Платные услуги в системе образования Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:06, реферат

Описание

Развитие сектора платных услуг населению в экономике республики осуществляется в соответствии с социально ориентированной политикой государства, направленной на обеспечение сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке республики.
В Беларуси к настоящему времени устоялась практика платного обучения в вузах, что подразумевает переход части студентов в категорию потребителей образовательных услуг.

Работа состоит из  1 файл

реферат по ГБ.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

Платные услуги в системе образования Республики Беларусь

 

 

 

Выполнила:

Студентка  4 курса, 6 группы                                                   Н.В. Халько                                                                                

                                   

Проверил:

Преподаватель                                                                              П.И. Климович                                                                      

                                         

 

 

 

 

Гродно  2010

     

 

Развитие сектора платных услуг  населению в экономике республики осуществляется в соответствии с социально ориентированной политикой государства, направленной на обеспечение сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке республики.

В Беларуси к настоящему времени устоялась практика платного обучения в вузах, что подразумевает переход части студентов в категорию потребителей образовательных услуг.

Одно из главных отличий  от советской системы высшего  образования, характерное для всего  постсоциалистического пространства – отказ от монополии государства на финансирование высшего образования. Как и в других республиках бывшего СССР, система высшего образования Беларуси, оказалась не адаптирована к новым экономическим условиям – государство просто не располагало достаточными средствами для ее финансирования в прежнем объеме. В первой половине 1990-х гг. в РБ появились негосударственные вузы, число которых в 1995–1997 гг. достигло 20, но к 2000 г. их количество сократилось до 14, а к 2008 г. осталось 10. С 2004 г. началось уменьшение приема студентов в негосударственные вузы. В 2007 г. в частные вузы было принято 14 509 студентов, а в 2008 г. – 12 180. Удельный вес учащихся частных вузов в общем числе белорусского студенчества менее 14%. Негосударственные вузы имеют более низкий статус в сравнении с государственными: развивают преимущественно заочные формы обучения, не готовят научные кадры и магистров. Таким образом, несмотря на закрепление в Законе о высшем образовании двух форм собственности на высшие учебные заведения явное предпочтение в Беларуси отдается государственной. Делая ставку на государственные вузы, напрямую вписанные в отраслевую систему управления, белорусское государство стремится самостоятельно контролировать все процессы в этой сфере, не привлекая частный капитал или международные организации. Подобная политика резко отличает РБ от бывших советских республик (Азербайджан, Казахстан, Россия), расширяющих набор в частные вузы, и особенно соседней Польши.

Приоритет образовательной  стратегии обеспечил относительно высокую долю расходов на образование в ВВП Республики Беларусь. По заявлению президента А.Г. Лукашенко в 2006 г. она составляла 6,6%, а в 2010 г. должна была достигнуть 10%. Однако в отношении высшей ступени образования государственную политику Беларуси, располагающей весьма скромным бюджетом и испытывающей хронический дефицит финансовых средств, характеризует свертывание финансовой поддержки. В белорусском варианте такой подход означает перенос центра тяжести платных образовательных услуг в государственные вузы. В государственных вузах на платной основе в 2008/09 уч. году обучалось 59% студентов.

Стимулируя самофинсирование и предпринимательскую деятельность, закрепленную законодательно, государство, тем не менее, сохраняет контроль над доходами и источниками финансирования. В соответствии с социальной политикой РБ плата за обучение вузе, в сравнении с постсоциалистическими республиками, остается относительно низкой. В частности, в престижной Академии управления при Президенте Республики Беларусь она определена в 2008/09 уч. году в 3 408 000 белорусских рублей на дневной форме обучения (1600 долларов на начало учебного года) и 1 700 000 – на заочной (800 долларов). Поскольку средняя стоимость обучения одного студента из средств государственного бюджета составила в 2008 г. 6,2 млн. белорусских рублей (2897 долларов), а в Белорусском Государственном университете 10,4 млн. белорусских рублей (4860 долларов) можно заметить, что плата частных лиц (в среднем от 1000 до 1500 долларов) не покрывает расходов вузов, что вынуждает их увеличивать прием студентов, не считаясь с реальными потребностями рынка труда, своей материально-технической базой, обеспеченностью преподавательскими кадрами.

