Понятийный аппарат научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:49, реферат

Описание

Анализ научных изысканий позволяет выделить минимальный перечень методологических категорий, выступающих в качестве основных компонентов любого исследования в процессе его проведения – это проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цели, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, защищаемые положения. Названные компоненты составляют своего рода «грамматику» научной работы и обеспечивают методологический минимум предъявляемых к ней требований.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по НИРу доработать.docx

— 33.01 Кб (Скачать документ)

      Как известно, критерием истины является практика. Наиболее убедительны те гипотезы, которые проверяются опытно-экспериментальным  путем, но не исключается также возможность проверки с помощью логических операций и умозаключений. Опираясь на эти требования, можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования: 

    • она не должна включать в себя слишком много    положений:   как правило, одно основное, редко больше;
    • в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;
    • при формулировке гипотезы следует избегать целостных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;
    • требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности [4, c.35].

      С выдвижением гипотезы заканчивается  первый этап научного исследования. Его  логика, как было показано, определяется в основном общими требованиями к  научному поиску. Второй этап исследования – выработка методики его проведения.

      На  стадии завершения исследования необходимо подвести итоги, четко и конкретно  определить, какое новое знание получено и каково его значение для науки  и практики. В этом случае в качестве главных критериев оценки результатов  научной работы выступают  научная  новизна, теоретическая и практическая значимость, готовность результатов к использованию и внедрению.

      3.НАУЧНАЯ НОВИЗНА, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ, ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        Необходимости получить новое  знание подчинен весь ход исследования  и все его методологические  характеристики. Вопрос о научной новизне результатов исследования, как правило, возникает еще на стадии определения предмета исследования – необходимо обозначить, относительно чего будет получено такое знание. Новое знание в виде предположения отражается в гипотезе. Но вот завершен, определен этап исследования или выполнена работа в целом. Теперь, при осмыслении и оценке промежуточных и окончательных результатов, нужно дать конкретные ответы на вопросы о его научной новизне: что сделано из того, что другим не было сделано, какие результаты получены впервые? Если нет убедительного ответа на эти вопросы, может возникнуть серьезное сомнение в смысле и ценности всей работы. И здесь проявляется соотнесенность основных методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен, показана практическая и научная актуальность темы, тем яснее самому исследователю, что именно он выполнил впервые, каков его конкретный вклад в науку.

      Критерии  научной новизны характеризует содержательную сторону результатов исследования, т.е. новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в науке и практике. Обычно выделяют научную новизну теоретических (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.п.) результатов.

      Нужно различать два способа представления  научной новизны результатов  исследования: описание новизны и  ее содержательное изложение. Простое  описание (упоминание) полученных исследователем научных результатов уместно  в том случае, когда новые результаты входят в состав других характеристик  исследования, например, защищаемых положений  или заключения о теоретической  значимости работы.

      Для экспертизы качества исследовательской  работы может потребоваться содержательное изложение новых результатов, объединенное с их описанием, чтобы читатель ясно мог представить, в  чем конкретно они состоят.

      Следующие два  критерия определяют значимость результатов исследования для науки  и практики.

  1. Критерии теоретической значимости определяет влияние результатов исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности  теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана. Нередко определение новизны и теоретической значимости считаются одним целым, в лучшем случае дело фактически сводится к научной новизне.
  2. Критерии практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категории лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результату исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.

      Определяя значение проведенного исследования для  практики, ученый отвечает на вопрос: «Какие конкретные недостатки практической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?» Поэтому простое упоминание о том, где можно использовать результаты исследования, недостаточно, поскольку оно не дает представления о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой научной работы.

      Критерии  готовности результатов научного исследования к использованию и внедрению  определяет степень этой готовности:

      1. результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;  

      2. результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны необходимые указания, методологические предписания;

      3. результаты не готовы к внедрению.

      Таковы  основные требования к оценке результатов научного исследования [5, c.20].

      Защищаемые  положения. На защиту, как правило, выносятся  положения, которые могут служить  показателями качества исследовательской  работы. Они должны представлять собой по отношению к гипотезе тот ее преобразованный фрагмент, который содержит «в чистом виде» что – то спорное, неочевидное, то, что нуждается в защите и что поэтому нельзя спутать с общепринятыми исходными положениями. Такие положения содержат утверждения о необходимых и достаточных условиях протекания научных процессов, о структурных элементах какого – либо вида деятельности, критериях, требованиях, границах, функциях и т.п.

      Таким образом, на защиту следует выносить те положения, которые определяют научную новизну исследовательской работы, ее теоретическую и практическую значимость и которые ранее не были известны в науке или педагогической практике и поэтому нуждаются в публичной защите. Формулировать эти положения необходимо логично, лаконично, но в то же время в них уже должны присутствовать элементы доказательности, обоснованности и достоверности. Количество положений, выносимых на защиту, определяет сам автор, их количество может варьировать, от 2 до 5 штук. 
 

        
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      1.  Анищенко, О. А. Студент и книга: пособие. В 2ч. Ч. 2. Как писать и оформлять курсовые и дипломные работы по педагогике / О. А. Анищенко. – 2-е изд., дораб. и испр. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. – 44с.

      2. Кузнецов, И. Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление./ И. Н. Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: издательско – торговая  корпорация «Дашков и К0», 2006 – 460с.

      3. Кузнецов, И. Н. Курсовые и дипломные работы: От выбора темы до защиты: Справочное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – Минск: «Мисанта», 2003. -416с.

      4. Кузнецов, И. Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления. /Сост. И. Н. Кузнецов – Минск: Амалфея, 1998. – 272с.

      5. Сабитова, Р. Г. Основы научных исследований/ Р. Г. Сабитова. – Владивосток: ТИБОТ, 2005.- 185с. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятийный аппарат научного исследования