Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:56, отчет по практике
Развитие познавательных процессов у учащихся полезно в любом возрасте (как для детей с нормальным онтогенетическим развитием, так и для детей с отставанием в развитии), однако оптимальным следует считать младший школьный возраст, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде развития.
Развитие познавательных
способностей учащихся
Развитие внимания, памяти, мышления
Развитие познавательных
процессов у учащихся полезно
в любом возрасте (как для детей
с нормальным онтогенетическим развитием,
так и для детей с отставанием
в развитии), однако оптимальным
следует считать младший Для развития основных свойств внимания в младшем школьном возрасте мы рекомендуем пакет "Зоопарк". Он содержит 4 игровых теста для оценки интенсивности "Ежики", устойчивости "Игра с фламинго", помехоустойчивости "Игра с фламинго 2" и переключаемости внимания "Обезьяны с бананами", допускающих многократное ретестирование. Выполнение этих тестов — увлекательная игра и одновременно эффективная тренировка. Для развития основных свойств внимания в подростковом и юношеском возрасте предназначен пакет "Внимание", включающий 14 игровых упражнений. Упражнения "Развитие образной памяти" и "Мысленное фото" направлены на развитие образной памяти, что позволит в течение длительного времени удерживать информацию, поступающую по зрительным каналам. Упражнения "Лазерная концентрация", "Вечное движение", "Мир музыки", "Формула Будды" и др. направлены на тренировку устойчивой концентрации внимания в течение длительного периода времени (до 30 минут). Упражнения различаются по объектам концентрации: концентрация на неподвижном внешнем объекте, на движущемся внешнем объекте, на звуках, на внутренних объектах — дыхании и пульсе. Такие упражнения, как "Двойная фигура" тренируют избирательность внимания зрительной и слуховой модальности. Такие упражнения, как "Сенсорное переключение" позволяют тренировать переключение внимания внутри одной или нескольких сенсорных модальностей. Упражнения "Таблицы Шульте с фиксацией взора" и "Воздушный бой" тренируют распределение внимания. С помощью 14 тестов, включенных в пакет, можно проверить эффективность занятий. Для оптимизации запоминания в подростковом и в юношеском возрасте мы предлагаем соответствующий раздел пакета "Память". Упражнения и рекомендации в нем имеют четко очерченную рубрикацию и содержат все необходимое для самостоятельной работы. Перед началом занятий следует внимательно просмотреть все упражнения и рекомендации. Затем освоить разделы: Психогигиенические рекомендации, оптимальные условия для запоминания, осмысленное запоминание, использование анализаторов при запоминании, так как они достаточно просты для понимания, не требуют тренировки и дают быстрый позитивный эффект. Далее, вы можете освоить разделы: эмоциональное запоминание, развитие образной памяти, ассоциативное запоминание, мнемотехника. Эти разделы более сложны и достижение значимых результатов потребует времени и терпения. Заниматься нужно регулярно, последовательно и постепенно, следуя инструкциям. С помощью 18 тестов, включенных в пакет, можно проверить эффективность занятий. Для тренировки восприятия, сенсомоторных процессов, мышления в разных условиях деятельности у учащихся всех возрастных групп мы рекомендуем, не имеющий аналогов, пакет "Ягуар". Пакет содержит 15 игровых тестов, допускающих многократное ретестирование. Выполнение этих тестов, как и тестов пакета "Зоопарк", увлекательная игра и одновременно эффективная тренировка. Методики для оценки и тренировки восприятия: "Точность восприятия размеров", "Точность восприятия пространства", "Точность восприятия времени", для оценки и тренировки сенсомоторных процессов: "Скорость простой зрительно-моторной реакции", "Скорость простой аудио-моторной реакции", "Скорость сложной зрительно-моторной реакции", "Точность реакции на движущийся объект", "Теппинг-тест", "Стабильность сенсомоторики", "Помехоустойчивость сенсомоторики", для оценки и тренировки умственной работоспособности: "Бдительность", "Стабильность умственной деятельности", "Работоспособность при дефиците времени", "Работоспособность при дефиците информации", "Помехоустойчивость умственной работоспособности". Подробные инструкции по выполнению
упражнений приводятся на экране монитора
непосредственно перед Перед началом занятий
следует просмотреть |
