Понятие и соотношение государственного, народного и национального суверенитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 13:42, реферат

Описание

Сегодня, как и в прошлом, суверенитет является важнейшим институтом конституционного права. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.
Суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть, верховенство) — верховенство и независимость власти [Тихомирова Л. В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 6-е, дополненное и переработанное / Под ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008 – 1088 с., С. 919].

Работа состоит из  1 файл

Понятие и соотношение.docx

— 19.85 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

                Кафедра конституционного права

Реферат

Понятие и соотношение  государственного, народного  и национального  суверенитета

                Выполнила:

                студентка 1курса, 8 группы,

                юридического  факультета БГУ

                специальности «Правоведение»

                дневной формы обучения

                Супранович Татьяна Валерьевна

                _________________

                (подпись  студента)

                Научный руководитель:

                Шавцова Алла Васильевна

                кандидат  юридических наук,

                доцент

Минск

2012

 

      Сегодня, как и в прошлом, суверенитет  является важнейшим институтом конституционного права. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства.

     Суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть, верховенство) — верховенство и независимость власти [Тихомирова Л. В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 6-е, дополненное и переработанное / Под ред. М. Ю. Тихомирова. – М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008 – 1088 с., С. 919].

     Само  понятие «суверенитет» часто  стало употребляться не в подлинном  его значении. Среди юристов нет  единого понимания данного понятия. Но в разных определениях выделяются две общие характерные черты – верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешних отношениях.

     Некоторые особенности в формулировках  этих определений позволяет выделить ряд концепций в понимании  суверенитета [Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь: Учеб.-метод. Пособие / Г. А. Василевич, А. В. Шавцова – Мн, ЗАО «Веды», 2002. – 176 с., С.6].

     Первая  концепция, которая изложена в трудах таких авторов, как И. П. Трайнин, А. Я. Вышинский, Л. А. Моджорян, Н. П. Фарберов, Е. А. Коровин, А. И. Лепешкин, Б. Л. Манелис, основана на юридическом понимании суверенитета, под которым подразумевается государственная власть. Тезис, согласно которому суверенитет осуществлялся с государственной властью, получил распространение в эпоху сталинизма.

     Государственная власть может быть названа суверенной условно, так как она олицетворяет суверенитет государства. При анализе соотношения суверенитета и государственной власти необходимо обратить внимание на то, что понятие суверенитета государства без достаточных оснований переносится на государственную власть, как правило, на её высшее звено [Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь: Учеб.-метод. Пособие / Г. А. Василевич, А. В. Шавцова – Мн, ЗАО «Веды», 2002. – 176 с., С.7].

     Ко  второй концепции можно отнести  теорию «расщеплённого» суверенитета, сущность которой состоит в том, сто в содержании многих парламентских  документов, выступлениях депутатов  республики, публикациях речь идёт об «экономическом», «международном», «финансовом» и прочих «суверенитетах». Подобного рода подход несостоятелен  как в теоретическом, так и  в практическом плане. Создаётся  иллюзия о возможности изолированного решения проблемы суверенитета путём  обретения его по частям.

     Г. Атаманчук [Атаманчук Г. Суверенитет: Чей и для чего? // Союз. – 1991. – № 8. – С. 8, С. 8] критиковал взгляды таких авторов, как И. И. Лукашук, Е. А. Коровин, А. Сурилов, В. Л. Александров, Г. П. Бадей, Л. М. Крюков, А. Маслов, которые необонованно стали переносить сферу действия суверенитета из области политики в сферу экономики, для которой характерно действие совершенно других законов. Эта тенденция особенно ярко проявлялась во второй половине 80-х гг.

     Более аргументирована, утвердившаяся в  науке государственного и международного права точка зрения на то, что  суверенитет един, хотя верховенство, самостоятельность и независимость  государства и государственной  власти могут проявляться в различных  сферах государственной и общественной жизни (экономика, законодательство, внутренняя и внешняя политика и т. д.) [Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь: Учеб.-метод. Пособие / Г. А. Василевич, А. В. Шавцова – Мн, ЗАО «Веды», 2002. – 176 с., С.8].

     Третья  концепция сводится к признанию  суверенными некоторых административно-территориальных единиц. Суверенитет из государственно-правового переместился на административно-территориальный уровень, когда уже области, районы, поселки и даже отдельные села стали провозглашать свой суверенитет.

     Четвёртая, наиболее распространённая, глубокая по содержанию концепция множественности  субъектов суверенитета представлена такими авторами, как Н. И. Палиенко, А. И. Лепешкин, В. А. Дорогин, Д. Б. Левин, И. Д. Левин, Д. Л. Златопольский, С. Р. Вихарев, Б. Л. Манелис, Н. П. Фарберов, И. П. Трайнин, Ю. Г. Судницын, В. М. Чхиквадзе и многими другими.

     Суверенитет – основополагающий с теоретико-правовой точки зрения институт конституционного и международного права. Это обусловлено не только местом суверенитета в государственно-правовой теории, но и его значением для внутренней и внешней политики государства. Наиболее важные проблемы конституционно-правовой науки об источнике и (в ряде государств) носителе высшей власти в государстве, о «разделении властей», о природе союзного государства о пределах власти государства, о гарантиях государственного суверенитета и формах его проявления – непосредственно связаны с понятием суверенитета [Белорусская юридическая энциклопедия. В 4 т. Т. 3. П – С / редкол.: С. А. Балашенко [и др.]. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 623 с., С. 589].

     Суверенитет играет важную роль в политической жизни любого общества и государства. Как феномен, отражающий определённое состояние государства, народа и  нации, суверенитет складывается постепенно, в ходе исторического развития и изменения структуры общества, государства, его целей и задач, приобретая на разных этапах свои особенности.

     В науке конституционного права принято различать несколько видов суверенитета: государственный, национальный и народный [Большая юридическая энциклопедия / автор и составитель А. Б. Барихин. – Москва: Книжный мир, 2010. - 959 с., С. 819].

     Следует отметить, что между ними существует тесная связь, они находятся в  единстве, но вместе с тем обладают и большим количеством специфических  черт.

     Государственный суверенитет – вся полнота  законодательной, исполнительной и  судебной власти государства на его  территории, исключающая всякую иностранную  власть, а также подчинение государства  властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета [Большая юридическая энциклопедия / автор и составитель А. Б. Барихин. – Москва: Книжный мир, 2010. - 959 с., С. 163].

     Государственный суверенитет всегда является полным и исключительным. Суверенитет –  одно из неотъемлемых свойств государства. Понятие государственного суверенитета лежит в основе таких общепризнанных принципов международного права, как  суверенное равенство государств, взаимное уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга и т. д. С понятием государственный суверенитет связано  понятие суверенных прав. Суверенные права государства – это проистекающие  из сущности суверенитета конкретные права государства распространять свою власть на объекты и действия физических и юридических лиц  не только в пределах своей национальной территории, но и за её пределами. В  последнем случае суверенные права государств закрепляются международными договорами.


Информация о работе Понятие и соотношение государственного, народного и национального суверенитета