Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:13, доклад
Знание и опыт становятся наукой тогда, когда осознается и выделяется область действительности, которой она занимается (это объект науки), и тот, аспект, угол зрения, под которым она изучает явление (это предмет науки). Педагогика изучает образование, воспитание как специальную функцию общества и как педагогические процессы. Воспитание как особая деятельность возникает в древние времена и осуществляется в разных формах: от совместной деятельности в племени и обрядов посвящения в первобытных обществах до сегодняшних массовых школ и других учреждений. Много позже, чем воспитательная деятельность людей, возникает целая совокупность педагогических наук, теоретических и прикладных, о воспитании, образовании, обучении.
Предмет педагогической науки
Знание и опыт становятся наукой тогда,
когда осознается и выделяется область
действительности, которой она занимается
(это объект науки), и тот, аспект, угол
зрения, под которым она изучает явление
(это предмет науки). Педагогика изучает
образование, воспитание как специальную
функцию общества и как педагогические
процессы. Воспитание как особая деятельность
возникает в древние времена и осуществляется
в разных формах: от совместной деятельности
в племени и обрядов посвящения в первобытных
обществах до сегодняшних массовых школ
и других учреждений. Много позже, чем
воспитательная деятельность людей, возникает
целая совокупность педагогических наук,
теоретических и прикладных, о воспитании,
образовании, обучении.
Воспитание
как предмет педагогики имеет два значения. Воспитание - это социальное явление, функция общества
по подготовке подрастающего поколения
к жизни. Оно
осуществляется общественными институтами,
организациями, церковью, средствами массовой
информации и культуры, семьей, школой
- всем социальным устройством. В этом
значении воспитание тождественно понятию
«социализация». Социализация п
В настоящее
время, однако, в педагогической литературе
большинством авторов категория как предмет
педагогики дается понятие образование,
которое употребляется в нескольких значениях,
в том числе примерно в тех же, что и термин
воспитание в выше стоящем абзаце. В законе
РФ «Об образовании» говорится, что образование - целенаправленный
процесс воспитания и обучения человека,
сопровождающийся достижением установленных
государством образовательных уровней
(цензов). Среди ученых идут споры о
том, какой из терминов шире и точнее определяет
предмет педагогики, что создает определенные
неудобства для теории и негативные последствия
для практики. Уточняя предмет педагогики,
надо помнить, что изучать значит объяснять,
находить законы, по которым протекают
процессы. Поэтому правильно также говорить,
что педагогика изучает закономерности
воспитания и образования - устойчивые, объективные,
существенные связи между сторонами педагогического
процесса, социальными и педагогическими
явлениями, на основе которых строится
теория и методика воспитания и обучения,
педагогическая практика.
В связи с развитием
системного подхода в науке некоторые
ученые характеризуют предмет педагогики
как педагогическую
систему - совокупность некоторых
взаимосвязанных элементов (средств, методов,
процессов), вместе выполняющих функцию
формирования личности с заданными свойствами. Можно
сказать, педагогика изучает педагогические
системы. Учеными (В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина)
выделены шесть взаимосвязанных структурных
элементов ПС: учащиеся, цели воспитания/обучения,
содержание воспитания/обучения, педагогические/дидактические
процессы, учитель и/или технические средства
обучения, организационные формы педагогической
работы. ПС бывают разных масштабов: целого
общества, отдельного образовательного
учреждения, по отдельному учебному предмету.
Исследование, проектирование и разработка
ПС являются предметом педагогики, так
как воспитание как социальная функция
и как педагогический процесс реализуются
в рамках педагогических систем. Элементы
ПС фактически называют главные понятия
педагогической науки.
Педагогическая
деятельность в рамках ПС тоже является
предметом науки, хотя изучается еще психологией,
эргономикой и другими науками. Педагогическая
деятельность, то есть учебно-воспитательная
работа учителя, состоит в применении
адекватной ПС, в определении целей, содержания,
средств воспитания и его результатов.
Педагогика создает теории, на основе
которых строится педагогическая деятельность.
Итак, предмет педагогики -
воспитание как социальная функция и как
педагогический процесс; педагогические
системы как организационные структуры,
в рамках которых осуществляется воспитание;
педагогическая деятельность как направленное
воздействие на учащихся с целью их развития
и формирования; наконец, законы и закономерности,
по которым осуществляются педагогические
процессы и которые объясняют педагогические
явления, действительность.