Педагогика
как наука
в современном обществе
Педагогика – одна
из самых древних наук. Она
возникает тогда, когда появляется
первый человек
Что такое
педагогика
- Педагогика
- наука о воспитании, обучении и образовании.
В переводе с греческого paidagogike означает
детоводство. Педагогом в Древней Греции
называли раба, который за руку водил в
школу ребенка своего господина. Предметом
педагогики является область педагогических
явлений, в которых исследуются педагогические
закономерности, механизмы и факторы эффективного
воспитания, обучения, образования. Педагогику
рассматривают как одну из форм человеческой
деятельности, связанную с передачей жизненного
опыта от старшего поколения к младшему.
Именно этот процесс (передача опыта) стал
важнейшей предпосылкой существования
и развития человеческого общества и одной
из его существенных функций.
Немного из
истории
Историческое
развитие научно-педагогического
знания проходит несколько этапов
Этапы
Зарождение
педагогических идей в русле
философских учений
Формирование
педагогических взглядов и теорий
в рамках философско-педагогических
произведений
Переход от
гипотетических и утопических
теорий к концепциям, основанным
на педагогической практике и
эксперименте
Задачи педагогики
– изучение истории
развития педагогического знания
и его использования в практической
деятельности;
– разработка методологии
и методики педагогического исследования;
– создание научной
картины педагогической реальности;
– проведение исследований
по актуальным педагогическим
проблемам;
– теоретическая
и прикладная разработка системы
педагогической работы в обществе;
– разработка и
обоснование интенсивных педагогических
технологий, методов и форм педагогической
работы по успешному решению
задач обучения, воспитания, образования
и развития;
– педагогическое
обеспечение функционирования и
непрерывного развития образовательной
системы;
– участие в
международных педагогических проектах;
– подготовка педагогических
и научно-педагогических кадров
Методологические
принципы
Методология - система
принципов и способов организации
и построения теоретической и
практической деятельности, а также
учение об этой системе.
Методологические
принципы педагогики
- Педагогика
опирается на общенаучные принципы,
которые воплотили в себе весь
исторический опыт познания различных
явлений окружающего мира и
самого человека и используются
во всех науках, это:
- – принцип гуманности
и демократичности педагогики; принцип
социальной обусловленность воспитания;
принцип формирования личности в обществе
и группе;
- – принцип системности;
- – принцип определяющей
роли активности самой личности в собственном
развитии и формировании
Обучение
в педагогике
Обучение
как компонент
педагогического
процесса
- Обучение - способ
организации образовательного процесса,
упорядоченное взаимодействие педагогов
и учащихся, направленное на достижение
учебных и образовательных цепей.
Обучение, с одной стороны, самый
надежный путь получения систематического
образования, а, с другой, оптимальный
способ социальной адаптации
человека к обществу и современной
жизни.
Преподавание
Преподавание
- это упорядоченная деятельность педагогов
по реализации дидактических целей, которая
включает:
- – разъяснение
учащимся целей и задач обучения;
- – передачу новых
знаний о явлениях, событиях, предметах
и законах;
- – организацию
и управление учебно-познавательной деятельностью
учащихся;
- – оказание помощи
при затруднениях в учебно-познавательной
деятельности;
- – стимулирование
интереса, самостоятельности и творчества
учащихся, организацию эвристической
и исследовательской деятельности учащихся;
- – управление процессом
перехода теоретических знаний в практические
умения и навыки;
- – проверку и оценку
учебных достижений учащихся, изменений
в их обученности и развитии.
- Учение - это
деятельность обучаемых, включающая:
- – восприятие,
освоение, закрепление знаний и их применение
на практике;
- – приобретение
умений и навыков и их использование в
практической деятельности;
- – стимулирование
к поиску, решению учебно - познавательных
задач, создание собственной положительной
мотивации учения;
- – самооценку,
самоконтроль и самодиагностику собственных
учебных достижений;
- – овладение спосо6ами
управления своей учебно-познавательной
деятельностью и своими психическими
процессами (волей, эмоциями и пр.).
