Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:14, доклад
С одной стороны, особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой её объекта, которым является человек (он же субъект деятельности), постоянная изменчивость педагогических ситуаций - всё это не позволяет педагогу опираться на какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий. С другой стороны, при разработке методологических основ оптимизации учебного процесса возникает проблема соотношения творчества педагога и определённого алгоритма действий, которые преподавателю надо постоянно осуществлять. При всём многообразии педагогических систем и работающих в них педагогов есть общие закономерности их функционирования. Выявление этих закономерностей, формулирование их в виде предписаний алгоритмического типа для определённого класса педагогических задач, выявление закономерностей в области обучения оперированию с этими предписаниями - задача педагогики.
Сажнева Виктория
Тема:
«Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа»
Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза, типы преподавателей
Важнейшим условием совершенствования учебного процесса является повышение педагогического мастерства преподавателя, который был и остаётся стержневым звеном любой педагогической системы. В проблеме формирования мастерства преподавателя необходимо обратить на два момента.
С одной стороны, особенность
педагогической деятельности, связанной
со спецификой её объекта, которым является
человек (он же субъект деятельности),
постоянная изменчивость педагогических
ситуаций - всё это не позволяет
педагогу опираться на какую-то одну,
раз и навсегда усвоенную систему
действий. С другой стороны, при разработке
методологических основ оптимизации
учебного процесса возникает проблема
соотношения творчества педагога и
определённого алгоритма
Как справедливо утверждает Ю.К. Бабанский, существует диалектическая связь между нормативом и творчеством в педагогическом труде, которые отнюдь не исключают друг друга, а взаимно предполагают, взаимно обогащают и, по существу, не могут обходиться друг без друга.
Проблема педагогического
мастерства занимает видное место в
исследованиях советских и
Гностическая деятельность преподавателя прежде всего связана с его умением использовать в своей работе знание методики обучения. Хорошее понимание основных методологических принципов и приёмов является той основой, без которой немыслимо обучение данному предмету. К таким принципам можно отнести следующие:
- принцип речевой
- учёт специфики различных видов речевой деятельности;
- необходимость комплексного обучения, что требует работы над различными видами речевой деятельности;
- необходимость параллельного
и взаимосвязанного обучения
различным видам речевой
- сознательность формирования умений и навыков;
- принцип наглядность обучения;
- принцип активности обучения и ряд других.
К числу важных гностических умений преподавателя относится его умение анализировать проведённое занятие. Как отмечает З.Ф. Ильченко, педагогический анализ, являясь формой проявления и совершенствования педагогического мышления, включает в себя три основные функции:
1) позитивно-теоретическая - соотнесение действий педагога с требованиями педагогической теории, выяснение условий, обеспечивающих наиболее успешное протекание педагогического процесса;
2) критическое осознание
причин трудностей и неудач, недостатков,
которые помешали достичь
3) практически-действенная,
данная функция заключается в
построении и
Повышение педагогического
мастерства преподавателя неразрывно
связано с совершенствованием в
его педагогической деятельности. Согласно
педагогической закономерности цикличности,
основными циклами развития педагога
в процессе самостоятельной деятельности
являются: освоение профессии; её совершенствование;
утверждение и проверка системы
работы; дальнейшее совершенствование;
обобщение опыта; передача опыта; подведение
итогов. Как нетрудно заметить, совершенствование
в деятельности занимает важнейшее
место в данных циклах. В первую
очередь оно связано с поиском
нового, с творчеством преподавателя.
Связь между творческой активностью
педагога и его мастерством
Проектировочные умения педагога
связаны с перспективным
К числу ведущих проектировочных умений преподавателя относится
умение формулировать цели педагогической деятельности. При определении целей педагогической деятельности преподаватель не должен упускать из виду “сверхзадачу” своего труда - формирование всесторонне развитого, высококвалифицированного специалиста народного хозяйства.
Исходя из основной практической цели обучения, преподаватель должен уметь определить на весь срок обучения комплекс навыков и умений, который необходимо выработать у студентов в каждом из видов деятельности.
Составление календарных планов требует умения делать психолого-педагогический анализ темы занятия. При разработке планов преподаватель должен соотносить план изучения материалов на ближайшем занятии со всем календарным планом, не упуская из вида конечных целей обучения. Важным проектировочным умением при этом выступает умение предвосхищать трудности в усвоении студентами материала, что зависит главным образом от знания индивидуальных и возрастных особенностей контингента обучаемых.
В отличие от проектировочных, конструктивные умения связаны с планированием работы на предстоящем занятии. Эти умения находят отражение прежде всего в поурочных планах преподавателя. Важность постоянной и тщательной подготовки к каждому уроку для преподавателя диктуется практическим характером занятий, которые отличаются повышенным многообразием педагогических ситуаций, а также различным уровнем подготовки и индивидуальными особенностями студентов различных групп. Последнее обстоятельство требует от педагога постоянного переосмысливания и корректировки планов предстоящих занятий; в отличие от преподавателей, читающих лекционные курсы, он не может ориентироваться на так называемого “среднего” студента; всё это не позволяет ему пользоваться неизменным шаблоном в течение сколько-нибудь длительного периода времени.
Исходя из особой роли целеполагания, ведущим конструктивным умением выступает умение преподавателя точно ставить и чётко формулировать цели предстоящего занятия. Определение цели занятия является элементом, организующим все остальные моменты ближайшего урока. От него зависит отбор и планирование материала, структура и композиционное построение занятия, деятельность студентов и самого преподавателя.
К коммуникативным качествам
педагога обычно относят постановку
голоса, мимику и пантомимику, управление
эмоциями, настроением и т.д. К
качествам желательным
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе
высоких профессиональных
2. Общение на основе
дружеского расположения. Оно предполагает
увлечённость общим делом.
3. Общение-дистанция относится
к самым распространённым
4. Общение-устрашение - негативная
форма общения, антигуманная, вскрывающая
педагогическую
5. Общение-заигрывание,
Поддерживание благоприятной эмоциональной атмосферы тесно связано с чувствительностью педагога к объекту воздействия, с его умением реагировать на состояние группы в целом и каждого студента в отдельности.
Учитывая практический характер
занятий, большое значение для преподавателя
приобретают его
К числу необходимых
Список используемой литературы
1. Педагогика и психология
высшей школы. Серия “Учебники,
2. В.М. Рогинский. Азбука педагогического труда. М.: Высшая школа, 1990.
3. Слагаемые педагогического мастерства. М.И. Станкин, 1996.
4. Основы педагогического мастерства. Под ред. И.А. Зязюна. Киев: Вища школа, 1987.
Информация о работе Педагогическое мастерство преподавателя ВУЗа