Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:23, доклад
Педагогика - наука о воспитании человека, это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребёнка, это наука являющаяся сложной общественной системой, объединяющей интегрирующие и синтезирующие в себе данные всех естеств. и общих наук о ребёнке, о законах развития и воспитания общественных отношений, влияющих на социальное становление подрастающего поколения.
Педагогика
- это наука
Педагогика
- наука о воспитании человека, это
совокупность теоретических и прикладных
наук, которые изучают процессы воспитания
и развития личности ребёнка, это
наука являющаяся сложной общественной
системой, объединяющей интегрирующие
и синтезирующие в себе данные всех естеств.
и общих наук о ребёнке, о законах развития
и воспитания общественных отношений,
влияющих на социальное становление подрастающего
поколения.
Во взглядах
ученых на педагогику утвердились три
точки зрения:
1) педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. 2) педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.
2) педагогика
- это относительно
Педагогика
как система педагогических наук
Педагогика,
пройдя длительный путь развития, накопив
информацию, превратилась в разветвленную
систему педагогических наук. Базовой
научной дисциплиной, изучающей общие
закономерности воспитания человека,
является общая педагогика. Традиционно
общая педагогика содержит четыре больших
раздела:
а)общие
основы педагогики; б)теория обучения
(дидактика); в)теория воспитания; г)управление
образовательными системами. Фундамент
педагогики - философия, и в частности
та ее часть, которая специально занимается
проблемами воспитания, получившая название
философии воспитания. Философия воспитания
- это область знаний, которая использует
в воспитательной практике идеи различных
философских систем.
Развитие
воспитания как общественного явления,
историю педагогических учений исследует
история педагогики. Принцип историзма
- важнейший принцип развития любой
науки: понимая прошлое - заглядываем
в будущее. Исследование того, что уже
было, сопоставление его с настоящим не
только помогают лучше проследить основные
этапы развития современных явлений, но
и предостерегают от повторения ошибок
прошлого.
Особую
группу педагогических наук, изучающих
специфику учебно-
Преддошкольная
(ясельная) педагогика изучает закономерности
и условия воспитания детей до трех лет.
Вес ее стремительно увеличивается по
мере проникновения научной мысли в секреты
направленного влияния на формирование
интеллекта, эмоциональной и чувственной
сфер личности ребенка, его здоровья. Дошкольная
педагогика - наука о закономерностях
развития, формирования личности ребенка
дошкольного возраста. Существует дидактика
дошкольного образования, теория и методика
воспитания дошкольников, технологии
воспитания детей данного возраста в государственных,
частных, негосударственных учебно-воспитательных
учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных,
полных, неполных семей. Педагогика школы
изучает закономерности обучения и воспитания
детей школьного возраста. Она относится
к самым развитым отраслям науки о воспитании.
Педагогика высшей школы. Ее предмет -
закономерности учебно-воспитательного
процесса в условиях высшего учебного
заведения, специфические проблемы получения
высшего образования. Педагогика взрослых
и андрогогика изучает особенности работы
с взрослыми и пожилыми людьми. Педагогические
дисциплины также подразделяются в зависимости
от того, какая сторона конкретного вида
человеческой деятельности взята за основу
классификации. Выделяют военную, инженерную,
спортивную, театральную, музейную, музыкальную,
производственную педагогику и т. д.
К педагогическим
дисциплинам также относятся: история
педагогики, сравнительная педагогика,
этнопедагогика, философия воспитания,
социальная педагогика, педагогическая
психология, социология образования и
др.
История
педагогики исследует возникновение
и развитие учебно-воспитательной
практики, педагогических теорий, общих
и частных методологических концепций
в различные исторические эпохи
и периоды. Сравнительная педагогика
занимается анализом, сравнением образования
в разных странах. Педагогика труда занимается
проблемами повышения квалификации, а
также очень острыми сейчас вопросами
переквалификации работников различных
отраслей народного хозяйства, освоения
новых знаний, приобретения новой профессии
в зрелом возрасте. В подсистеме социальной
педагогики выделяются такие отрасли,
как семейная педагогика, перевоспитание
правонарушителей и др.
