Педагогика и педагогическая мысль в России в 60-70-х гг. 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:52, творческая работа

Описание

Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании. В переводе с греческого paidagogike означает детоводство. Педагогом в Древней Греции называли раба, который за руку водил в школу ребенка своего господина. Предметом педагогики является область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы и факторы эффективного воспитания, обучения, образования.

Работа состоит из  1 файл

Педагогика как наука.ppt

— 1.67 Мб (Скачать документ)
 
 
 
 

Педагогика  как наука 
в современном обществе

 
 
 
 

Педагогика – одна  из самых древних наук. Она  возникает тогда, когда появляется  первый человек

 
 
 
 

Что такое  педагогика 

  • Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании. В переводе с греческого paidagogike означает детоводство. Педагогом в Древней Греции называли раба, который за руку водил в школу ребенка своего господина. Предметом педагогики является область педагогических явлений, в которых исследуются педагогические закономерности, механизмы и факторы эффективного воспитания, обучения, образования. Педагогику рассматривают как одну из форм человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Именно этот процесс (передача опыта) стал важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций.
 
 
 
 

Немного из  истории

 
 
 
 

Историческое  развитие научно-педагогического  знания проходит несколько этапов  

Этапы 

Зарождение  педагогических идей в русле  философских учений 

Формирование  педагогических взглядов и теорий  в рамках философско-педагогических  произведений 

Переход от  гипотетических и утопических  теорий к концепциям, основанным  на педагогической практике и  эксперименте

 
 
 
 

Задачи педагогики  

– изучение истории  развития педагогического знания  и его использования в практической  деятельности;

– разработка методологии  и методики педагогического исследования;

– создание научной  картины педагогической реальности;

– проведение исследований  по актуальным педагогическим  проблемам;

– теоретическая  и прикладная разработка системы  педагогической работы в обществе;

– разработка и  обоснование интенсивных педагогических  технологий, методов и форм педагогической  работы по успешному решению  задач обучения, воспитания, образования  и развития;

– педагогическое  обеспечение функционирования и  непрерывного развития образовательной  системы;

– участие в  международных педагогических проектах;

– подготовка педагогических  и научно-педагогических кадров

 
 
 
 

Методологические  принципы 

Методология - система  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности, а также  учение об этой системе.

 
 
 
 

Методологические  принципы педагогики  

  • Педагогика  опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь  исторический опыт познания различных  явлений окружающего мира и  самого человека и используются  во всех науках, это:
  • – принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип формирования личности в обществе и группе;
  • – принцип системности;
  • – принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании
 
 
 
 

Обучение  в педагогике

 
 
 
 

Обучение  как компонент  педагогического  процесса 

  • Обучение - способ  организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов  и учащихся, направленное на достижение  учебных и образовательных цепей. Обучение, с одной стороны, самый  надежный путь получения систематического  образования, а, с другой, оптимальный  способ социальной адаптации  человека к обществу и современной  жизни.
 
 
 
 

Преподавание

 
 
 
 

Преподавание - это упорядоченная деятельность педагогов по реализации дидактических целей, которая включает: 

  • – разъяснение  учащимся целей и задач обучения;
  • – передачу новых знаний о явлениях, событиях, предметах и законах;
  • – организацию и управление учебно-познавательной деятельностью учащихся;
  • – оказание помощи при затруднениях в учебно-познавательной деятельности;
  • – стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся, организацию эвристической и исследовательской деятельности учащихся;
  • – управление процессом перехода теоретических знаний в практические умения и навыки;
  • – проверку и оценку учебных достижений учащихся, изменений в их обученности и развитии.
  • Учение - это деятельность обучаемых, включающая:
  • – восприятие, освоение, закрепление знаний и их применение на практике;
  • – приобретение умений и навыков и их использование в практической деятельности;
  • – стимулирование к поиску, решению учебно - познавательных задач, создание собственной положительной мотивации учения;
  • – самооценку, самоконтроль и самодиагностику собственных учебных достижений;
  • – овладение спосо6ами управления своей учебно-познавательной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
 
 
 
 

Цели

 
 
 
 

Цели  воспитания  

  • 1. воспитание  всесторонне и гармонично развитой  личности - это воспитание и  формирование такой личности,  которая сочетает в себе физическое  совершенство, духовное богатство  и моральную чистоту, рационально  проявляет свои психологические  качества, способна достигать  поставленные цели;
  • 2. формирование системы отношений личности к миру и самой себе - предполагает такое воспитание, в результате которого человек четко понимает характер своих отношений с миром, с обществом, другими людьми, адекватно осознает и проявляет свои интеллектуально - познавательные, эмоционально - волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, позволяющие занимать ему определенное положение в обществе,
  • 3. воспитание гражданской личности - это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств;
  • 4. воспитание культурной личности - это воспитание человека эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности;
  • 5. воспитание социально-компетентной личности предполагает воспитание человека, правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи с другими людьми, строящего с ними бесконфликтные отношения, имеющего навыки эффективного коммуникативного взаимодействия;
  • 6. воспитание самостоятельно развитой личности - это и формирование у человека способностей к самосовершенствованию и к позитивному самоизменению.
 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания  

  • Соответствующими  целям воспитания качествами, навыками, системой знаний и устойчивыми  привычками воспитанники могут  овладеть через следующие содержательные  компоненты воспитания 
 
 
 
 

Умственное  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • умственное  воспитание - направлено на развитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к познанию окружающего мира, самостоятельности познавательной деятельности, формирование культуры учебного и интеллектуального труда
 
 
 
 

Трудовое  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • трудовое  воспитание - ориентировано на формирование ответственного, добросовестного, творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопления профессионального опыта как необходимого условия выполнения важнейших обязанностей человека
 
 
 
 

Нравственное  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • нравственное  воспитание - предполагает развитие нравственных качеств воспитанников, привитие им навыков правильного общественного поведения, формирование системы морально - нравственных принципов личности
 
 
 
 

Эстетическое  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • эстетическое  воспитание - направлено на развитие эстетического отношения к действительности, что выражается в способности восприятия прекрасного.
 
 
 
 

Физическое  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • физическое  воспитание - это воспитание физических качеств человека, совершенствование его двигательных навыков, формирование воли и характера
 
 
 
 

Гражданское  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • гражданское  воспитание - ориентировано на становление у человека ответственного отношения к другим людям, семье, к согражданам и Отечеству, развитие чувства ответственности за себя, за свою страну и за судьбу всей планеты
 
 
 
 

Правовое  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • правовое  воспитание - предполагает формирование системы знаний о своих правах и обязанностях, а также осознания ответственности за их несоблюдение, ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции
 
 
 
 

Экологическое  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • экологическое  воспитание - это развитие экологического сознания, ориентирующего на бережное отношение к природе, ее ресурсам, флоре и фауне;
 
 
 
 

Экономическое  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • экономическое  воспитание - нацелено на формирование экономического мышления, а также качеств бережливости, расчетливости, предприимчивости, на формирование системы знаний о проблемах собственности, системы хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения;
 
 
 
 

Профессиональное  воспитание

 
 
 
 

Содержательные  компоненты воспитания 

  • профессиональное  воспитание - ориентировано на становление системы качеств, необходимых работнику для выполнения своих профессиональных функций, основу которых составляет профессиональная компетентность.
 
 
 
 

Работу выполнила  
студентка 1 курса психологии 1 группы Михайлова Ирина 
 

Спасибо за  просмотр)

Информация о работе Педагогика и педагогическая мысль в России в 60-70-х гг. 19 века