Портрет современного школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание

В своей работе мы хотели бы более подробно рассмотреть портрет современного школьника на разных этапах его развития и составить его социокультурный портрет.

Содержание

Введение 3
1. Младший школьник 5
2. Подросток 16
3. Старший школьник 22
4. Школа, как один из важнейших институтов социализации 27
Заключение 31
Список литературы 33

Работа состоит из  1 файл

портрет современного школьника.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

       Несмотря  на то, что старшеклассники более  ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны .взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).

       Ранняя  юность — это время дальнейшего  укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и  самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

 

4. Школа, как один  из важнейших институтов  социализации

 

       Социализация  человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность.

       В процессе социализации детей изучаемый нами институт воспитания должен, прежде всего, для гармоничного, целостного развития личности, системно объединить все три группы задач выделяемые А.В. Мудриком: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические задачи. Причем, следует учитывать на каждом возрастном этапе специфическое их содержание и способы решения задач. Если для детей младшего школьного возраста большую значимость имеют естественно-культурные и социально- культурные задачи, то уже в подростковом возрасте для ребенка во многом определяющими в процессе жизнедеятельности и жизнеутверждения становятся социально-психологические задачи. Отсюда вытекает одна из целей школ: помочь в определении задач социализации ребенка, помочь на пути к решению их, привлекая всевозможные методы и приемы педагогик, социальной психологии[6].

       Помимо  школы, к микрофакторам, непосредственно  влияющим на конкретных людей, относят  семью, группы сверстников, микросоциум, другие воспитательные и учебные  организации. Школа обязана в процессе социализации детей активно взаимодействовать с вышеперечисленными микрофакторами, учитывать их влияние на развитие личности ребенка. При этом школа, как и другие воспитательные институты, «проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать» [5].

       Как справедливо отмечает А.В. Мудрик, общеобразовательная  школа выполняет двойную роль, сочетая в себе образовательно-воспитательное учреждение, реализующее функции воспитания через обучение учащихся; организацию, оказывающую воздействие на школьников в процессе организуемой педагогами жизнедеятельности вне учебного процесса; социально- психологическую группу, влияние которой на учащихся происходит в процессе свободного учения не организуемой педагогами жизнедеятельности. Это разделение определяет возможности реализации школьниками своей активности в процессах взаимодействия, характерного для каждого из этих проявлений школы, и возможности развития личности, заложенные в них.

       Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности  для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта. Мера реализации этой возможности связаны, помимо других обстоятельств с теми формами взаимодействия, которые используют педагоги в учебном процессе. Наиболее распространенные из них: фронтальные и индивидуальные формы, хотя оптимальными для реализации активности являются групповые формы работы, что берется на вооружение многими современными педагогами-новаторами.

       Традиционные  формы обучения приводят часто к  появлению эгрессивного (избегающего) поведения к учебе и, следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного учреждения на социализацию детей.

       Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов  ребят, создает возможности для  реализации или активизации в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности.

       Мера  реализации этих возможностей связана  во многом с тем, как интенсивно и  с кем взаимодействует школьник. Многочисленные исследования показывают, что определенная часть учащихся не стремиться к взаимодействию в школе как в группе, а другие, не находя в нем удовлетворения по разным причинам сводят его к минимуму.

       Следовательно, школьники частично реализуют свою активность, возможность в успешном и разностороннем развитии своей  личности.

       В школе дети приобретают институционализированные жизненные опыт и знания, которые  в большей части не вписываются  во взаимодействие процесса обучения оказываются не всегда пригодными для  взаимодействия в группе, в силу своей институциональности и  традиционности, отражающиеся негативно в неуспеваемости ориентированности на современные социально-политические изменения. Часто полученные знания, опыт реальной жизни оказываются недостаточными для взаимодействия с окружающим миром.

       Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социально мира.

       Именно  школьный опыт должен помогать осваивать  те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в  границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и  др.).

       Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации:

       - Освоение ребятами нормативного  поведения;

       - Построение своей собственной  позиции, своего отношения к  усваиваемым нормам и ценностям.

       Эти две задачи отражают и две стороны  вхождения ребенка в общество.

       Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся  нормам и правилам, в то же время  очень важной является и позиция  сравнения существующих нормативных  систем и построение своей собственной  жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.

       Школа получает ребенка из среды, как развивающуюся  личность, формирование которой уже  начато семей, микросредой и жизнь  школы – часто является продолжением общественной жизни. Поэтому закономерность и деятельность школы, как основного института воспитательно-образовательной системы, эффективность учебно-воспитательного процесса на каждом конкретном историческом отрезке времени, в каждой определенный период развития системы, не могут быть точно оценены, проанализированы без соответствующей оценки и анализа самой системы и ее составляющих со средой. Многие истоки успехов и издержек современного воспитательного процесс лежат в окружающей школу социальной среде требуют постоянного систематического учета и соответствующей корректировке тех социальных факторов, которые воздействуют прямо, либо непосредственно на процесс формирования личности.

