Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:16, статья

Описание

Чтобы подключиться к игре сверстников, ребенок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров.

Работа состоит из  1 файл

Дошк1.docx

— 20.10 Кб (Скачать документ)

Организация игры в средней группе 

 

Задача воспитателя  в работе с детьми 5-го года жизни сформировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Чтобы подключиться к игре сверстников, ребенок должен найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров.

Обычно воспитатели не ставят перед  собой задачу специального формирования у детей таких умений, уделяя основное свое внимание обогащению содержания детской игры.  
Формирование этих умений возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;  
2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Овладение умениями изменять ролевые позиции и роли уже само по себе делает самостоятельную  игру ребенка богаче, способствует развитию такой ориентации. Акцент следует делать не просто на многообразии ролевых связей, но и выделить для ребенка типы отношений между людьми.

Так, роли могут  быть связаны между собой специфическими функциями (например, врач лечит больного, продавец снабжает покупателя продуктами, вещами и т. п.);

более сложными отношениями  управления-подчинения (например, врач отдает распоряжения медсестре, милиционер указывает шоферу на нарушение правил и т. п.);

и, наконец, дружескими отношениями, отношениями взаимопомощи, которые для детей ярче раскрываются на примере одинаковых ролей (например, шофер помогает своему товарищу исправить  поломку, врач советуется с коллегой и т. п.).

Сюжетное событие, которое вводит взрослый, чтобы «оправдать»  появление нового персонажа, должно быть достаточно интересным, тогда  у ребенка возникнет желание сменить роль на новую. Если партнер сопротивляется смене игровой роли, взрослый не должен настаивать, лучше отложить это на следующий раз, попробовать на другой тематике. Инициатива ребенка (который может сам предложить нового персонажа) должна быть принята и поддержана.

Вовлечение детей  в игру (или подключение к их игре) осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь  полную свободу «выхода» из игры, перемещения  по групповой комнате и переключения на другие игры и занятия. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка (он не обнаруживает инициативных действий, эмоционального оживления), продолжение  ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или  иную роль, событие как равный партнер.

Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей  и с подгруппами, стимулирующая  гибкое ролевое поведение и смену  роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной  детской деятельности. Дети свободнее  вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли.

Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем  дошкольном возрасте.

 

 

Педагогические  принципы организации сюжетной игры в детском саду 

 

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду направлен на то, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

Для этого  требуется сменить поведение  взрослого, т.е. взрослый должен сменить  позицию «учителя» на «играющего партнера».

Такого рода смена позиции— гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре.

Но для  формирования игровых умений можно  использовать другой путь—     не ждать, когда у детей произойдет «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.

Второй принцип организации сюжетной игры: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Для этого  необходимо: 
1. ребенок должен хорошо понимать смысл действий партнера и сам быть им понятым.

2. взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я теперь шофер», «Давай, у нас начался пожар» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем мишку кормишь?», «Куда наш пароход плывет?» и т. п.).

3. взрослый должен как можно раньше втягивать в игру нескольких детей.

 

Третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. 

На этапе  формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей.  
На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель  должен сам научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

В целом, в педагогическом процессе по отношению  к игре необходимо различать две  тесно связанные составляющие:

совместную  игру воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения;

 самостоятельную  детскую игру, в которую воспитатель  непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия  для ее активизации и использования  детьми уже имеющихся в их  арсенале игровых умений.


Информация о работе Педагогические принципы организации сюжетной игры в детском саду