Прагматическая педагогика Джона Дьюи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 06:41, реферат

Описание

Джон Дьюи (Dewey, John) (1859 – 1952), американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США. Родился близ Берлингтона (штат Вермонт) 20 октября 1859.

Содержание

Введение 3
Педагогические идеи Джона Дьюи 5
Активизация учебного процесса и взаимодействие с обществом 10
Заключение 14
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Пед коммуникации.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

 

Активизация учебного процесса и взаимодействие с обществом

     Учебный процесс в современной начальной  школе, утверждал Дьюи, противоестествен природе ребенка, его стремлению делать и знать. Школа заставляет детей сидеть часами неподвижно и  выслушивать, молчаливо впитывать сложные и непонятные факты. Следствием такого процесса обучения является нелюбовь детей к школе. На основе своих философско-педагогических изысканий изучения инновационного опыта Дьюи разрабатывает модель учебного процесса в школе, ориентированной на развитие ребенка.

     Характерными  чертами являются:

     реальность  учебного материала: ребенок в школе  должен быть окружен постоянно расширяющимся  миром вещей, которые имеют реальное значение для него и которые он может наблюдать, изучать, реконструировать;

     целостность, под которой понимается объединение в познавательной деятельности всех физических, умственных, эмоционально-волевых сил ребенка. Чтобы научиться мыслить, дети должны включить в учебный процесс свои руки, ноги, глаза, мускулы, ибо это – инструменты интеллекта;

     обучение  деланием наиболее эффективно обеспечивает целостность познавательной деятельности и развитие ребенка. Инстинкт делания  – сильнейший у ребенка. Учебный процесс, в котором игнорируется этот инстинкт и в качестве пособий и материалов допускаются только учебники, заглушает развитие детей и обречен на абстрактность в худшем смысле этого слова. В учебные программы школы должны быть введены проекты, дающие ученикам пищу для самостоятельной работы с реальными вещами (строительство домика, восстановление из песка города, каким он был много веков назад, организация небольшой типографий, в которых дети набирают и печатают свои работы, и т.д.). Учебники в этом случае не доминируют, а служат путеводителем, к которому обращаются дети в случае затруднений;

     проблемность  в обучении – обязательное условие развития самостоятельного и критического мышления. Работа с вещами ставит учащихся в реальные ситуации, которых им приходится вести поиск, выходить из возникшего затруднения, принимать решения. Согласно инструментальной философии Дьюи, только перед лицом проблемы человек мобилизует мыслительные силы и вырабатывает умение принимать самостоятельные решения. Задача учебного процесса состоит в формировании этих умений и может быть решена лишь путем проблемного обучения;

     игровая деятельность детей: во все времена  и у всех народов игры были важным фактором воспитания, особенно маленьких  детей. Посредством игры дети познают  окружающий их мир. Инстинкт игры должен широко использоваться школой и на его основе следует ввести в учебный процесс разнообразную игровую деятельность (спонтанные игры, повторяющие жизнь взрослых, организованные игры, изготовление игрушек, конструкторская работа и др.). Не только для младших, но и для старших школьников важна такая игровая деятельность, как драматизация, ролевые игры: они вовлекают в процесс обучения аффективную сферу человека, способствуют его самовыражению и обеспечивают целостность познания мира.

     Модель  учебного процесса, разработанная Дьюи, адресована в первую очередь начальной школе. Здесь в наиболее сензитивный период развития происходит формирование базовых учебных навыков, раскрываются (или угасают) творческие силы детей, закладываются основы успешной жизни человека Начальные классы должны быть естественной средой роста и развития, продолжением жизни, которую ведет ребенок дома, во дворе, на улице.

     Творчество  Дьюи пронизано идеей развития и  укрепления демократии в обществе. По его определению, подлинно демократическое, уравновешенное, счастливое и процветающее общество возникает там, где люди способны работать совместно. Первая задача школы в связи с этим – «научить ребенка жить в общежитии, где он начинает осознавать себя, понимать свои обязательства по отношению к этому общежитию и приспосабливаться к общей жизни». Школы должны стать эмбрионами общественной жизни. Дьюи внимательно изучает инновационный опыт и положительно оценивает все то, что делает школу, по его выражению, «маленькой демократической общиной» (разновозрастные классы, где старшие заботятся о младших; издание школьной газеты, строительство спортивной площадки при школе, участие детей в работе столовой, библиотеки; избрание совета учеников и др.).

