Первая и вторая сигнальные системы. Физиология речи и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 20:25, контрольная работа

Описание

Сигнальные системы (от лат. signum — знак и греч. systema — целое, соединение) — первая и вторая сигнальная система (1-я сигнальная система, 2-я сигнальная система) — способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система). Термин введен И. П. Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов высшей нервной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Реферат возрастная психология.docx

— 578.75 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Кафедра строительства и сварных технологий 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

   По  дисциплине: Возрастная физиология

   На  тему: Первая и вторая сигнальные системы.

                    Физиология речи и мышления.

                    Скелет и его функции.

                    Легкое строение, газообмен, жизненная емкость.

                    Железы внутренней секреции и  регуляция их деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент группы CПЗ-10

Красильников  А.Н.

Проверила:

Максимова Н.Л. 
 
 
 
 
 
 

Н.Новгород

2010 

1. Первая и вторая сигнальные системы.

    Сигнальные  системы (от лат. signum — знак и греч. systema — целое, соединение) — первая и вторая сигнальная система (1-я сигнальная система, 2-я сигнальная система) — способы регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я сигнальная система), либо представленных в знаковой системе языка (2-я сигнальная система). Термин введен И. П. Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов высшей нервной деятельности. При относительном преобладании 1-й сигнальной системы складывается художественный тип личности, при преобладании 2-й сигнальной системы — мыслительный, 2-я сигнальной системы возникает в историческом развитии общества как «чрезвычайная прибавка», вносящая новый принцип в работу центральной нервной системы, поскольку пoзвoляет в процессах труда и речевого общения отображать мир в обобщенной (понятийной) форме. 2-я сигнальная система взаимодействует с 1-й сигнальной системы и образует совместно с ней качественно новое целое

    Любые сами по себе вначале безразличные, или, как их иначе называют, индефферентные, раздражители, совпадая во времени с действием безусловных, становятся для животного условными, или сигнальными, раздражителями. Они сигнализируют животному о наступающих событиях. «Для животного, — писал И. П. Павлов, — действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов». 
Таким образом, у человека имеются две сигнальные системы: первая, общая с животными, и вторая, специально человеческая, которой у животных нет. Какова же разница в сигнализации действительности при помощи сигналов первой и второй сигнальных систем? 
Рассмотрим несколько примеров.

      В период Великой Отечественной  войны многим приходилось слышать  звуки моторов вражеских бомбардировщиков. Сочетаясь с последующим взрывом  бомб, они становились сигналами  бомбежки, сигналами опасности.

Таким же сигналом был и звук сирены. Это  сигнализация при помощи сигналов первой сигнальной системы. Но сирена могла  быть заменена сообщением по радио: «воздушная тревога» — это сигнализация при  помощи сигналов второй сигнальной системы.

      Вы занимаетесь у себя в  комнате. Из столовой доносится  звон посуды — сигнал предстоящего обеда. По этому сигналу вы прекращаете занятия и идете обедать. Но, допустим, вы не слышали звона посуды. Вам просто говорят, что обед подан,— и вы идете в столовую. В первом случае вы использовали сигналы первой сигнальной системы, во втором — второй. Школьники отдыхают во время перемены. Раздается звонок — сигнал первой сигнальной системы, возвещающий начало занятий. Звонок испорчен. Преподаватель устно приглашает школьников на урок, т. е. использует сигналы второй сигнальной системы.

      Из приведенных примеров следует,  что замена естественных конкретных  раздражителей словом есть переход  от сигнализации первой сигнальной  системы ко второй. Но как же  обстоит дело у животных? Ведь  и у них можно вызвать различные  действия в ответ на словесный  раздражитель. Значит ли это, что  и у животных имеется вторая сигнальная система? Конечно, нет. Животное реагирует не на смысловое содержание слова или фразы, а на их звуковой образ. Собака поднимает лапу в ответ на слова «дай лапу» не потому, что она понимает их смысл, а только потому, что в процессе обучения звучание слов «дай лапу» сочеталось с действием. Что это именно так, показывает следующий опыт. Если собаке вместо слов «дай лапу» сказать, например, «подними ногу», она лапу не поднимет. Но она поднимет ее в ответ на бессмысленные звуки, сходные со звучанием слов «дай лапу», например «ай пу».

