Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:07, доклад
В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура, и образованные римляне владели как латинским, так и греческим языком. Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других народов, уходят своими истоками в практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским «Законам отец имел право лишить жизни сына-младенца, продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье. За воспитание детей глава семьи-дома нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных. В трактате «Государство» Цицерон приводит пример, как царь Тарквиний с величайшим усердием обучал приемного сына всем наукам, которые постиг сам.
В Древнем Риме существовала
смешанная греко-римская
Цицерон /106 - 43 гг. до н.э./ - цвет римской
литературы. Получив блестящее образование,
будучи знаменитым оратором, он свои взгляды
на воспитание излагал в философских и
риторических сочинениях, имея в виду
по преимуществу оратора. В сочинениях
Цицерон обращает особое внимание на сущность
и задачи воспитания. Воспитание следует
начинать с раннего детства. Детям следует
разрешать только такие игры, которые
совместимы с хорошим поведением. При
дальнейшем развитии ребенка следует
особое внимание обратить на развитие
памяти. Для этого Цицерон рекомендует
учить наизусть отрывки из греческих и
римских писателей, Когда отрок развился
в юношу, ему необходимо избрать себе занятие,
которое со ответствовало бы его природным
наклонностям. Ибо самая первая обязанность
человека состоит в том, чтобы не делать
ничего противоречащего природе. К чему
от природы у нас больше всего дарований,
то и должно быть избранным своим делом.
Каждый, по возможности, должен оставаться
верным своему характеру, не недостаткам
ело, а особенностям. Ничто, предпринятое
наперекор своей природе и вопреки ей,
не преуспевает, указывал Цицерон.
Молодые люди должны остерегаться неумеренности,
вести себя благонравно, уважать старших
и, выбрав из них лучших и правдивейших,
довериться советам и руководству. В этом
возрасте следует избегать чувственных
наслаждений;
следует приучать дух и тело к воздержанию,
терпению, перенесению усилий.
Катон 234-149 гг. до н. э., римский политик, оратор и писатель. Из него мы узнаем, что условием для оратора Катон считал прямой, здоровый ум, связанный с доблестью помыслов, ибо только благородный человек может быть хорошим оратором. Он предпочитал и прославлял сельскую жизнь, считая, что земледелие способствует воспитанию нравственно сильных граждан и хороших защитников отечества. Педагогическим произведением следует считать и его стихотворение о нравах.
Тит Лукреций Кар (род. около 99—ум. 55 до н. э.), — древнеримский философ и поэт, великий просветитель древности, один из крупнейших представителей античного атомистического материализма. Сведений о жизни Лукреция почти не сохранилось.
Отстаивая линию философского
материализма, Лукреций утверждал, что
мир, природа познаваемы. Чувственные
ощущения он считал единственным достоверным
источником познания. Ошибка может быть
лишь в суждениях, в размышлениях, но не
в ощущениях. Обмануть может лишь рассудок,
когда он отрывается от чувственных данных
или неправильно их обобщает. От предметов,
по мнению Лукреция, отделяется их тончайшая
оболочка, которая, попадая в глаз человека,
вызывает ощущение. Мышление — комбинация самых тонких, самых
лёгких, особенно быстро движущихся первичных
телец.
В общественно-исторических воззрениях
Лукреция, несмотря на их несомненный
идеализм, имелись отдельные ценные положения.
Поступательному движению общества способствуют,
по Лукрецию, не божественное предначертание
и не каприз правителя, а умственное развитие
людей, их нужды и потребности. Громадное
значение в переходе от первоначальной
дикости к человеческой культуре Лукреций
придавал трём открытиям: использованию огня, постройке жилищ
и применению звериных шкур в качестве
одежды.
На почве римского образования впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад Древнего Рима в развитие ораторского искусства. Именно поэтому педагогические идеи сыграли столь важную роль в возникновении педагогики нового времени, её развитии. В целом же педагогические взгляды видных римских теоретиков воспитания явились основой для дальнейшего развития мировой педагогики.
Описание традиционного римского образования нашло отражение в сочинении Катона Старшего (234-149до н.э.) — «Книги, посвященные сыну», написанном как бы в виде пособия по сельскому хозяйству, врачеванию, военному искусству, праву и риторике.
Со II века до н. э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати — нобилей — продолжает господствовать домашнее обучение с приглашениемучителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.
Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II-I вв. до н. э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собственных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке. Классическая латинская грамматика — «Искусство грамматики» — была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в. н. э. Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжений всего средневековья.
Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв, — трехпутье). Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.