Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:14, курсовая работа
В своей работе мы хотели бы более подробно рассмотреть портрет современного школьника на разных этапах его развития и составить его социокультурный портрет.
Введение 3
1. Младший школьник 5
2. Подросток 16
3. Старший школьник 22
4. Школа, как один из важнейших институтов социализации 27
Заключение 31
Список литературы 33
Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны .взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).
Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.
Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.
В процессе социализации детей изучаемый нами институт воспитания должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач выделяемые А.В. Мудриком: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально- культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии[6].
Помимо школы, к микрофакторам, непосредственно влияющим на конкретных людей, относят семью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные организации. Школа обязана в процессе социализации детей активно взаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами, учитывать их влияние на развитие личности ребенка. При этом школа, как и другие воспитательные институты, «проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» [5].
Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, общеобразовательная школа выполняет двойную роль, сочетая в себе образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся; организацию, оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности вне учебного процесса; социально- психологическую группу, влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного учения не организуемой педагогами жизнедеятельности. Это разделение определяет возможности реализации школьниками своей активности в процессах взаимодействия, характерного для каждого из этих проявлений школы, и возможности развития личности, заложенные в них.
Процесс
обучения в школе как в образовательно-
Традиционные формы обучения приводят часто к появлению эгрессивного (избегающего) поведения к учебе и, следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного учреждения на социализацию детей.
Школа,
как социально-психологическая
Мера
реализации этих возможностей связана
во многом с тем, как интенсивно и
с кем взаимодействует
Следовательно, школьники частично реализуют свою активность, возможность в успешном и разностороннем развитии своей личности.
В
школе дети приобретают
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социально мира.
Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).
Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:
-
Освоение ребятами
-
Построение своей собственной
позиции, своего отношения к
усваиваемым нормам и
Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество.
Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.
Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся личность, формирование которой уже начато семей, микросредой и жизнь школы – часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность и деятельность школы, как основного института воспитательно-образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, не могут быть точно оценены, проанализированы без соответствующей оценки и анализа самой системы и ее составляющих со средой. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесс лежат в окружающей школу социальной среде требуют постоянного систематического учета и соответствующей корректировке тех социальных факторов, которые воздействуют прямо, либо непосредственно на процесс формирования личности.
Итак,
определяя место школы в
Таким образом, в нашей работе мы рассмотрели повозрастные особенности школьников младшего, подросткового и старшего возрастов, дали им характеристику, и изучили, какое именно влияние в социальном плане оказывает на них школа.
Интерес к изучению социальных аспектов жизни ребенка существовал в разные времена и эпохи. Особенно в последнее время возросло внимание ученых к исследованию социально – психологических особенностей данной социальной группы.
Ведь
современная социально-
Как такое детство сказалось на нынешних старшеклассниках, их мировоззрении и жизненных планах? Вот основной вопрос, который стоит перед многими современными учеными. Ведь совершая выбор нравственных, политических, социальных, духовных ценностей, молодежь тем самым будет строить не только свое будущее, но и будущее всего общества.
Обобщив результаты многих социологических исследований, можно сделать следующие выводы.
Обнаружилось, что ведущее место у старшеклассников занимают следующие цели: «научиться зарабатывать деньги и приумножать свой капитал», «наиболее полно реализовать себя в профессиональном отношении». Рассматриваемые данные говорят о тесной связи полученных в ходе исследований результатов с требованиями к человеку со стороны современного общества.
Нельзя
не отметить еще один своеобразный
социально-психологический
Интересно также отношение к свободе у нынешней молодежи. Ведь рейтинг таких качеств как свобода и независимость один из самых высоких. В то время как развитое чувство долга и ответственности находится на довольно низком уровне. Этот результат не является неожиданным, более того, он подтверждает, что именно «новое поколение» в основном является носителем идеи свободы «от», т.е. свободы без ответственности перед кем-либо или чем-либо [3].
Следующий аспект – это отношение к Родине, к истории. Следует отметить, что подавляющая часть гордится победой в Великой Отечественной войне, оценивают значимость Победы достаточно высоко. Вместе с тем даже на нормативном уровне патриотическое сознание значительной части молодежи носит весьма прагматичный характер.
Общей проблемой для всех выявленных групп молодежи является слабое знание культуры собственной страны. С историей и памятниками культуры достаточно подробно знакома лишь десятая часть молодых людей.
Культурно-информационное пространство учащейся молодежи, как показывают данные исследования, максимальные по количеству контакты молодежи с искусством приходятся на долю кино, телевидения и видео. Художественную литературу читают по необходимости («по программе»).
Отношение
старшеклассников к общественным явлениям
негативного характера в