Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:05, доклад
Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Понятие о профессиональной компетентности учителя
Педагогическая профессия,
как мы уже отмечали, является одновременно
преобразующей и управляющей. А
для того чтобы управлять развитием
личности, нужно быть компетентным. Понятие
профессиональной компетентности
педагога поэтому выражает
единство его теоретической
и практической готовности
к осуществлению педагогической
деятельности и характеризует
его профессионализм.
Содержание подготовки педагога той или
иной специальности представлено в квалификационной
характеристике — нормативной модели
компетентности педагога, отображающей
научно обоснованный состав профессиональных
знаний, умений и навыков. Квалификационная
характеристика — это, по существу, свод
обобщенных требований к учителю на уровне
его теоретического и практического опыта.
В общем виде психолого-педагогические
знания определены учебными программами.
Психолого-педагогическая подготовленность
заключает в себе знание методологических
основ и категорий педагогики; закономерностей
социализации и развития личности; сущности,
целей и технологий воспитания и обучения;
законов возрастного анатомо-физиологического
и психического развития детей, подростков,
юношества. Она — основа гуманистически
ориентированного мышления учителя-воспитателя.
Психолого-педагогические и специальные
(по предмету) знания — необходимое, но
отнюдь не достаточное условие профессиональной
компетентности. Многие из них, в частности
теоретико-практические и методические
знания, являются предпосылкой интеллектуальных
и практических умений и навыков.
Педагогическое умение
— это совокупность последовательно
развертывающихся действий, часть из которых
может быть автоматизирована (навыки),
основанных на теоретических знаниях
и направленных на решение задач развития
гармоничной личности. Такое понимание
сущности педагогических умений подчеркивает
ведущую роль теоретических знаний в формировании
практической готовности будущих учителей,
единство теоретической и практической
подготовки, многоуровневый характер
педагогических умений (от репродуктивого
до творческого) и возможность их совершенствования
путем автоматизации отдельных действий.
Наконец, данное понимание сущности педагогического
умения позволяет понять его внутреннюю
структуру, т.е. взаимообусловленную связь
действий (компонентов умения) как относительно
самостоятельных частных умений. Это в
свою очередь открывает возможность как
для объединения множества педагогических
умений по разным основаниям, так и для
условного их разложения в практических
целях. Например, умение "провести беседу"
может быть разложено на части: определить
тему, наиболее адекватно отражающую интересы,
потребности учащихся и в то же время учитывающую
ведущие воспитательные задачи, стоящие
перед классом; отобрать содержание, выбрать
формы, методы и средства воспитания с
учетом возраста воспитанников и конкретных
условий; составить план (план-конспект)
и т.д. Точно так же можно разложить любое
другое умение.
Структура профессиональной компетентности педагога
Структура профессиональной
компетентности учителя может быть раскрыта
через педагогические умения.
Модель профессиональной готовности целесообразно
строить от наиболее общих к частным умениям.
Таким наиболее общим умением является
умение педагогически мыслить и действовать,
теснейшим образом связанное с умением
подвергать факты и явления теоретическому
анализу. Объединяет эти два крайне важных
умения то, что в их основе лежит процесс
перехода от конкретного к абстрактному,
который может протекать на интуитивном,
эмпирическом и теоретическом уровнях.
Доведение умения до теоретического уровня
анализа — одна из важнейших задач обучения
будущих учителей педагогическому мастерству.
В идеале полное соответствие учителя
требованиям квалификационной характеристики
означает сформированность интегрирующего
в себе всю совокупность педагогических
умений умения педагогически мыслить
и действовать.
Вне зависимости от уровня обобщенности
педагогической задачи законченный цикл
ее решения сводится к триаде "мыслить
— действовать — мыслить" и совпадает
с компонентами педагогической деятельности
и соответствующими им умениями. В результате
модель профессиональной компетентности
учителя выступает как единство его теоретической
и практической готовности. Педагогические
умения здесь объединены в четыре группы.
1. Умения "переводить" содержание
объективного процесса воспитания в конкретные
педагогические задачи: изучение личности
и коллектива для определения уровня их
подготовленности к активному овладению
новыми знаниями и проектирование на этой
основе развития коллектива и отдельных
учащихся; выделение комплекса образовательных,
воспитательных и развивающих задач, их
конкретизация и определение доминирующей
задачи.
2. Умения построить и привести в движение
логически завершенную педагогическую
систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных
задач; обоснованный отбор содержания
образовательного процесса; оптимальный
выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи
между компонентами и факторами воспитания,
приводить их в действие:
создание необходимых условий (материальных,
морально-психологических, организационных,
гигиенических и др.); активизация личности
школьника, развитие его деятельности,
превращающей его из объекта в субъект
воспитания; организация и развитие совместной
деятельности; обеспечение связи школы
со средой, регулирование внешних непрограммируемых
воздействий.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической
деятельности: самоанализ и анализ образовательного
процесса и результатов деятельности
учителя; определение нового комплекса
доминирующих и подчиненных педагогических
задач.
Информация о работе Понятие о профессиональной компетентности учителя