       Итак, определяя место школы в процессе социализации детей, необходимо сказать, что школа выступает как основной образовательно-воспитательный институт, воздействующий на развитие личности детей.

 

Заключение

 

       Таким образом, в нашей работе мы рассмотрели  повозрастные особенности школьников младшего, подросткового и старшего возрастов, дали им характеристику, и изучили, какое именно влияние в социальном плане оказывает на них школа.

     Интерес к изучению социальных аспектов жизни  ребенка существовал в разные времена и эпохи. Особенно в последнее  время возросло внимание ученых к  исследованию социально – психологических  особенностей данной социальной группы.

    Ведь  современная социально-культурная ситуация на постсоветском пространстве во многих сферах жизни населения  является многосложной и противоречивой. А даты рождения большинства учащихся нынешних десятых и одиннадцатых классов приходятся на 1995–1997 гг. Это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен.

    Как такое детство сказалось на нынешних старшеклассниках, их мировоззрении  и жизненных планах? Вот основной вопрос, который стоит перед многими  современными учеными. Ведь совершая выбор нравственных, политических, социальных, духовных ценностей, молодежь тем самым будет строить не только свое будущее, но и будущее всего общества.

    Обобщив результаты многих социологических  исследований, можно сделать следующие выводы.

    Обнаружилось, что ведущее место у старшеклассников занимают следующие цели: «научиться зарабатывать деньги и приумножать свой капитал», «наиболее полно реализовать себя в профессиональном отношении». Рассматриваемые данные говорят о тесной связи полученных в ходе исследований результатов с требованиями к человеку со стороны современного общества.

    Нельзя  не отметить еще один своеобразный социально-психологический феномен  молодежного сознания, в основании  которого цель – обогащение и жизненный  успех любой ценой. Таким образом, в глазах этой возрастной группы «экономическая честность» достаточно отвлеченное понятие[2].

    Интересно также отношение к свободе  у нынешней молодежи. Ведь рейтинг  таких качеств как свобода  и независимость один из самых  высоких. В то время как развитое чувство долга и ответственности находится на довольно  низком уровне. Этот результат не является неожиданным, более того, он подтверждает, что именно «новое поколение» в основном является носителем идеи свободы «от», т.е. свободы без ответственности перед кем-либо или чем-либо [3].

    Следующий аспект – это отношение к Родине, к истории. Следует отметить, что  подавляющая часть гордится победой  в Великой Отечественной войне, оценивают значимость Победы достаточно высоко. Вместе с тем даже на нормативном уровне патриотическое сознание значительной части молодежи носит весьма прагматичный характер.

    Общей проблемой для всех выявленных групп  молодежи является слабое знание культуры собственной страны. С историей и  памятниками культуры достаточно подробно знакома лишь десятая часть молодых людей.

    Культурно-информационное пространство учащейся молодежи, как  показывают данные исследования, максимальные по количеству контакты молодежи с  искусством приходятся на долю кино, телевидения  и видео. Художественную литературу читают по необходимости («по программе»).

    Отношение старшеклассников к общественным явлениям негативного характера в молодежной среде. Полученные результаты отражают равнодушие учащихся к таким порокам, как пьянство, проституция, мошенничество, что не может не беспокоить. 

 

Список  литературы

 
     
  1. Артемьев  А.И. Социология личности. / М.: ООО «Арбат – XXI», 2006.
  2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / М., Аргус, 2008 г.
  3. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. / Просвещение, М., 1975 г.
  4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Ч.1. / Пенза, 2007.
  5. Лаптенок, С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ / C.Д. Лаптенок. – Москва: Амалфея, 2008.
  6. Воднева, А. С. Свободное время городских подростков / А.С. Воднева // Социология. – 2009. – № 4. – С.79–83.
  7. Запесоцкий, А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А.С. Запесоцкий // Социс. – 2006. – № 12. – С.34–43.
  8. Ротман, Д.Г. Российская молодёжь на рубеже веков: штрихи к портрету / Д.Г. Ротман // Социология. – 2009. – № 1. – С.50–59.
  9. Шумилов, В.К. Экономическое сознание старшеклассников / В.К. Шумилов // Социс. – 2010. – № 1. – С. 139–141.
  10. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников / Т.А. Панкова // Социс. – 2009. – № 5. – С.111–114.
  11. Сидоренко, С.Ф. Структура свободного времени подростков как фактор их социального поведения / С.Ф. Сидоренко // Социология. – 2010, №2. – С.69–74.
  12. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников. Методическое пособие для учителя. / http://www.prosv.ru/metod/maksakova/index.htm
  13. Орлова Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни / http://www.countries.ru/library/antropology/orlova/obraz.htm

Информация о работе Портрет современного школьника