ОписаниеНа экране монитора появляются ежик (сын) и ежиха (мама), различающиеся размерами (мама больше). Ребенок должен показывать, где ежик. При этом мотивация для ребенка, что Ежик хорошо ест и быстро растет. Вначале он чуть меньше своей мамы. Попробуй различить их! Вид экрана выбора ежика в тесте При правильном ответе, на следующей картинке различие в размерах животных уменьшается. При неправильном — увеличивается. Время принятия решения не учитывается. Таким образом, определяется минимальная, правильно различаемая, разница в размерах изображений. Этот показатель, зависящий от возрастных особенностей восприятия и остроты зрения, используется во второй части теста, нивелируя межиндивидуальные различия детей. Во второй части теста ребенку предъявляются изображения с минимальной, правильно различаемой разницей в размерах, но теперь меняется время предъявления изображений. При правильных ответах оно уменьшается, при неправильных — увеличивается. Таким образом, определяется минимальное время правильного различения изображений, которое и является показателем интенсивности внимания ребенка, так как для правильного ответа при уменьшении времени экспозиции изображений требуется большая интенсивность внимания. Принципиально важным для точности исследования является введение в программу алгоритма вычисления статистической достоверности результатов по критерию серий, что исключает случайное угадывание правильного ответа.
ПараметрыМинимально различимый размерМинимально различимый размер изображений, который испытуемый может выявить, в зависимости от возрастных особенностей восприятия и остроты зрения. Интенсивность внимания (минимальное время опознания) |
ОписаниеНа экране монитора — ребенок и фламинго. Перед ними, на столе, появляются большие красные яблоки. Задача ребенка — как можно быстрее реагировать нажатием клавиши на появление яблок, чтобы отобрать их у птицы. Если ребенок промедлит, яблоко достанется фламинго. Охота за яблоком — первая победа фламинго Мотивация для ребенка: Давай проверим, кто быстрее — ты или фламинго. Как только увидишь яблоко на экране, нажимай быстрее клавишу (Enter), иначе яблоко достанется фламинго. Первые яблоки всегда
достаются ребенку, но затем компьютер
подсчитывает среднее время его
реакции и, если следующее время
реакции хуже, чем среднее, яблоко
забирает фламинго. Таким образом, в
течение всего теста, поддерживается
мотивация ребенка на качественное
выполнение заданий. По окончании теста,
вычисляется среднее
ПараметрыСреднее время реакцииУсредненное значение времени реакции испытуемого за время прохождения теста, в мсек. Устойчивость внимания (дисперсия)Устойчивость внимания определяется по формуле по результатам пройденного теста, в мсек. Время реакцииВремя реакции испытуемого по каждому пункту теста, в мсек. |
ОписаниеПри оценке помехоустойчивости внимания одна минута "борьбы" с фламинго за яблоки сопровождается световыми и звуковыми помехами, отвлекающими ребенка (но не усложняющими непосредственно выполнение задания). Динамические искривления Мотивация для ребенка: "Давай проверим, кто быстрее — ты или фламинго. Как только увидишь яблоко на экране, нажимай быстрее клавишу (Enter), иначе яблоко достанется фламинго. Не обращай внимания на помехи! Не отвлекайся, следи только за яблоком." В течение другой минуты ребенок выполняет задания без помех. Помехи отвлекают ребенка, но не усложняют непосредственно выполнение задания. Показателем помехоустойчивости
является коэффициент, характеризующий
отношение показателей
ПараметрыКоэффициент помехоустойчивостиКоэффициент помехоустойчивости вычисляется по формуле и выражается в %. Среднее время реакции без помехУсредненное значение времени реакции испытуемого за время прохождения теста без помех, в мсек. Среднее время реакции с помехамиУсредненное значение времени реакции испытуемого за время прохождения теста с помехами, в мсек. |
ОписаниеВ течение 3-х минут испытуемый должен внимательно рассматривать изображение на экране. (Через 3 минуты раздастся звуковой сигнал). Следует закрыть глаза на 3 минуты, стараясь вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. (Открывать глаза по звуковому сигналу). Так повторять до пяти раз за один подход, постоянно сличая образ с оригиналом, но, не допуская однообразных повторов. Каждый раз следует искать новое в изображении, формируя интерес к нему и положительное эмоциональное отношение.
