего". Шацкий - педагог организатор. B 1911 г. общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь, где жили 60-80 детей, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением.
Анализируя опыт колонии, С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков.
Физический труд – играет большую роль в воспитании характера и развитии умственных способностей, когда дети рассматривают свой труд как частицу общего труда. Труд вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов; налаживанию межличностных отношений; воспитанию чувства коллективизма.
B мае 1919 г. С. Т. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию, которая включала 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада.
Говоря о целях (общие и ближайшие), то они не зависят от педагогов, их ставит сама жизнь, что характерно для каждой исторической эпохи.
Главным же в работе по всестороннему развитию личности была идейная, коммунистическая направленность, тесная связь с жизнью, с перспективами строительства нового общества.
Ближайшая цель – организация детской жизни сейчас, в каждый данный момент. организовывать разнообразные деятельности детей,
Воспитание – есть организация детской жизни, объект воспитания – ребенок. "Единственное назначение школы и учителя –все время их изучая".
Сочетание интеллектуальной деятельности детей с физическим их развитием, посильным и разнообразным трудом, разносторонним эстетическим воспитанием, охватывающим весь мир прекрасного -- музыку, изобразительное искусство, драматизацию, вместе с активной общественной работой позволили этому творческому коллективу добиться высоких результатов.
Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,-- писал Шацкий,-- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».
Интерес к занятиям возрастает, прежде всего, если они посильны для учащихся. Но в дальнейшем он может снизиться и даже погаснуть, если его не поддерживать. Шацкий вывел такую закономерность: чем больше они тратят свои силы, тем больше их приобретают.
Монотонность в занятиях создает у школьников своеобразное состояние гипноза, тормозит продуктивность работы и погружает учащихся в вынужденный педагогический сон.
Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования — социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
В чем же заключается основной метод Шацкого?
Реальный
опыт ребенка, который известными способами
должен быть выявлен педагогом. Ребенок
получает организованный
опыт (лаборатория), и затем мы вводим
ребенка в соприкосновение с накопленным
человеческим опытом (готовые знания),
все время устанавливая связь между этими
тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем
упражнения, дающие нужные для ребенка
навыки".
Итак, основная методическая задача – связать в единый процесс три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни:
личный, организованный, и готовый опыт.
Основная идея Шацкого – создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям. Клуб должен пересилить влияние улицы, поэтому должен быть гибким, живым, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки
Методы работы в клубе:
1.
работа должна быть
2. должна соответствовать возрасту,
3. не должна быть чрезмерной (а соответствовать силам),
4.
должна соответствовать
5. никогда не должна переходить в механическую работу.
Уделял внимание вопросам Искусства – его цель – развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей; Библиотеке – должна стоять в центре детской организации.
Руководитель – учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и поэтому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых.
Школа - место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого. Она является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей и различными общественными организациями.
Основная педагогическая ценность – практический материал, суммируемый, анализируемый и отвечающий на целый ряд поставленных педагогических задач, превращаемый постоянно в материал теоретический.
Ребенок - организм растущий, и сам педагог не может остановиться в своем научном и деловом росте. Расширяя и углубляя свои знания, учитель должен сочетать в себе качества педагога и научного работника - уметь детей наблюдать, исследовать, обобщать опыт, пропускать через свое сознание и педагогическое умение весь материал, с которым он намерен идти к детям. И вместе с тем учитель должен быть общественником и человеком доброжелательным, внимательным к детям.
С. Т. Шацкий
был подлинным учителем учителей,
блестящим педагогом-
Выдвинутый С. Т. Шацким принцип определения содержания воспитания по видам деятельности детей получил свое применение сегодня в работе массовых детских садов.
Т.о. школа Шацкого организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности.
Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа «связывалась» с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т. д.),
Ориентация не на количество, а на качество работы, идейная убежденность, высокая дисциплинированность были типичными для работы пионерской и комсомольской организации. Задача школы заключалась в объединении усилий этих организаций.
Заключение
Педагогические
идеи С.Т. Шацкого, которые нашли воплощение
в структуре и деятельности Первой опытной
станции, получили широкое распространение
именно потому, что они удовлетворяли
потребностям развития общества.
Дидактика, и, мн. нет, ж. [от греч.— поучительный].
Отдел педагогики,
в к-ром излагаются общие методы
обучения
«С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т.Шацкий выделял три возможных типа школы:
1. Школа, изолированная от окружающей среды.
2.
Школа, интересующаяся
3. Школа, выступающая организатором, контролером и регуля тором воздействий среды на ребенка».
Школы первого типа организуют учебно-воспитательный про цесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы — выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.
Для школ второго типа характерен определенный интерес к сре де, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабо раторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.
Школа
третьего типа, над практическим воплощением
которой С.Т.Шацкий работал в Первой
опытной станции по народному образованию,
в окружающей социальной среде выполняла
функции организатора, регулятора и контролера
детской жизни.