Понятие "Учебного труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 02:37, контрольная работа

Описание

Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.
Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 24.50 Кб (Скачать документ)
 

МОСКОВСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И  ПРАВА 

Факультет экономики 
 
 

Шарипов Абдулазиз Хайдарович

Понятие «учебного труда»

    Реферат по  <Культуре интеллектуального труда> студента

    1-го  курса заочной формы обучения  

       
     
    Руководитель

      ГорбачёвВ.Т.

      Кандидат  педагогических наук, профессор 
       

                                      

 
 

Москва  2011

I.Введение

     Формирование  знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

     Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

       Представители первой теории  утверждали, что главное и наиболее  существенное в умственном воспитании  – это развитие самих форм  мышления, познавательных способностей  учащихся, развитие памяти, воображения,  сообразительности, находчивости. При  этом само обучение  рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.

     Актуальность  темы обусловлена тем, что современная  педагогика исходит из признания  единства материального и формального образования. Поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении, развитие познавательных потребностей, интересов и способностей. Формирование социально значимых мотивов учения, воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе, а также формирование умений и навыков умственной деятельности, таких как наблюдение, сравнение, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п. То есть интеллектуального компонента культуры умственного труда. 
 
 
 
 
 
 
 

II.Понятие «Учебного труда»

     В понятие «культура учебного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента1:

    1. Личностный;
    2. Интеллектуальный;
    3. Организационно-технический;
    4. Гигиенический.

     Учебный труд – это, прежде всего труд интеллектуальный, умственный! Учебный труд – целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов, являющимся  не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса.

     Это работа с информацией, содержащая состояние практики и задания по её изменению и которая является его продуктом. Умственный труд ёще заключается в освоении, переработке и анализа информации. Сущность умственного труда заключается в мотивированной деятельности ВНС (высшей нервной системы) реализации функций мозга по моделированию переработки информации. Учение - есть труд активности и мысли, специфическая деятельность по формированию новых знаний в психике человека, присвоению им культурно - исторического опыта.

     Интеллектуальный  труд – это ядро общей культуры студента, на которой базируется эффективность  и результативность процесса обучения, реализация познавательных способностей личности. Существует прямая зависимость  между уровнем культуры умственного  труда студентов и такими важнейшими характеристиками процесса обучения в  вузе, как качество формируемых знаний и умений, познавательная активность, стили мышления, социальная компетентность студентов. Целенаправленное формирование интеллектуального труда студентов  является, таким образом, не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности  и результативности учебного процесса.

     Актуальность  этой проблемы растет по мере ускорения  и роста темпов

технологизации учебно - образовательных пространств, которые стремительно изменяют само содержание и формы интеллектуального труда. Исходя из этого, появляется необходимость в дисциплинах, предметом которых является интеллектуальный труд как специфическая деятельность и как культурный феномен. Помимо таких теоретических дисциплин, имеются практические значения, поскольку они направлены на преодоление разрыва между высокими требованиями к культуре учебного труда, предъявляемыми на входе в информационно - образовательную среду вуза и недостаточным уровнем ее сформированности на предыдущих ступенях образования.

     Сам «труд» – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой, воздействуя на природу, он создает всё то, что необходимо для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. В интеллектуальном труде рабочим органом создающим продукт, является мозг в котором преобладают затраты умственной энергии.

     Учебный труд студента проявляется в «учебной деятельности», которая характеризуется субъективностью, активностью, целенаправленностью, осознанностью, предметностью, имеющую определённую структуру и содержание. Основным структурным компонентом учебной деятельности является «учебная задача», которая отличается от всяких других задач тем, что её цель результат состоять в изменении самого субъекта деятельности. Учебная задача - проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.

     Уметь выделить учебную задачу - это значить  ясно представить себе, какими знаниями и навыками необходимо овладеть, что бы суметь выполнить новое задание. Умение выделить учебную задачу является одним из важнейших обще - учебных занятий входящих в умственно - учебный труд студента.

     Деятельность -  активное и сознательное взаимодействие человека со средой по достижению поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Оно включает в себя: цель, средства, результат и сам процесс. Общение, игра, труд, учение - это виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.

     Продуктом учебной деятельности являются:

  • Структурирование и актуализируемые знания, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки практики;
  • Внутренне новообразование психики и деятельности в мотивационных, ценностных и смысловых планах.

Продукт учебной деятельности входит в органичную часть индивидуального опыта. 
 

III.Заключение

     При характеристике педагогических основ  воспитания умственного труда было установлено, что умственный труд, включающий в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты умственного труда. Тем не менее, остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.

       Центральное место в понятии  «культура умственного труда»  занимают интеллектуальные умения  и навыки, основанные на овладении  учащимися основными операциями  мышления, - это умение выделять  учебную задачу, осуществлять активную  мыслительную обработку текста, приводящую к запоминанию этого  текста и д.р. Основным плацдармом  воспитания культуры умственного  труда является процесс обучения.

       В ходе исследования зависимости  успеваемости учащихся от степени сформированности у них мыслительных процессов, т.е. интеллектуальных умений, мы пришли к заключению, что уровень успеваемости в огромной степени определяется уровнем овладения мыслительными операциями, т.е., в конечном итоге, умением учиться. Таким образом, интеллектуальный компонент, занимая центральное место в понятии «умственного труда», действительно является «фундаментом» процесса обучения.

Информация о работе Понятие "Учебного труда"