    Почему  же животные не обладают второй сигнальной системой? Потому что в основе ее лежит новый принцип нервной  деятельности — отвлечение и обобщение. Он возник в процессе исторического  развития человека под влиянием труда. «Сначала труд,— писал Энгельс,—  а затем и вместе с ним членораздельная  речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых  мозг обезьяны постепенно превратился  в человеческий мозг...» С возникновением и развитием речи возникла и развивалась  способность человека к отвлечению и обобщению. «Всякое слово (речь) уже обобщает»,— писал В. И. Ленин. В слове «дерево» обобщены все  деревья, вне зависимости от конкретных различий по их существенным признакам. В слове «человек» обобщены все  люди, вне зависимости от их национальности, пола, возраста и т. д. Как мы видели на примере опыта с Рафаэлем, такое  отвлечение и обобщение недоступно даже высшим животным. Рафаэль не мог  образовать общих понятий (в частности, понятия «вода»), и его поступки зачастую имели нелепый характер. Возникновение и развитие речи, а  с ней и абстрактного мышления дали возможность человечеству создать науку. Она помогает человеку активно воздействовать на природу, приспосабливая ее к своим потребностям. Все наши знания есть не что иное, как результат образования связей во второй сигнальной системе на основе речи. 
Однако надо знать, что способность некоторых животных подражать человеческой речи еще не доказывает, что у них есть вторая сигнальная система. Например,
попугаи, скворцы, грачи могут воспроизводить отдельные слова и даже целые фразы. Особенно удачно подражают речи человека попугаи. Иногда даже может показаться, что их речь вполне осмысленна. Но стоит лишь несколько изменить обстановку, как бессмысленность их «говорения» становится очевидной. Вторая сигнальная система, свойственная человеку,— способность не только к речи, но и к осмысленному употреблению слов — ведь человек обладает мышлением. Возникнув на базе первой сигнальной системы, она находится с ней в постоянном взаимодействии и подчиняется тем же общим закономерностям, потому что это работа все той же нервной системы, как говорил И. П. Павлов. Но, несмотря на общность указанных закономерностей, по мнению И. П. Павлова, у нормального человека вторая сигнальная система всегда преобладает над первой. Степень этого преобладания у людей различна. Это дало основание великому физиологу разделить все человечество на три типа высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний.К первому типу относятся люди со значительным преобладанием второй сигнальной системы, поэтому они склонны к постоянному отвлечению от действительности, к широкому использованию общих понятий. Непосредственные воздействия не дают им достаточно ярких впечатлений. Наоборот, люди, принадлежащие к художественному типу, живо и ярко воспринимают действительность с ее конкретными раздражителями. Вторая сигнальная система преобладает у них над первой в меньшей мере, чем у людей мыслительного типа. Средний тип занимает промежуточное место между обоими этими типами. Таким образом, наряду с общими типами нервной системы, присущими животным, человеку свойственны еще и специфические только для него типы высшей нервной деятельности. Они являются результатом исторического развития человека. 

2. Физиология речи и мышления

    Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ объективного мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Вещи не только воспринимаются наглядно, но отражаются в их связях и отношениях. Человек может не только воспринимать вещи, используя анализаторы, но может рассуждать, делать выводы, даже если не имеет непосредственного личного опыта. Т.е. для человека характерно то, что у него есть не только чувственное, но и рациональное познание, иначе говоря, что с переходом от животного мира к человеческой истории возникает огромный скачок в процессе познания от чувственного к рациональному. Фундаментальное отличие человеческого сознания от сознания животного-способность переходить за пределы наглядного, непосредственного опыта к отвлеченному, рациональному сознанию.

    В основе процесса мышления лежит сложная  аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного  мозга в целом, но не каких-то отдельных  ее участков. В основе мышления лежит  образование второсигнальных временных нервных связей, опирающихся на первосигнальные связи. Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношении) между предметами становится возможным потому, что слова, как указывал И. П. Павлов, представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что, по мнению ученого, и составляет сущность человеческого мышления. Другими словами, вторая сигнальная система и открывает возможность обобщенного отражения окружающего мира.

    Что касается физиологических механизмов собственно речи, то эта второсигнальная деятельность коры также есть сложная координированная работа многих групп нервных клеток коры головного мозга.

    Когда мы говорим друг с другом, то, с  одной стороны, воспринимаем слышимые (звуковые) и видимые (письменные) речевые  сигналы, с другой — произносим звуки  языка при помощи мышечного голосового аппарата. Соответственно в коре левого полушария головного мозга имеются, как уже указывалось в главе II, три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный.

    Один  из таких центров (слуховой центр  Вернике) обеспечивает понимание воспринимаемых слов. При нарушении его работы человек теряет способность различать, узнавать слова, хотя ощущение звуков у него остается, вследствие чего утрачивается способность и к осмысленной речи. Двигательный центр речи Брока обеспечивает произнесение слов. При разрушении этого центра человек не способен произнести ни одного слова, хотя и понимает слова, которые слышит: у него остается только способность к крику и пению без слов. Работа зрительного центра обеспечивает понимание письменной речи, чтение При поражении его человек утрачивает способность читать, хотя зрение у него сохраняется, Разумеется, выделение указанных центров в известной мере условно, так как в основе речевой деятельности лежит объединяющая работу этих центров деятельность коры в целом.  

 

    3. Скелет и его функции

    Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц. Она позволяет человеку совершать различные движения, а также защищает внутренние органы от повреждения. Скелет определяет форму тела, к нему прикрепляются мышцы. В организме человека насчитывается более 220 костей, образующих скелет головы, туловища, верхних и нижних конечностей и их поясов. У мужчин масса костей скелета составляет 18 % от массы тела, а у женщин – 16 %.

Соединение костей в скелете подразделяется на три  типа: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа, полуподвижное – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок. Наконец, подвижно соединяются суставы. Каждый сустав состоит из суставных поверхностей, сумки и жидкости, находящейся в суставной полости. Суставная жидкость уменьшает трение костей при движении. Суставы чаще всего укреплены связками, которые и ограничивают амплитуду движений.

Типы  соединения костей

Скелет  человека состоит из костей. Различают длинные (кости плеча, предплечья, бедра, голени), короткие (кости кисти и стопы) и плоские (кости черепа, лопатки) кости. Сверху кости покрыты плотной оболочкой – надкостницей, через мелкие отверстия которой проходят кровеносные сосуды, питающие кость. Благодаря надкостнице обеспечивается рост костей в толщину и срастание костей при переломе. Концы кости покрыты хрящом. За счет деления клеток хряща кость растет в длину. За надкостницей расположено компактное плотное вещество, пропитанное солями кальция, а под ним – губчатое вещество кости, которое состоит из множества перекрещивающихся костных пластинок, придающих им прочность. Длинные трубчатые кости внутри имеют полость, заполненную костным мозгом.

Информация о работе Первая и вторая сигнальные системы. Физиология речи и мышления