Взаимосвязь
педагогики с другими науками
про человека
Педагогика,
являясь самостоятельной, достаточно
развитой наукой, имея свою четко ограниченную
область исследования, не может существовать
обособленно от других наук. Поскольку
объектом воспитательной деятельности
является растущий и развивающийся человек,
педагогика прежде всего тесно связана
с науками, изучающими человека.
Человека
как члена общества изучают общественные
науки, как продукта биологической
эволюции - биологические науки, а
как мыслящее существо с его психическим
внутренним миром - психологические
науки. Общественные науки помогают
определить смысл и цели воспитания, правильно
учитывать действие общих закономерностей
человеческого бытия и мышления.
Из общественных
наук педагогика тесно связана с
философией. Философское учение является
методологической основой педагогики,
способствует осмыслению целей воспитания
и образования.
Этика
и эстетика. Они помогают решению
педагогических задач нравственного,
эстетического воспитания, формирования
научного мировоззрения.
Социологией,
исследующей основные тенденции
развития тех или иных групп и слоев
населения, закономерности социализации,
влияние социальной среды на человека,
его положение в обществе, воспитания
личности в различных социальных институтах.
Экономикой,
в частности с такой ее областью,
как экономика образования. Доказано,
что высокий уровень общего образования
является одним из важнейших условий повышения
производительности труда.
Биологическими
науками. Они являются естественно-научной
базой педагогики и психологии. Педагогика
опирается на фундаментальные работы
великих русских физиологов И. М. Сеченова,
И, П. Павлова по вопросам первой и второй
сигнальных систем, нервно-психического
развития человека, рефлекторной природы
психической деятельности, развития и
функционирования органов чувств и др.
медициной привела к появлению коррекционной
педагогики как специальной отрасли педагогического
знания, предметом которой является образование
детей с отклонениями в развитии. Во взаимосвязи
с медициной она разрабатывает систему
средств, с помощью которых достигается
терапевтический эффект и облегчаются
процессы социализации детей, компенсирующие
имеющиеся у них дефекты.
Психологическими
науками, изучающими закономерности развития
психики человека. Необходимо понимать
свойства человеческой природы, ее естественные
потребности и возможности, учитывать
механизмы, законы психической деятельности
и развития личности, строить образование,
сообразуясь, с этими законами, свойствами,
потребностями, возможностями.
Кибернетикой
- наукой об управлении сложными динамическими
системами. Одним из практических результатов
применения общих идей кибернетики
явилось программированное
Этнография
и фольклористика. Изучение народных
традиций, обрядов и обычаев разных
народов, памятников народного эпоса
служит основой для формирования
особой отрасли педагогики - народной
педагогики. Она изучает использование
этих памятников культуры в воспитании
современных школьников.
Политологией
обусловлена тем, что образовательная
политика всегда являлась отражением
идеологии господствующих партий и
классов. Педагогика стремится выявить
условия и механизмы становления человека
в качестве субъекта политического сознания,
возможности усвоения политических идей
и установок.
Все это свидетельствует, что педагогика, имея свой предмет и область исследования, тесно связана с рядом смежных наук. В отличие от других дисциплин, изучающих отдельные стороны развития человека, происходящего под влиянием разных факторов, педагогика занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной человеческой личности.
Педагогика
- это искусство
Рассмотрим
особенности педагогики как искусства.
Определение искусства
Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.
В
естественно-научном познании
Чисто
практическую педагогическую
Наука
и искусство принципиально
Влияние
личности педагога на
Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.
Педагогика
фиксирует типичные
Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. "Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности", по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:
1. Гуманистическая
направленность, выраженная в его
активной позиции при
2. Профессиональные
знания, дающие ему глубину,
3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;
4. Педагогическая
техника, опирающаяся на
Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую:
- умение
правильно воспринимать те
- умение
анализировать соотношение «