Когда испытуемый научится удерживать образы предметов, можно переходить к буквам, цифрам, словам, предложениям. ПараметрыДлительность экспозицииДлительность рассматривания изображения, букв, цифр, слов, предложений составляет 3 минуты. Время запоминанияВремя нахождения с закрытыми глазами составляет 3 минуты. Количество повторовНе менее 5 раз за один подход. |
ОписаниеИспытуемый бросает короткий взгляд на изображение на экране. Затем (после звукового сигнала) закрывает глаза и старается ярко и четко увидеть его в течение 2-х — 7-ми секунд. Через 7 секунд раздастся звуковой сигнал. (Режим 1). Постепенно испытуемый научится вызывать образ и удерживать его в воображении столько, сколько захочет. (Режим 2). Открыв глаза, испытуемый нажимает Enter.
После цикла упражнений с закрытыми глазами он переходит к тренировке с открытыми глазами. При этом, посмотрев на изображение, испытуемый продолжает "видеть" его на белом фоне экрана. (Режим 3). Для возвращения изображения на экран испытуемый нажимает Enter. ПараметрыДлительность экспозицииМгновенный взгляд на изображение на экране. Время запоминанияВремя нахождения с закрытыми глазами составляет 2 — 7 секунд. Количество повторовДо 5-ти раз. |
ОписаниеИспытуемый рассматривает изображение на экране дисплея, стараясь "прочувствовать" каждый миллиметр. Если его мысли переключатся на другой объект, пусть не одергивает себя, отгоняя посторонние мысли. А наблюдает, как мысль уходит в сторону, потом испытуемый должен медленно вернуть ее к объекту концентрации. Так делать, пока концентрация не станет устойчивой. Концентрация должна приходить без напряжения и не вызывать усталости. Занимаясь ежедневно, по нескольку раз в день (в сумме в день 10 минут). Следует начинать выполнять упражнение с 30 секунд, постепенно доводя до 10 минут.
ПараметрыДлительность работыС 30 секунд до 10 минут, ежедневно по нескольку раз в день. |
ОписаниеИспытуемый рассматривает движущийся объект на экране дисплея. Если его мысли переключаются на другой объект, пусть не одергивает себя, отгоняя посторонние мысли, а наблюдает, как мысль уходит в сторону, потом следует медленно вернуть ее к объекту концентрации. Так нужно делать, пока концентрация не станет устойчивой. Концентрация должна приходить без напряжения и не вызывать усталости.
ПараметрыДлительность работыПо 3 минуты, ежедневно 2-3 раза в день. |
ОписаниеИспытуемый слушает предъявленные ему звуки, стараясь "прочувствовать" каждую ноту. Если его мысли переключатся на другой объект, он не отгоняет посторонние мысли, а наблюдает, как мысль уходит в сторону, а потом медленно испытуемый возвращает ее к объекту концентрации. (Испытуемому будут предложены три музыкальных композиции). Так следует делать, пока концентрация не станет устойчивой. Концентрация должна приходить без напряжения и не вызывать усталости.
ПараметрыДлительность работыС 30 секунд до 10 минут, ежедневно по нескольку раз в день (в сумме в день 10 минут). |