Педагогическое творчество: понятие, виды, уровни, пути формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:46, практическая работа

Описание

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Содержание

Понятие педагогического творчества 3 слайд
Виды педагогического творчества 4 слайд
Уровни педагогического творчества 5-6 слайды
Условия педагогического творчества 7 слайд
Понятие о педагогическом творчества 8 слайд
О творческом потенциале 9 слайд
Признаки творческой личности 10 слайд
Макаренко А. С. о педагогическом творчестве 11 слайд
Есарева З. Ф. о педагогическом творчестве 12 слайд
Сложности формирования педагогического творчества 13 слайд
Факторы развития педагогического творчества 14 слайд
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Презентация по педагогике.ppt

— 1.06 Мб (Скачать документ)

ТЕМА: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 

ТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, УРОВНИ, ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

 

Выполнила: Агафонова А. А.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЕ  ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

Понятие педагогического  творчества 3 слайд

Виды педагогического  творчества 4 слайд

Уровни педагогического  творчества 5-6 слайды

Условия педагогического  творчества 7 слайд

Понятие о педагогическом  творчества 8 слайд

О творческом потенциале 9 слайд

Признаки творческой личности 10 слайд

Макаренко А. С. о педагогическом  творчестве 11 слайд

Есарева З. Ф. о педагогическом  творчестве 12 слайд

Сложности формирования  педагогического творчества 13 слайд

Факторы развития педагогического  творчества 14 слайд

Список используемой литературы

- временная спрессованность   творчества;

- сопряженность творчества  педагога  
с творчеством учащихся и других педагогов;

- атмосфера публичного  выступления.

 

Для осуществления творчества  
в педагогической деятельности необходим ряд условий:

 

Область проявления педагогического  творчества определяется структурой  педагогической деятельности и  охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную  и гностическую.

  • Дидактическое творчество
  • Технологическое творчество
  • Организаторское творчество

 

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ТВОРЧЕСТВА

 

Уровни педагогического  творчества

 

Выделяют четыре уровня  педагогического творчества

1) Воспроизведение готовых  рекомендаций элементарного взаимодействия  с классом;

 

2) Оптимизация 

деятельности на уроке

 

3) Использование 

творческих возможностей

 

4) Использование 

готовых приемов

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА  В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:

 

- временная «спресованность»  творчества, когда между задачами  и способами их разрешения  нет больших промежутков времени  (ситуация недостатка времени,  «цейтнота»);

- сопряженность творчества  педагога с творчеством учащихся  и других педагогов;

 

  • отсроченность 

результата 

и необходимость его  прогнозировать;

- атмосфера публичного  выступления;

       - необходимость постоянного

        соотнесения стандартных

     педагогических приемов и

     нетипичных ситуаций.

Каждый педагог так  или иначе преобразует педагогическую  деятельность, но только педагог-творец  активно борется за кардинальные  преобразования и сам 

в этом деле является 

наглядным примером.

 

ПОНЯТИЕ 

О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Творческий потенциал  любого человека, в том числе  и педагога, характеризуется рядом  особенностей личности, которые  называют признаками творческой  личности. Существуют различные  перечни таких признаков.

Третьи авторы считают личность  творческой, если в ее характеристике  присутствует креативность.

 

 

Одни авторы выделяют способность  личности замечать и формулировать  альтернативы, подвергать сомнению  на первый взгляд очевидное, избегать  поверхностных формулировок; умение  вникнуть в проблему и в  тоже время оторваться от реальности, увидеть перспективу.

Другие относят к признакам  творческой личности легкость  ассоциирования (способность к быстрому  и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании  образы и создавать из них 

         новые комбинации); способность к оценочным 

         суждениям и критичность мышления (умение      

         выбрать одну из многих альтернатив до ее

         проверки, способность к переносу решений.

А. С. Макаренко утверждал, что 

педагогическое творчество  не является свойством лишь  талантливых людей. Как ускорить  процесс достижения педагогического  творчества, как его формировать  у будущих преподавателей, начавших  педагогическую деятельность в  вузе? 
Предпосылками этого является правильный выбор будущим преподавателем своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также, и это надо подчеркнуть, овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности

к труду в вузе. 
 

З. Ф. Есарева приводит интересные  данные, связанные с педагогическим  творчеством преподавателей. У профессоров  и доцентов на самом высоком  уровне находятся умения планировать  свой курс с учетом специальности  студентов и устанавливать связи  между ним и смежными науками. Оба умения являются результатом  глубокого и всестороннего знания  своего предмета и смежных  научных дисциплин. У профессоров  на более высоком уровне, чем  у доцентов и ассистентов, находится  умение соотнести преподаваемый  материал с развитием личности  студентов, менее всего оно сформировано  у ассистентов, и это свидетельствует  о том, что они менее успешно  реализуют государственную цель  воспитания будущих специалистов.

Сравнительный анализ  степени сформированности различных  проектировочных умений у преподавателей  разного уровня опытности показал, что труднее других формируются  умения постоянно соотносить  свою педагогическую деятельность  с конечной целью обучения  и воспитания в вузе. В восприятии  реакции студентов на свое  преподавание профессора уступают  доцентам и ассистентам. Возможно, сказывается некоторый стереотип  в педагогической деятельности, все труднее преодолеваемый с  ростом стажа 

и увеличением возраста  преподавателя.

Развитие педагогического  творчества, его рост зависит  от особенностей личности и  характеризуется переходом от  простого приложения знаний в  ходе решения педагогических  задач (начальный уровень) к активному  и инициативному их воплощению  на основе глубокого изучения  конкретных условий преподавания  своего предмета, состояний, опыта  и качеств студентов (второй уровень). И далее обычно наступает педагогическое  творчество, самостоятельность, оригинальность, наиболее оптимальное использование  своих возможностей и возможностей  студентов (третий уровень).

 

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВНЕСТИ  В АУДИТОРИЮ СТРАСТНОСТЬ И  ВЗВОЛНОВАННОСТЬ ПОДЛИННОГО ТВОРЧЕСКОГО  ВДОХНОВЕНИЯ, ТЕПЛОТУ 

И ЛЮБОВЬ СВОЕГО СЕРДЦА.

Список используемой литературы

 

1. Аткинсон Р. Человеческая  память и процесс обучения:  Пер. с англ. А.В. Петровского.  – М.: Прогресс, 2011. – 323  с. 

2. Бабанский Ю. К. Рациональная  организация учебной деятельности.  – М.: Знание, 2011. – 96 с. 

 

3. Григорович Л.А. Педагогика  и психология: Учеб. пособие  для студентов вузов / Л.   А. Григорович, Т. Д. Марцинковская.  – М.: Гардарики, 2008. – 475  с.

 

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы  общей психологии. – М.: Педагогика,  2008. – 278 с. 

5. Харламов И.Ф. Педагогика:  Учеб. для студентов вузов,  обуч-ся по пед. спец. / И.  Ф. Харламов. – 4-е изд., перераб.  и доп. – М.: Гардарики, 2008.  – 517 с.


Информация о работе Педагогическое творчество: понятие, виды, уровни, пути формирования