Цели
Цели
воспитания
- 1. воспитание
всесторонне и гармонично развитой
личности - это воспитание и
формирование такой личности,
которая сочетает в себе физическое
совершенство, духовное богатство
и моральную чистоту, рационально
проявляет свои психологические
качества, способна достигать
поставленные цели;
- 2. формирование
системы отношений личности к миру и самой
себе - предполагает такое воспитание,
в результате которого человек четко
понимает характер своих отношений с миром,
с обществом, другими людьми, адекватно
осознает и проявляет свои интеллектуально
- познавательные, эмоционально - волевые
и коммуникативно-поведенческие особенности,
позволяющие занимать ему определенное
положение в обществе,
- 3. воспитание гражданской
личности - это формирование у человека
высоких патриотических чувств и социально
значимых качеств;
- 4. воспитание культурной
личности - это воспитание человека эстетически
и духовно совершенным, развитие у него
творческой индивидуальности;
- 5. воспитание социально-компетентной
личности предполагает воспитание человека,
правильно понимающего и адекватно оценивающего
свои связи с другими людьми, строящего
с ними бесконфликтные отношения, имеющего
навыки эффективного коммуникативного
взаимодействия;
- 6. воспитание самостоятельно
развитой личности - это и формирование
у человека способностей к самосовершенствованию
и к позитивному самоизменению.
Содержательные
компоненты воспитания
- Соответствующими
целям воспитания качествами, навыками,
системой знаний и устойчивыми
привычками воспитанники могут
овладеть через следующие содержательные
компоненты воспитания
Умственное
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- умственное
воспитание -
направлено на развитие интеллектуальных
способностей человека, широты кругозора,
интереса к познанию окружающего мира,
самостоятельности познавательной деятельности,
формирование культуры учебного и интеллектуального
труда
Трудовое
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- трудовое
воспитание - ориентировано на формирование
ответственного, добросовестного, творческого
отношения к разным видам трудовой деятельности,
накопления профессионального опыта как
необходимого условия выполнения важнейших
обязанностей человека
Нравственное
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- нравственное
воспитание - предполагает развитие
нравственных качеств воспитанников,
привитие им навыков правильного общественного
поведения, формирование системы морально
- нравственных принципов личности
Эстетическое
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- эстетическое
воспитание - направлено на развитие
эстетического отношения к действительности,
что выражается в способности восприятия
прекрасного.
Физическое
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- физическое
воспитание - это воспитание физических
качеств человека, совершенствование
его двигательных навыков, формирование
воли и характера
Гражданское
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- гражданское
воспитание - ориентировано на становление
у человека ответственного отношения
к другим людям, семье, к согражданам и
Отечеству, развитие чувства ответственности
за себя, за свою страну и за судьбу всей
планеты
Правовое
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- правовое
воспитание - предполагает формирование
системы знаний о своих правах и обязанностях,
а также осознания ответственности за
их несоблюдение, ориентировано на воспитание
уважительного отношения к законам и Конституции
Экологическое
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- экологическое
воспитание -
это развитие экологического сознания,
ориентирующего на бережное отношение
к природе, ее ресурсам, флоре и фауне;
Экономическое
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- экономическое
воспитание - нацелено на формирование
экономического мышления, а также качеств
бережливости, расчетливости, предприимчивости,
на формирование системы знаний о проблемах
собственности, системы хозяйствования,
экономической рентабельности, налогового
обложения;
Профессиональное
воспитание
Содержательные
компоненты воспитания
- профессиональное
воспитание - ориентировано на становление
системы качеств, необходимых работнику
для выполнения своих профессиональных
функций, основу которых составляет профессиональная
компетентность.
Работу выполнила
студентка 1 курса психологии 1 группы
Михайлова Ирина
Спасибо за
просмотр)