Педагогическое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:02, реферат

Описание

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического
общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный
психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и
детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные

Работа состоит из  1 файл

педагогика (2).docx

— 30.78 Кб (Скачать документ)

дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения  используют как опытные  педагоги,  так  и  начинающие.

Суть его заключается  в  том,  что  в  системе  взаимоотношений  педагога  и

учащихся в качестве ограничителя  выступает  дистанция.  Но  и  здесь  нужно

соблюдать  меру. Дистанция  должна существовать в системе взаимоотношений  учителя и

 детей, она  необходима.  Но она должна вытекать из общей логики  отношений  ученика  и

 педагога,  а  не диктоваться учителем как основа  взаимоотношений.  Дистанция

 выступает  как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

Превращение “дистанционного  показателя” в доминанту педагогического  общения

резко  снижает  общий  творческий  уровень  совместной  работы  педагога   и

учащихся.  Это  ведет  к  утверждению  авторитарного  принципа   в   системе

взаимоотношений педагога с  детьми, который, в конечном  счете,  отрицательно

сказывается на результатах  деятельности.  А.В.Петровский  и  В.В.Шпалинский

отмечают,  что  “в  классах,   где   преподают   учителя   с   преобладанием

авторитарных  методов  руководства,  обычно  бывает  неплохая  дисциплина  и

успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться  значительные

изъяны работы учителя  по нравственному формированию личности школьника”

Авторитет  должен   завоевываться   не   через   механическое   установление

дистанции,  а  через  взаимопонимание,  в  процессе  совместной   творческой

деятельности. И здесь  чрезвычайно важно найти как  общий стиль  общения,  так

и ситуативный подход к  человеку.

Общение-дистанция в известной  степени является переходным этапом к  такой

негативной форме общения, как общение-устрашение.

6. Общение – устрашение

Этот  стиль  общения,  к  которому  также  иногда  обращаются  начинающие

учителя, связан в, основном с неумением организовать  продуктивное  общение

на  основе  увлеченности  совместной  деятельностью.  Ведь   такое   общение

сформировать трудно, и  молодой учитель нередко  идет  по  линии  наименьшего

сопротивления,  избирая  общение-устрашение  или  дистанцию  в  крайнем   ее

проявлении.

7. Заигрывание

опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей  и связанное с

неумением организовать продуктивное  педагогическое  общение.  По  существу,

этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый  авторитет  у

детей, что противоречит требованиям педагогической  этики.  Появление  этого

стиля общения вызвано, с  одной стороны, стремлением молодого учителя  быстро

установить контакт  с  детьми,  желанием  понравиться  классу,  а  с  другой

стороны  –  отсутствием  необходимой  общепедагогической  и  коммуникативной

культуры, умений и навыков  педагогического общения,  опыта  профессиональной

коммуникативной деятельности.

А.С.Макаренко резко осуждал  такую  “погоню  за  любовью”.  Он  говорил:  “Я

уважал своих помощников,  а  у  меня  были  просто  гении  в  воспитательной

работе, но я их убеждал, что  меньше всего нужно быть  любимым  воспитателем.

Я лично никогда не  добивался  детской  любви  и  считаю,  что  эта  любовь,

организуемая   педагогом    для    собственного    удовольствия,    является

преступлением...

Общение-заигрывание, как  показывают наблюдения, возникает в  результате:  а)

непонимания педагогом стоящих  перед ним ответственных педагогических  задач;

б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с  классом  и  одновременно

желания наладить контакт  с учениками.

Значение индивидуального  стиля общения и средства повышения

коммуникативности педагога.

От стиля зависит психологическая  атмосфера, эмоциональное  благополучие.

Определенную  роль  играет  и  незнание  технологии  общения,  отсутствие  у

педагога нужных  приемов  общения.  Такие  стили  общения,  как  устрашение,

заигрывание и крайние  формы общения-дистанции, опасны еще  и потому, что  при

отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и

“въесться”  в  творческую  индивидуальность  учителя,  а  порой   становятся

штампами,   усложняющими   педагогический   процесс   и    снижающими    его

эффективность.

Наиболее  плодотворный  процесс  воспитания  и  обучения  обеспечивается

именно надежно выстроенной  системой взаимоотношений.  Такая  система  должна

характеризоваться:

  • взаимодействием факторов ведомости и  сотрудничества  при  организации

воспитательного процесса;

  • наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
  • ориентировкой  на  взрослого  человека   с   высоким   самосознанием,

самооценкой;

  • отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
  • использованием в качестве фактора управления воспитанием  и  обучением

заинтересованности учащихся;

единством делового и личностного  общения;

  • включением   учащихся   в   целесообразно   организованную   систему

педагогического  общения,  в  том  числе  через  разнообразные   формы

деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

 

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи  и

педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей

следующее:

1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям

- выражение общественных требований.

2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для

детей слова и поступки педагога должны восприниматься как  проявление его

собственных убеждений, а  не только как исполнение долга. Искренность

педагога- залог прочных  контактов с воспитанниками.

3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой

должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого  внимания требует

умение управлять своим  эмоциональным состоянием: воспитательному  процессу

вредит раздражительный  тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

4) Педагогически целесообразные отношения строятся на  взаимоуважение

ученика и учителя. Надо уважать  индивидуальность каждого школьника,

создавать условия для  его самоутверждения в глазах сверстников,

поддерживать развитие положительных  черт личности.

5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:

показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту

эрудиции, но неназойливо.

6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать

эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход

к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога

принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их

точку зрения.

7) Увеличение речевой деятельности учеников за  счет уменьшения речевой

деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.

8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить

нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская  речь

должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен  голос,

вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.

9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет  следовать этим советам, то избежит  многих

проблем и трудностей в  общении.

Сознательное формирование своего стиля ПО  возможно  при  определенном

уровне развития способности к самоанализу профессиональной  деятельности.

Педагоги в этом случае в  ходе  профессионального  взаимодействия  с  детьми

целенаправленно ищут, отбирают и накапливают  средства  и  способы  общения,

которые  обеспечивают  оптимальную результативность  во  взаимодействии   с

детьми и соответствуют  их индивидуальности.  Это  в  свою  очередь  приносит

эмоциональное  удовлетворение,  приводит  к   переживанию   психологического

комфорта.

Постепенно  происходит  стабилизация  состава   средств   и   способов

осуществления  коммуникативной   деятельности,   складывается   определенная

устойчивая  целостная   структура,   а   именно   —   индивидуальный   стиль

педагогического общения. В  ходе  стихийной  выработки  стиля  педагог  также

использует  известные  средства  и  способы  общения,  которые  кажутся  ему

наиболее эффективными, индивидуально  удобными.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов  общения,

стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный,  но

не всегда  профессионально  оптимальный,  так  как  воспитатель  не  уделяет

должного внимания анализу  целесообразности используемых средств  и  способов

деятельности с точки  зрения  требований  деятельности.  Чем  раньше  педагог

осознает  необходимость  формирования  своего  стиля,  тем  больше  окажется

возможностей для  формирования  позитивного  стиля,  тем  эффективнее  будет

протекать процесс становления  его как профессионала.

 

 

 

 

Литература:

 

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург, 1999.

 

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

 

Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.

 

Немов Р.С. Психология образования. М., 1995.

 

Бадмаев Б.Ц. Психология в  работе учителя. М., 2000.

 

Бадмаев Б.Ц. Психология в  работе учителя. М., 2000.

 

Научный журнал.  Вопросы  психологии. М.,5-2000.

 


Информация о работе Педагогическое общение