Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:06, реферат
Развитие сектора платных услуг населению в экономике республики осуществляется в соответствии с социально ориентированной политикой государства, направленной на обеспечение сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке республики.
В Беларуси к настоящему времени устоялась практика платного обучения в вузах, что подразумевает переход части студентов в категорию потребителей образовательных услуг.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Финансы и кредит»
Платные услуги
в системе образования
Выполнила:
Студентка 4 курса, 6 группы
Проверил:
Преподаватель
Гродно 2010
Развитие сектора платных
В Беларуси к настоящему времени устоялась практика платного обучения в вузах, что подразумевает переход части студентов в категорию потребителей образовательных услуг.
Одно из главных отличий
от советской системы высшего
образования, характерное для всего
постсоциалистического
Приоритет образовательной
стратегии обеспечил
Стимулируя самофинсирование
и предпринимательскую
В Республике Беларусь законодательно
закреплено, что соотношение численности
студентов и профессорско-
Следовательно, увеличение набора на платное обучение не повышает доходов вузов, но существенно снижает качество образования, что, несомненно, вызывает опасения. В условиях финансового кризиса перспективы материального обеспечения высшей школы РБ становятся еще более туманными. Так, Министерство образования направило распоряжение о снижении в текущем году бюджета на 30% во все высшие и средние специальные учебные заведения. Первоначально планируется сокращения по четырем статьям: научных проектов, особенно в области гуманитарных наук; ремонтных и ремонтно-восстановительные расходов; внеплановых и дополнительных премий, стипендий и других выплат; рабочих мест, что, главным образом, коснется административно-хозяйственного персонала.
Иначе говоря, отход от советских принципов финансирования высшей школы не обеспечил условий для решения одной из наиболее насущных проблем, унаследованных от советской высшей школы – полноценного материального обеспечения. Правда, качество образования не особенно беспокоит потребителей услуг белорусских вузов, поскольку студенту, а точнее его родителям, чаще нужен диплом, чем реальные знания.
Еще в большей степени, чем подход к финансированию системы высшего образования, ориентацией на советские традиции отличается организационная структура высшей школы Республики Беларусь. Несмотря на стремление развивать систему высшего образования на периферии, централизм в территориальном размещении вузов продолжает характеризовать белорусскую высшую школу: 29 из 53 белорусских вузов расположены в столице республики – Минске.
Возвратом к классической советской системе стало белорусское законодательство последнего времени о распределении выпускников вузов. С одной стороны, социально-ориентированное белорусское государство в лучших советских традициях, дает реальную возможность получения бесплатного высшего образования (напомним 41% студентов учится на бюджетных местах), обеспечивает материальные условия для завершения обучения (90% студентов-бюджетников получают стипендии в размере от 40 до 70% прожиточного минимума), гарантирует работу после окончания вуза. С другой – обладатель бесплатного диплома должен возместить государству затраты либо в форме двухлетней отработочной повинности, либо в денежном эквиваленте. Поступая на бюджетной основе, студент заключает специальный контракт, в котором оговаривается стоимость обучения по выбранной специальности. Иначе говоря, институт распределения советских времен, используется в Беларуси уже в контексте изменившихся социально-экономических реалий. Фактически, высшее образование во всех случаях воспринимается как платная услуга, финансируемая либо самим абитуриентом, либо из бюджета в счет будущей работы по специальности. Большая часть выпускников вузов, обучавшихся на бюджетные средства, все же предпочитает распределение выплате полной стоимости своего образования. В 2008 г. отправились на работу по распределению 86,2% выпускников дневных отделений бюджетной формы обучения . Однако советский опыт свидетельствует о том, что подобное принудительное использование рабочей силы, без материального стимулирования, малоэффективный способ решения проблемы территориального и отраслевого распределения специалистов. Высокий удельный вес среди безработных лиц со средним специальным и высшим образованием в Беларуси красноречивое тому подтверждение.
Становление рыночной системы хозяйствования
детерминирует создание экономического
механизма, адекватно отвечающего
современным требованиям и
Система образования Республики Беларусь включает в себя как государственные, так и негосударственные образовательные и воспитательные заведения [2]. В рамках государственных учебных заведений могут создаваться структурные подразделения, которые осуществляют свою деятельность на условиях самофинансирования.
Основным источником финансирования таких подразделений учреждений образования являются доходы от оказания платных образовательных услуг. В связи с этим особое внимание должно уделяться правильности составления калькуляции и определения стоимости данных услуг.
Стоимость образовательных
услуг формируется в
Согласно пункту 9 Положения, цены на платные услуги, оказываемые учреждениями образования, формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг
Отличительной особенностью составления калькуляций на образовательные услуги является то, что расчет стоимости обучения составляется не на календарный, а на учебный год: с 1 сентября по 30 июня. Включение затрат в себестоимость услуг производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики 26.01.1998 № 19-12/397, Министерством финансов 30.01.1998 № 3, Министерством статистики и анализа 30.01.1998 № 01-21/8 и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.01.1998 № 03-02-07/300, а также нормативными актами по планированию, учету и калькулированию себестоимости [2].
Расчет стоимости платных образовательных услуг
Рассмотрим порядок, в соответствии с которым происходит процесс формирования цен на платные образовательные услуги в высшем учебном заведении, которое осуществляет свою деятельность на условиях самофинансирования.
Наибольший удельный вес в структуре затрат
в плановых калькуляциях занимает заработная
плата сотрудников. Для расчета фонда
оплаты труда (далее – ФОТ) необходимо
прежде всего определить штатную численность
всех видов персонала: профессорско-
Штатная численность ППС определяется исходя из среднегодового контингента слушателей и нагрузки на одного преподавателя.
Затем производится расчет фонда оплаты труда ППС, который формируется из фонда оплаты труда штатного персонала и внештатного персонала (почасового фонда оплаты труда).
Следующий шаг – формируются
начисления на заработную плату в
соответствии с действующим законодательство
Далее определяются затраты, включаемые в стоимость обучения. К ним относятся:
На следующем этапе определяется себестоимость услуги, и на ее основе рассчитываются отчисления в инновационный фонд.
Затем определяется величина прибыли.
Подводя итог
выше изложенному и в целях
обеспечения наглядности, можно
привести следующую блок-схему расчета
стоимости образовательных
Информация о работе Платные услуги в системе образования Республики Беларусь