Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:49, реферат
Анализ научных изысканий позволяет выделить минимальный перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов любого исследования в процессе его проведения – это проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цели, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения. Названные компоненты составляют своего рода «грамматику» научной работы и обеспечивают методологический минимум предъявляемых к ней требований.
Как
известно, критерием истины является
практика. Наиболее убедительны те
гипотезы, которые проверяются опытно-
С выдвижением гипотезы заканчивается первый этап научного исследования. Его логика, как было показано, определяется в основном общими требованиями к научному поиску. Второй этап исследования – выработка методики его проведения.
На стадии завершения исследования необходимо подвести итоги, четко и конкретно определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов научной работы выступают научная новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению.
3.НАУЧНАЯ НОВИЗНА, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ, ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Необходимости получить новое
знание подчинен весь ход
Критерии научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, т.е. новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Обычно выделяют научную новизну теоретических (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.п.) результатов.
Нужно
различать два способа
Для
экспертизы качества исследовательской
работы может потребоваться
Следующие два критерия определяют значимость результатов исследования для науки и практики.
Определяя значение проведенного исследования для практики, ученый отвечает на вопрос: «Какие конкретные недостатки практической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?» Поэтому простое упоминание о том, где можно использовать результаты исследования, недостаточно, поскольку оно не дает представления о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой научной работы.
Критерии готовности результатов научного исследования к использованию и внедрению определяет степень этой готовности:
1. результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;
2. результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны необходимые указания, методологические предписания;
3. результаты не готовы к внедрению.
Таковы основные требования к оценке результатов научного исследования [5, c.20].
Защищаемые положения. На защиту, как правило, выносятся положения, которые могут служить показателями качества исследовательской работы. Они должны представлять собой по отношению к гипотезе тот ее преобразованный фрагмент, который содержит «в чистом виде» что – то спорное, неочевидное, то, что нуждается в защите и что поэтому нельзя спутать с общепринятыми исходными положениями. Такие положения содержат утверждения о необходимых и достаточных условиях протекания научных процессов, о структурных элементах какого – либо вида деятельности, критериях, требованиях, границах, функциях и т.п.
Таким
образом, на защиту следует выносить те
положения, которые определяют научную
новизну исследовательской работы, ее
теоретическую и практическую значимость
и которые ранее не были известны в науке
или педагогической практике и поэтому
нуждаются в публичной защите. Формулировать
эти положения необходимо логично, лаконично,
но в то же время в них уже должны присутствовать
элементы доказательности, обоснованности
и достоверности. Количество положений,
выносимых на защиту, определяет сам автор,
их количество может варьировать, от 2
до 5 штук.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анищенко, О. А. Студент и книга: пособие. В 2ч. Ч. 2. Как писать и оформлять курсовые и дипломные работы по педагогике / О. А. Анищенко. – 2-е изд., дораб. и испр. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. – 44с.
2. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление./ И. Н. Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: издательско – торговая корпорация «Дашков и К0», 2006 – 460с.
3. Кузнецов, И. Н. Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справочное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – Минск: «Мисанта», 2003. -416с.
4. Кузнецов, И. Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. /Сост. И. Н. Кузнецов – Минск: Амалфея, 1998. – 272с.
5.
Сабитова, Р. Г. Основы научных исследований/
Р. Г. Сабитова. – Владивосток: ТИБОТ, 2005.-
185с.
Информация о работе Понятийный аппарат научного исследования