В Республике Беларусь законодательно закреплено, что соотношение численности  студентов и профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения для дневной формы обучения не должно превышать 10:1. Реально в совокупности на всех отделениях государственных вузов в 2008 г. на одного преподавателя приходилось 15 студентов. Однако стремительно набирает обороты негативная тенденция понижения среднего квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава: на одного штатного кандидата наук в государственных вузах приходится 45, а доктора – 283 студента, в негосударственных вузах – 104 и 963 соответственно. В числе причин низкого удельного веса преподавателей с ученой степенью, который в вузах государственной собственности составляет всего 40%, отсутствие действенной системы стимулирования оплаты труда преподавателей высокой квалификации и ограниченное финансирование системы повышения квалификации педагогических кадров вузов. Эти факторы влияют и на процесс старения профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями. Согласно данным Министерства образования Республики Беларусь, количество профессорско-преподавательских работников, имеющих степень доктора наук, в возрасте до 50 лет практически не растет. Из 23 ректоров вузов, подчиненных Министерству образования, 10 (13,5%) старше 60 лет.

Следовательно, увеличение набора на платное обучение не повышает доходов вузов, но существенно снижает качество образования, что, несомненно, вызывает опасения. В условиях финансового кризиса перспективы материального обеспечения высшей школы РБ становятся еще более туманными. Так, Министерство образования направило распоряжение о снижении в текущем году бюджета на 30% во все высшие и средние специальные учебные заведения. Первоначально планируется сокращения по четырем статьям: научных проектов, особенно в области гуманитарных наук; ремонтных и ремонтно-восстановительные расходов; внеплановых и дополнительных премий, стипендий и других выплат; рабочих мест, что, главным образом, коснется административно-хозяйственного персонала.

Иначе говоря, отход от советских  принципов финансирования высшей школы не обеспечил условий для решения одной из наиболее насущных проблем, унаследованных от советской высшей школы – полноценного материального обеспечения. Правда, качество образования не особенно беспокоит потребителей услуг белорусских вузов, поскольку студенту, а точнее его родителям, чаще нужен диплом, чем реальные знания.

Еще в большей степени, чем подход к финансированию системы  высшего образования, ориентацией  на советские традиции отличается организационная  структура высшей школы Республики Беларусь. Несмотря на стремление развивать систему высшего образования на периферии, централизм в территориальном размещении вузов продолжает характеризовать белорусскую высшую школу: 29 из 53 белорусских вузов расположены в столице республики – Минске.

Возвратом к классической советской системе стало белорусское законодательство последнего времени о распределении выпускников вузов. С одной стороны, социально-ориентированное белорусское государство в лучших советских традициях, дает реальную возможность получения бесплатного высшего образования (напомним 41% студентов учится на бюджетных местах), обеспечивает материальные условия для завершения обучения (90% студентов-бюджетников получают стипендии в размере от 40 до 70% прожиточного минимума), гарантирует работу после окончания вуза. С другой – обладатель бесплатного диплома должен возместить государству затраты либо в форме двухлетней отработочной повинности, либо в денежном эквиваленте. Поступая на бюджетной основе, студент заключает специальный контракт, в котором оговаривается стоимость обучения по выбранной специальности. Иначе говоря, институт распределения советских времен, используется в Беларуси уже в контексте изменившихся социально-экономических реалий. Фактически, высшее образование во всех случаях воспринимается как платная услуга, финансируемая либо самим абитуриентом, либо из бюджета в счет будущей работы по специальности. Большая часть выпускников вузов, обучавшихся на бюджетные средства, все же предпочитает распределение выплате полной стоимости своего образования. В 2008 г. отправились на работу по распределению 86,2% выпускников дневных отделений бюджетной формы обучения . Однако советский опыт свидетельствует о том, что подобное принудительное использование рабочей силы, без материального стимулирования, малоэффективный способ решения проблемы территориального и отраслевого распределения специалистов. Высокий удельный вес среди безработных лиц со средним специальным и высшим образованием в Беларуси красноречивое тому подтверждение.