     Тесное  единение школы с окружающей жизнью расширяет возможности вовлечения детей в служение обществу. Расчистка  улиц, посадка цветов, уход за деревьями, помощь престарелым, открытие в школах клубов (рукоделия, столярного дела, спорта и др.), которые открыты детям и взрослым – лишь небольшой перечень дел, которые учат школьников и жителей округи быть хорошими и предприимчивыми гражданами общества. Школа, настаивал Дьюи, должна стать сеттльментом, открытым не только детям, но и всем живущим в районе. Это реальный путь улучшения общества и пробуждения его живого интереса к воспитанию молодого поколения.

     Разработанная Дьюи концепция обновленной школы шла в русле движения за «прогрессивное» образование, охватившее страну на стыке двух столетий. Школы, особенно в крупных городах, заполненные детьми иммигрантов, лихорадочно искали способы приспособления их к новой жизни. За счет заметного сокращения теоретического материала учебные программы заполнялись сведениями сугубо утилитарного характера. На протяжении долгого времени американская школа готовила активных, умеющих положиться на себя, но не отягощенных большим багажом знаний людей.

     В 1950-60-е гг. «прогрессивизм» и его идейный вдохновитель Дьюи подверглись разрушительной критике. Их обвиняли в антиинтеллектуализме американской школы, снижении качества образования и связанном с этим падении конкурентоспособности США на мировом рынке. Следующие десятилетия заполнены поиском путей достижения мирового уровня качества образования. В этих поисках происходит возрождение педагогического наследия Дьюи. Его главные идеи – активность ребенка, уважение к нему, исследовательский метод, опора обучения на присущие личности качества, ситуация успеха, которая является мощным мотивом познавательной деятельности, связь школы со средой и общиной, непрерывное образование и рост человека – приобретают постепенное значение при разработках моделей образования XXI века. Главный постулат Дьюи: высочайшая задача образования – способствовать социальным переменам к лучшему для всех людей – выступает направляющей и вдохновляющей линией в прогрессивном развитии человечества. 
 

 

Заключение

     Джон  Дьюи справедливо считается выдающимся педагогом-теоретиком, заложившим базовые принципы прогрессивного образования, которые были воплощены в жизнь реформами второй половины ХХ в. Воспитание Дьюи понимает как метод социализации, смыслом которого является формирование гражданина, члена общества. Прагматические воззрения Дьюи нашли своё выражение в его известной идее, что смысл и формы воспитания всегда отвечают запросам конкретного общества, являются отражением социальных представлений о роли и функциях гражданина. В образовании, по мнению Дьюи, важна не внешняя дисциплина и умение подчиняться требованиям учителя, но конечный результат работы и личные усилия, приложенные для его достижения. Необходимым же результатом всякого воспитания являются навыки самостоятельного развития человека за пределами школы.

     Дьюи  полагал, что можно положительно повлиять на жизнь каждого человека, заботясь с детства о здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина  и члена общества. Он рассматривал изучение специфики детства как  путеводитель научной педагогики, предлагая сделать ребенка объектом интенсивного воздействия многообразных факторов формирования – экономических, научных, культурных, этических и пр.

     Джон  Дьюи призывал постоянно следить за развитием обучающегося и именно его рост принимать за меру успешности обучения. Опираясь на эти идеи, Джон Дьюи видел сущность процесса учения в открытии нового ребенком, который учится, совершая творческий акт при каждом решении задачи. Дьюи предлагал заменить пассивное обучение, основанное на запоминании, активной формой социального взаимодействия в стенах школы, а через тематику проектов – тесное соприкосновение с окружающей природой и социальной средой.

      Педагогические  идеи Джона Дьюи оказали существенное влияние на многих педагогов Европы, а в 20-30-х гг. фактически стали теоретической основой школьной политики и деятельности образовательных институтов в США. Дидактические идеи Дьюи были также востребованными в процессе развития отечественной дидактики в начале двадцатого столетия на фоне крупных социально-политических изменений после Октябрьской революции 1917 года. 
 

 

     Список литературы

     Дьюи  Дж. Демократия и образование.  М., 2000.

     Дьюи  Дж. От ребёнка – к миру, от мира – к ребёнку. Сборник статей. М., 2009.

     Корнетов  Г. Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики. Учебное пособие. М., 2007.

     Рогачева  Е. Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросс-культурный контекст. Владимир, 2005.

     Шарвадзе  Б. А. Жизнь и философия Джона  Дьюи. Тбилиси, 1995.

     Шейн  Г. Джон Дьюи // Перспективы. 1986. № 4.

     Якушев А. В. Философия (конспект лекций). М., 2004.  

Информация о работе Прагматическая педагогика Джона Дьюи