Педагогика как наука.Основные методы педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:21, реферат

Описание

Цели данной работы - знакомство с предметом Педагогики, рассмотреть её с научной точки зрения, дать определение .
Задачи - Понять как возникла и развивалась эта наука. Что она исследует. Определить границы и предмет области.
Изученность работы - в изложении кратко и емко описана информация по основным темам курса Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики, основные категории педагогики, связь педагогики с другими дисциплинами, образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

Содержание

Содержание
1.Объект и предмет педагогики
2. Задачи и функции педагогики
3. Понятие «методология педагогической науки»
4.Традиционные методы педагогики
5.Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Глоссарий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

     ~ длительным;

     ~ систематическим;

     ~ разносторонним;

     ~ объективным;

     ~ массовым.

     Недостатки  наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

     Изучение  опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах.

     С помощью данного метода анализируются  пути решения конкретных проблем, выводятся  взвешенные заключения о целесообразности их применениях в новых условиях. Поэтому этот метод называют историческим.

     В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельные учителей.

     Изучение  продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытному исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где с успехом можно применять этот метом. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

     Беседы  – Традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

     Педагогическая  беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя  проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Но беседы – очень сложный  и не всегда надёжный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

     Разновидность беседы, её новая модификация –  интервьюирование, перенесённое в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовительных вопросов, ставит их в определённой последовательности. 
 
 
 
 
 
 
 

     5.Связь педагогики с другими гуманитарными науками 

     Педагогика  является самостоятельной наукой. Отделившись  в свое время от философии, она  не утратила тесной связи с другими  гуманитарными науками:

     1) философией;

     2) психологией;

     3) школьной гигиеной;

     4) социологией;

     5) фольклористикой и этнографией.

     Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории. Но прежде всего она помогает определить исходные позиции при  исследовании педагогических явлений. С философией педагогику объединяет ряд общих вопросов и проблем, таких как взаимосвязь коллектива и личности, гносеологические проблемы (проблемы теории познания и ученического познания). Педагогика связана и с такими относительно самостоятельными областями философии как этика, эстетика.

     Психология  помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Современная педагогика тесно связана с инженерной психологией, которая исследует взаимодействие человека и техники. Появление этой отрасли науки обусловлено, в частности, интенсивной компьютеризацией обучения.

     Школьная  гигиена изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса.

     Социология, занимающаяся изучением общества как  сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический  материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.

     Фольклористика  и этнография занимаются изучением народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса. В настоящее время существует особая отрасль педагогики – народная педагогика, которая изучает педагогическое содержание этих памятников народной культуры.

     Педагогика сотрудничает также с другими отраслями научного знания, с которыми на первый взгляд трудно уловить взаимосвязь:

     1) анатомией и физиологией человека;

     2) математикой;

     3) кибернетикой.

     Педагогика  использует их следующим образом:

     1) заимствует научные идеи;

     2) использует и обрабатывает данные, полученные этими науками.

     Биологические науки рассматриваются как естественно-научная  база педагогики. Например, педагогика опирается на фундаментальные работы русских физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова по вопросам нервно-психического развития человека, рефлекторной природы его деятельности и др.

     Математика  служит источником методов, которые  применяются в процессе обучения.

     Кибернетика позволила создать в педагогике программированное обучение. 
 
 

 

     Глоссарий

     Метод педагогических исследований - способ изучения педагогических явлений.

     Дидактика - (от греч . didaktikos - поучающий) - раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.

     Андрагогика (гр. андрос — взрослый человек, мужчина; агогейн — вести) — раздел теории обучения, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога. Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году немецким историком педагогики А. Каппом.

     Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «слово, речь») — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождением, развитием, существованием в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.

     Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании, обучении и образовании человека.

 

      Заключение 

     Педагогика — одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

     Итак, педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

     Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства.

     К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

 

      Список использованной литературы 

1. Анисимов  В.В Общие основы педагогики: учебник  для вузов/ В.В. Анисимов , О.Г.  Грохольская, Н.Д Никандров. –  М.: Просвещение, 2006.-574с.

2.Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-208 с.

3.Каменская  Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Издательско – торговая корпорация  «Дашков и К», 2006. – 320 с.

4. Подласый  И. П. Педагогика: учебник – М.: Юрайт – Издат, 2009.- 540 с.

5. Педагогика: учебное пособие / под редакцией  П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство  Юрайт, Высшее образование, 2009.-430 с.

6. Шевченко  Т.В. Педагогика за 24 часа/ Т.В.  Шевченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 286 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Педагогика как наука.Основные методы педагогики