Понятие "педагогической технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:07, реферат

Описание

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Работа состоит из  1 файл

2 современные пед технологии.docx

— 28.41 Кб (Скачать документ)

Понятие "педагогической технологии" 

         В педагогической и психологической  литературе часто встречается  понятие "технология", пришедшее  к нам вместе с развитием  компьютерной техники и внедрением  новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось  специальное направление - педагогическая  технология. Это направление зародилось  в 60-е годы в США, Англии  и в настоящее время распространилось  практически во всех странах  мира. Появление этого термина  и направления исследований в  педагогике не являются случайностью. 

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться  в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности  педагогической технологии 

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям  технологичности, которыми являются:

концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость. 

Концептуальность  педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и  социально-педагогическое обоснование  достижения образовательных целей.  

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.  

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью  коррекции результатов. 

Эффективность, указывает  на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. 

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.  

Структура педагогической технологии 

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру  педагогической технологии, которая  включает в себя три части:

-концептуальная  основа;

-cодержательный компонент обучения;

-процессуальная  часть - технологический процесс. 

Концептуальная часть  педагогической технологии - это научная  база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. 

Содержательную часть  технологии составляют цели - общие  и конкретные, а также содержание учебного материала Процессуальная часть представлена системной совокупностью  следующих элементов:

-организация учебного  процесса;

-методы и формы  учебной деятельности учащихся;

-методы и формы  работы преподавателя; 

-деятельность педагога  по управлению процессом усвоения  материала; 

-диагностика учебного  процесса.

-cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней 

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия  на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: 

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.  

Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических  принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие  положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

принцип научности  и доступности обучения;

принцип системности  обучения и связи теории с практикой;

принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

принцип наглядности;

принцип прочности  усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся

Методика и технология 

Педагогика давно  искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и  постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием  или группу приемов, которые позволяли  бы добиваться желаемой цели. Так появились  различные методики. Время шло, у  практиков накапливался опыт, они  создавали новые, более эффективные  методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам  не всегда отвечали все расширяющимся  требованиям. 

В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день. 

Очевидно, что совершенствование  методик надо продолжать, но процесс  их накопления и эмпирического (основанного  на практике) отбора должен быть совмещен с выбором цели и отработкой системы  контроля процесса обучения. Этому  и призвана помочь технологизация процесса обучения. 

Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности  в поиске новых средств, форм и  методов обучения и воспитания. В  педагогике постоянно появляются новые  подходы и взгляды на организацию  процесса обучения и воспитания. Это  наука - реагируя на все изменения  социальных условий и требований, она создает все новые и  новые подходы и формы. 

Сегодня каждый педагог  ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением  педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к  переходу с отдельных методик  на педагогические технологии. 

По сравнению с  обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные  преимущества. 

Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень  достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается  как центральный компонент, что  и позволяет определять степень  ее достижения более точно.

Технология, в которой  цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Технология позволяет  свести к минимуму ситуации, когда  педагог поставлен перед выбором  и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого  варианта.

В отличие от ранее  использовавшихся методических поурочных  разработок, ориентированных на учителя  и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет  к более высокой стабильности успехов практически любого числа  учащихся. Методы обучения и их классификация 

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной  взаимосвязанной деятельности преподавателя  и учащихся.  

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод  обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".  

В истории дидактики  сложились различные классификации  методов обучения, наиболее распространенными  из которых являются: 

по внешним признакам  деятельности преподавателя и учащихся:

лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;  

по источнику получения  знаний:

словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических  средств; просмотр кино- и телепрограмм;  

практические:

практические задания; тренинги;деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;  

по степени активности познавательной деятельности учащихся:

иллюстративный; проблемный; частичнопоисковый; исследовательский;  

по логичности подхода:

дедуктивный; аналитический; синтетический.  

Близко к этой классификации примыкает классификация  методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности  и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: 

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный метод;

метод проблемного  изложения;  

частичнопоисковый, или эвристический, метод;

исследовательский метод.

В каждом из последующих  методов степень активности и  самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором  учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.  

Репродуктивный метод  обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или  правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.  

Метод проблемного  изложения в обучении - метод, при  котором, используя самые различные  источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные  подходы, показывает способ решения  поставленной задачи. Студенты как  бы становятся свидетелями и соучастниками  научного поиска. И в прошлом, и  в настоящем такой подход широко используется.  

Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.  

Исследовательский метод обучения - метод, в котором  после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа  обучаемые самостоятельно изучают  литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск  проявляются в исследовательской  деятельности наиболее полно. Методы учебной  работы непосредственно перерастают  в методы научного исследования.  

Информация о работе Понятие "педагогической технологии"