Подготовка к деятельности студентов ВУЗов средствами физической культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:06, реферат

Описание

Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. (Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. , 2004).

Работа состоит из  1 файл

конференция по физ-культуре.docx

— 23.50 Кб (Скачать документ)

ВФ ФГОУ ВПО 

 Российский  государственный университет туризма  и сервиса 
 
 

Конференция по физической культуре на тему: 
 
 

Подготовка к деятельности студентов ВУЗов

средствами  физической культура 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:  Гогина А.С.  Э-91 
 
 
 
 
 

Волгоград. 2010г. 
 
 
 
 

Основные  понятия

      Физическая  культура как учебная дисциплина хорошо  знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. (Давиденко Д. Н., Пономарев Г.Н. , 2004).

      Ученые, изучавшие понятие физическая культура склоняются к единодушному мнению, что среди комплекса причин становления  физической культуры следует признать ведущей объективную необходимость  подготовки подрастающих и взрослых поколений к жизненной практике. Главными формами которой, во многом определяющими сам факт существования  человека как социально биологического существа, были и остаются трудовая профессиональная и оборонная деятельность (В.П. Полянский, 1999).

      Физическая  культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (ФЗ).

      Физическое  воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений  связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

Значение  и влияние физической культуры на студентов  ВУЗов РФ.

Специалисты по физиологии отмечают, что занятия  ФКиС позволяют как никакая другая деятельность формировать психические качества и свойства личности. В ряде исследований отмечается, что спортсмены легче общаются в коллективе, быстрее договариваются при решении спорных проблем. Известный специалист по психологии И.П. Волков пишет, что такие качества, как дружелюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, формируемые в спорте, нужны человеку в его трудовой жизни. А такие психомоторные свойства,  как быстрота реакции, выносливость, концентрация внимания и др., выявляемые у спортсменов, являются необходимыми свойствами для успешной профессиональной адаптации в ряде современных профессий – оператора, диспетчера, летчика и т.д. Все эти качества помогут студентам в будущей карьере. Они будут более востребованы и успешны, остроумны и крепки. Физическая культура объективно является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

В ряде исследований установлено, что у  студентов, включенных в систематические  занятия физической культурой и  спортом и проявляющих в них  достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных  установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается  более высокая эмоциональная  устойчивость», выдержка, им в большей  степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных  людей, умеющих повести за собой  коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное положительное  воздействие систематических занятий  физической культурой и спортом  на характерологические особенности  личности студентов.

Воспитание  физических качеств  основывается на постоянном стремлении сделать  все возможное для  себя, удивить  окружающих  своими  возможностями. Но для этого со  времени рождения  нужно  постоянно и регулярно  выполнять правила  правильного  физического  воспитания. Основным  этапом в воспитании этих качеств  является  образовательный  период в жизни человека (7 – 25 лет), в течение  которого  происходит  закрепление нужного  учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда). Направления использования средств физической культуры и спорта.

Отношение студентов разного  пола к физкультурно-спортивной деятельности, %

Отношение к физкультурно-спортивной деятельности Пол студентов  Все студенты
Женщины мужчины
Занимаются  систематически 36,9 12,9 21,8
Занимаются  эпизодически 44,5 53,5 50,1
Не  занимаются в свободное время  18,6 33,9 28,1

Автор отмечает, что в целом лишь у 15,1% студентов  длительность и регулярность занятий  отвечает требованиям рационального  двигательного режима. 

   Отношение студентов к социальной значимости физической культуры, %

Физическая культура – необходимый элемент общей  культуры студента Пол студентов       
 
 
Все студенты
мужчины женщины
Да  73,3 72,9 73,2
Нет 12,5 6,6 8,8
Затрудняюсь ответить 10,1 18,5 15,3
Нет ответов  4,1 2,0 1,7
 

Конкретные  направления и организационные  формы использования массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий в условиях высших учебных заведений зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, а также от имеющейся спортивной базы, традиций вуза и других условий. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, лечебное направления.

Формы физического воспитания студентов

Физическое  воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов  и осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют  друг друга и представляют собой  единый процесс физического воспитания студентов.

Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом способствуют лучшему  усвоению учебного материала, позволяют  увеличить общее время занятий  физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения  физической культуры и спорта в быт  и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно  организованные самостоятельные занятия  обеспечивают оптимальную непрерывность  и эффективность физического  воспитания. Эти занятия могут  проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические  упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени  на физическое воспитание.

Массовые  оздоровительные, физкультурные и  спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное  от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой  инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры  физического воспитания и активном участии профсоюзной организации  вуза. Формы организации физкультурно-оздоровительной  и спортивной работы. Все эти мероприятия и меры помогут студентом принимать активное участие в физической деятельности и в дальнейшем укрепить и усовершенствовать их общее физическое и морально-психологическое состояние.

Вывод работы

Целью физического  воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих  задач:

  • воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
  • сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
  • -всесторонняя физическая подготовка студентов;
  • -профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
  • -приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
  • -совершенствования спортивного мастерства студентов-спортсменов;
  • воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния  здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда  их предстоящей профессиональной деятельности.

Непосредственная  ответственность за постановку и  проведение учебно-воспитательного  процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным  планом и государственной программы  возложена на кафедру физического  воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно  с кафедрой и общественными организациями.

Список  литературы:

  1. Виленский М.Я., Соловьев Г.М., Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности: ТиПФК, №3, 2001. – С. 2 – 7.
  2. Егорычев А.О., Егорычева Э.В. Изучение отношения студентов к занятиям ФКиС.
  3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. Пособие. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
  4. Организация и планирование самостоятельной работы студентов на ФФК / Сб. науч. тр. М., 1991.
  5. Интернет источник: www.medbookaide.ru

Информация о работе Подготовка к деятельности студентов ВУЗов средствами физической культура