Становление рыночной системы хозяйствования детерминирует создание экономического механизма, адекватно отвечающего  современным требованиям и тенденциям развития демократического общества. Особая роль в этом механизме отводится  ценам, поскольку именно данный инструментарий в условиях социально ориентированной рыночной экономики становится важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления и средством распределения ресурсов. Поэтому правильно и эффективно организованный процесс ценообразования будет способствовать успешному функционированию хозяйствующих субъектов в любой сфере, в том числе и образовательной.

Система образования  Республики Беларусь включает в себя как государственные, так и негосударственные  образовательные и воспитательные заведения [2]. В рамках государственных учебных заведений могут создаваться структурные подразделения, которые осуществляют свою деятельность на условиях самофинансирования.

Основным источником финансирования таких подразделений учреждений образования являются доходы от оказания платных образовательных услуг. В связи с этим особое внимание должно уделяться правильности составления калькуляции и определения стоимости данных услуг.

Стоимость образовательных  услуг формируется в соответствии с Положением о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования, утвержденным постановлением Министерства экономики и Министерства образования Республики Беларусь от  01.11. 2002 г. N 242/48  (далее - Положение).

Согласно пункту 9 Положения, цены на платные услуги, оказываемые учреждениями образования, формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг

Отличительной особенностью составления калькуляций на образовательные  услуги является то, что расчет стоимости  обучения составляется не на календарный, а на учебный год: с 1 сентября по 30 июня. Включение затрат в себестоимость услуг производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики 26.01.1998 № 19-12/397, Министерством финансов 30.01.1998 № 3, Министерством статистики и анализа 30.01.1998 № 01-21/8 и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.01.1998 № 03-02-07/300, а также нормативными актами по планированию, учету и калькулированию себестоимости [2].

Расчет стоимости платных образовательных услуг

Рассмотрим порядок, в соответствии с которым происходит процесс формирования цен на платные образовательные услуги в высшем учебном заведении, которое осуществляет свою деятельность на условиях самофинансирования.

Наибольший удельный вес в структуре затрат в плановых калькуляциях занимает заработная плата сотрудников. Для расчета фонда оплаты труда (далее – ФОТ) необходимо прежде всего определить штатную численность всех видов персонала: профессорско-преподавательского состава (ППС), административно-управленческого персонала (АУП), учебно-вспомогательного персонала (УВП) и прочего персонала.

Штатная численность  ППС определяется исходя из среднегодового контингента слушателей и нагрузки на одного преподавателя.

Затем производится расчет фонда оплаты труда ППС, который формируется из фонда оплаты труда штатного персонала и внештатного персонала (почасового фонда оплаты труда).

Следующий шаг – формируются  начисления на заработную плату в  соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Далее определяются затраты, включаемые в стоимость обучения. К ним относятся:

  1. Накладные расходы:
  • приобретение предметов снабжения и  расходных материалов;
  • командировки и служебные разъезды;
  • оплата транспортных, коммунальных услуг и услуг связи;
  • текущий ремонт зданий и помещений;
  • текущий ремонт оборудования  и инвентаря.
  1. Амортизация
  1. Прочие расходы

На следующем этапе  определяется себестоимость услуги, и на ее основе рассчитываются отчисления  в инновационный фонд.

Затем определяется величина прибыли.

Подводя итог выше изложенному и в целях  обеспечения наглядности, можно  привести следующую блок-схему расчета  стоимости образовательных услуг.

 

 



                • Численность обучаемых;
                • Нормы времени по видам работы;
                • Средняя ставка почасовой оплаты труда ППС


 

 


 

 


                  • ФОТ штатных ППС;
                  • ФОТ внештатных ППС

Информация о работе Платные услуги в системе образования Республики Беларусь