Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:07, реферат
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
Понятие "педагогической
технологии"
В педагогической и
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности
педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
концептуальность; системность;
управляемость; эффективность; воспроизводимость.
Концептуальность
педагогической технологии предполагает,
что каждой педагогической технологии
должна быть присуща опора на определенную
научную концепцию, включающую философское,
психологическое, дидактическое и
социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса, взаимосвязью
его частей, целостностью.
Управляемость предполагает
возможность диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса
обучения, поэтапной диагностики, варьирования
средств и методов с целью
коррекции результатов.
Эффективность, указывает
на то, что современные педагогические
технологии существуют в конкурентных
условиях и должны быть эффективными
по результатам и оптимальными по
затратам, гарантировать достижение
определенного стандарта
Воспроизводимость
- подразумевает возможность применения
(повторения, воспроизведения) педагогической
технологии в других однотипных образовательных
учреждениях, другими субъектами.
Структура педагогической
технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
-концептуальная основа;
-cодержательный компонент обучения;
-процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть
педагогической технологии - это научная
база технологии, те психолого-педагогические
идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:
-организация учебного процесса;
-методы и формы учебной деятельности учащихся;
-методы и формы работы преподавателя;
-деятельность педагога
по управлению процессом
-диагностика учебного процесса.
-cущность педагогической
технологии и требования, предъявляемые
к ней
Как и любая технология,
педагогическая технология представляет
собой процесс, при котором происходит
качественное изменение воздействия
на обучаемого. Педагогическую технологию
можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание
+ методы (приемы, средства) + формы обучения.
Организация и реализация
этого процесса (педагогической технологии)
зависит от требований ведущих дидактических
принципов. Дидактические принципы,
или принципы обучения - это руководящие
положения, принципиальные закономерности,
которые направляют деятельность преподавателя,
помогают определить содержание обучения,
методы и формы обучения. К основным
дидактическим принципам
принцип научности и доступности обучения;
принцип системности обучения и связи теории с практикой;
принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;
принцип наглядности;
принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся
Методика и технология
Педагогика давно
искала пути достижения если не абсолютного,
то хотя бы высокого результата в работе
с группой или классом и
постоянно совершенствовала свои средства,
методы и формы. Много веков назад,
при зарождении педагогики, считалось,
что необходимо найти какой-то прием
или группу приемов, которые позволяли
бы добиваться желаемой цели. Так появились
различные методики. Время шло, у
практиков накапливался опыт, они
создавали новые, более эффективные
методики. Однако результаты практической
работы по создаваемым методикам
не всегда отвечали все расширяющимся
требованиям.
В результате педагогика
накопила в своем арсенале значительное
число эффективных методик. Однако
проблемы стабильности в обучении,
а также достижения каждым учеником
высоких результатов остаются и
по сей день.
Очевидно, что совершенствование
методик надо продолжать, но процесс
их накопления и эмпирического (основанного
на практике) отбора должен быть совмещен
с выбором цели и отработкой системы
контроля процесса обучения. Этому
и призвана помочь технологизация процесса
обучения.
Поступательное развитие
педагогики открывает большие возможности
в поиске новых средств, форм и
методов обучения и воспитания. В
педагогике постоянно появляются новые
подходы и взгляды на организацию
процесса обучения и воспитания. Это
наука - реагируя на все изменения
социальных условий и требований,
она создает все новые и
новые подходы и формы.
Сегодня каждый педагог
ищет наиболее эффективные пути усовершенствования
учебного процесса, повышения заинтересованности
учеников и роста успеваемости учащихся.
В связи с этим стремлением
педагогов повышать качество обучения
все настойчивее звучит призыв к
переходу с отдельных методик
на педагогические технологии.
По сравнению с
обучением, построенным на основе методики,
технология обучения имеет серьезные
преимущества.
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет
свести к минимуму ситуации, когда
педагог поставлен перед
В отличие от ранее
использовавшихся методических поурочных
разработок, ориентированных на учителя
и виды его деятельности, технология
предлагает проект учебного процесса,
определяющего структуру и
Существенной составляющей
педагогических технологий являются методы
обучения - способы упорядоченной
взаимосвязанной деятельности преподавателя
и учащихся.
В педагогической литературе
нет единого мнения относительно
роли и определения понятия "метод
обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает,
что "методом обучения называют способ
упорядоченной взаимосвязанной деятельности
преподавателя и обучаемых, направленной
на решение задач образования". Т.А.
Ильина понимает под методом обучения
"способ организации познавательной
деятельности учащихся".
В истории дидактики
сложились различные
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
лекция; беседа; рассказ;
инструктаж; демонстрация; упражнения;
решение задач; работа с книгой;
по источнику получения знаний:
словесные; наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм,
моделей; использование технических
средств; просмотр кино- и телепрограмм;
практические:
практические задания;
тренинги;деловые игры; анализ и решение
конфликтных ситуаций и т.д.;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
иллюстративный; проблемный;
частичнопоисковый; исследовательский;
по логичности подхода:
дедуктивный; аналитический;
синтетический.
Близко к этой
классификации примыкает
объяснительно-иллюстративный метод;
репродуктивный метод;
метод проблемного
изложения;
частичнопоисковый, или эвристический, метод;
исследовательский метод.
В каждом из последующих
методов степень активности и
самостоятельности в
Репродуктивный метод
обучения - метод, где применение изученного
осуществляется на основе образца или
правила. Здесь деятельность обучаемых
носит алгоритмический характер, т.е. выполняется
по инструкциям, предписаниям, правилам
в аналогичных, сходных с показанным образцом
ситуациях.
Метод проблемного
изложения в обучении - метод, при
котором, используя самые различные
источники и средства, педагог, прежде
чем излагать материал, ставит проблему,
формулирует познавательную задачу,
а затем, раскрывая систему
Частичнопоисковый,
или эвристический, метод обучения заключается
в организации активного поиска решения
выдвинутых в обучении (или самостоятельно
сформулированных) познавательных задач
либо под руководством педагога, либо
на основе эвристических программ и указаний.
Процесс мышления приобретает продуктивный
характер, но при этом поэтапно направляется
и контролируется педагогом или самими
учащимися на основе работы над программами
(в том числе и компьютерными) и учебными
пособиями.
Исследовательский
метод обучения - метод, в котором
после анализа материала, постановки
проблем и задач и краткого
устного или письменного