Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 02:37, контрольная работа
Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.
Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.
МОСКОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И
ПРАВА
Факультет
экономики
Понятие «учебного труда»
Реферат по <Культуре интеллектуального труда> студента
1-го
курса заочной формы обучения
Руководитель ГорбачёвВ.Т. Кандидат
педагогических наук,
профессор
|
Москва 2011
I.Введение
Формирование
знаний лишь тогда оказывается
Одной из важнейших составных частей воспитания личности является умственное воспитание. В истории Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.
Представители первой теории
утверждали, что главное и наиболее
существенное в умственном
Актуальность
темы обусловлена тем, что современная
педагогика исходит из признания
единства материального и формального
образования. Поэтому в задачи умственного
воспитания входит: вооружение учащихся
математическими знаниями основ наук
о природе, человеческом обществе и мышлении,
развитие познавательных потребностей,
интересов и способностей. Формирование
социально значимых мотивов учения, воспитание
у учащихся самостоятельности в учебной
работе, а также формирование умений и
навыков умственной деятельности, таких
как наблюдение, сравнение, выработка
понятий, понимание причинно-следственных
связей, прочное запоминание материала
и т.п. То есть интеллектуального компонента
культуры умственного труда.
II.Понятие «Учебного труда»
В понятие «культура учебного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента1:
Учебный труд – это, прежде всего труд интеллектуальный, умственный! Учебный труд – целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов, являющимся не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса.
Это работа с информацией, содержащая состояние практики и задания по её изменению и которая является его продуктом. Умственный труд ёще заключается в освоении, переработке и анализа информации. Сущность умственного труда заключается в мотивированной деятельности ВНС (высшей нервной системы) реализации функций мозга по моделированию переработки информации. Учение - есть труд активности и мысли, специфическая деятельность по формированию новых знаний в психике человека, присвоению им культурно - исторического опыта.
Интеллектуальный
труд – это ядро общей культуры
студента, на которой базируется эффективность
и результативность процесса обучения,
реализация познавательных способностей
личности. Существует прямая зависимость
между уровнем культуры умственного
труда студентов и такими важнейшими
характеристиками процесса обучения в
вузе, как качество формируемых знаний
и умений, познавательная активность,
стили мышления, социальная компетентность
студентов. Целенаправленное формирование
интеллектуального труда
Актуальность этой проблемы растет по мере ускорения и роста темпов
технологизации учебно - образовательных пространств, которые стремительно изменяют само содержание и формы интеллектуального труда. Исходя из этого, появляется необходимость в дисциплинах, предметом которых является интеллектуальный труд как специфическая деятельность и как культурный феномен. Помимо таких теоретических дисциплин, имеются практические значения, поскольку они направлены на преодоление разрыва между высокими требованиями к культуре учебного труда, предъявляемыми на входе в информационно - образовательную среду вуза и недостаточным уровнем ее сформированности на предыдущих ступенях образования.
Сам «труд» – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой, воздействуя на природу, он создает всё то, что необходимо для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. В интеллектуальном труде рабочим органом создающим продукт, является мозг в котором преобладают затраты умственной энергии.
Учебный труд студента проявляется в «учебной деятельности», которая характеризуется субъективностью, активностью, целенаправленностью, осознанностью, предметностью, имеющую определённую структуру и содержание. Основным структурным компонентом учебной деятельности является «учебная задача», которая отличается от всяких других задач тем, что её цель результат состоять в изменении самого субъекта деятельности. Учебная задача - проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные.
Уметь выделить учебную задачу - это значить ясно представить себе, какими знаниями и навыками необходимо овладеть, что бы суметь выполнить новое задание. Умение выделить учебную задачу является одним из важнейших обще - учебных занятий входящих в умственно - учебный труд студента.
Деятельность - активное и сознательное взаимодействие человека со средой по достижению поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Оно включает в себя: цель, средства, результат и сам процесс. Общение, игра, труд, учение - это виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.
Продуктом учебной деятельности являются:
Продукт
учебной деятельности входит в органичную
часть индивидуального опыта.
III.Заключение
При характеристике педагогических основ воспитания умственного труда было установлено, что умственный труд, включающий в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты умственного труда. Тем не менее, остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.
Центральное место в понятии
«культура умственного труда»
занимают интеллектуальные
В ходе исследования