Проект
«Преемственность основного
общего и технического
профессионального
образования»
Система
образования в Казахстане имеет
тенденцию к усилению преемственности
в содержании предпрофильной, профильной
подготовки учащихся и профессионального
образования, что позволяет обеспечить
выполнение социального заказа на подготовку
специалистов разного уровня квалификации.
Анализ
практики основного общего образования,
а также материалов, посвященных преемственности
многоуровневой подготовки специалистов
профессионального образования, позволяет
сделать вывод о том, что на сегодняшний
день слабо сформирована модель «Школа
- профессиональный лицей (ПЛ) - колледж»,
в которой возможна реализация многоуровневых
преемственных образовательных программ.
Для свободного перемещения учащегося
в образовательном пространстве и
эффективного взаимодействия различных
типов организаций образования необходима
разработка, согласование и апробация
образовательных программ.
Таким
образом, остается актуальным:
- введение
нового поколения общеобразовательных
и профессиональных стандартов;
- разработка
новых учебных программ, построенных на
основе компетентностного подхода, для
основного общего и технического профессионального
образования;
- изменение
и дополнение Перечня специальностей
и профессий технического и профессионального
образования.
Проблема
проекта: какими должны быть организационно-педагогические
условия преемственности основного общего
образования и профессиональной подготовки,
чтобы обеспечить конкурентоспособность
и востребованность выпускников на
рынке труда?
Проект
«Преемственность основного общего и
технического профессионального образования»
направлен на решение вышеназванной проблемы.
Инициаторами
проекта являются: профессиональный
лицей № 2, Мичуринский агротехнический
колледж и СШ № 30; профессиональный лицей
№ 26, ШЛ № 101. К проекту 2008 году подключился
Коммерческий колледж.
Основная цель экспериментальной работы
- разработка и апробация интегрированных
программ обучения, а так же способов и
средств, обеспечивающих преемственность
основного общего и технического профессионального
образования.
Согласно
гипотезе проводимой работы обеспечение
преемственности основного среднего
и технического профессионального образования
возможно, если:
- Будет подготовлена
нормативно-правовая и программно-методическая
база, опирающаяся на личностные, содержательные,
методические аспекты построенной модели
уровневой подготовки специалиста;
- Будет внедрена
совокупность интегрированных программ
обучения, основанных на общих компетенциях
и обеспечивающих предметную интеграцию;
- Будет обеспечена
качественная предпрофильная подготовка,
предусматривающая профориентационную
работу: профинформацию, профдиагностику,
профконсультацию, профотбор, профадаптацию;
- Будут организованы
совместные курсы повышения квалификации
по инновационным методам и формам преподавания
для учителей «Технологии» и инженерно-педагогических
работников профессионального обучения,
так как
это позволит обеспечить непрерывное
повышение качества и эффективности
уровневой подготовки обучающихся через
создание механизмов продвижения специалиста
в профессиональном развитии и становлении,
его успешной адаптации и востребованности
на рынке труда.
Результаты
реализации проекта
на базе ПЛ № 2
- Проведены
методологические семинары: «Выбор
и согласование модели преемственности
ступеней образования», «Проблемы и пути
решения преемственности основного общего
и технического профессионального
образования ПШ№2 и колледж» - для руководителей
проекта.
- Проведен
сравнительный анализ учебных программ.
- Разработаны
программы: «На пути к своей профессии»,
«Проба на профессию».
- Разработана
модель психолого-медико-педагогического
сопровождения учащихся в рамках предпрофильной
подготовки.
- Разрабатывается
многоуровневая образовательная программа,
обеспечивающая преемственность технологического
профиля с профессиями «Специалист предприятия
питания», «Автомеханик».
- Проведены
уроки технологии на базе ПЛ№2 с последующим
анализом.
- Проведена
психологическая диагностика обучающихся.
- Разработана
модель преемственности «Школа – ПЛ –
колледж-ВУЗ» на базе ПЛ № 2
1-ое
направление преемственности
2-ое
направление преемственности
3-е
направление преемственности
Сроки
обучения
Наименование
учреждения |
Традиционное
обучение |
Непрерывное
обучение |
ПЛ |
2 года
10 мес. |
2 года
10 мес. + дополнительная квалификация
|
Колледж |
2года
6 мес. |
1 год
|
ВУЗ |
3 года
|
2 года
|
Итог |
8
лет 4 мес. |
5
лет 10 мес. |
Преимущества
от реализации проекта
- Сокращение
срока обучения
- Возможность
для учащихся на определенном уровне уйти
на производство (вернуться и продолжить
обучение)
- Получение
дополнительной квалификации
- Мотивация
к обучению
- Обучение
социально не защищенных слоев населения,
сирот и молодёжи из села
- Выпускник
– квалифицированный рабочий со специальным
образованием.
- Проведены
обучающие семинары: «Выбор и согласование
модели преемственности ступеней образования»,
«Разработка интегрированных программ»
- на базе ШЛ№101.
- Проведен
анализ учебных планов ШЛ № 101 , ПШ№2,
ПШ№12 и коммерческого колледжа. Разработана
программа, в основе которого заложена
идея интеграции предпрофильного курса
«Кулинария» и курсов: «Специалист
предприятий питания», «Технолог-менеджер».
- Разработаны
проекты, модульные планы и программы
курсов предпрофильной подготовки
«Кулинария», «Парикмахерское дело», «Автодело»,
«Делопроизводство», «Художественные
промыслы» для учащихся 8-9 классов. В рамках
модульных программ:
- обозначены
профессиональные компетенции;
- профессиональные
компетенции декомпозированы на функции-единицы
компетенции;
- единицы компетенции
декомпозированы на ключевые действия
(элементы компетенции);
- определены
критерии выполнения работ;
- определены
условия выполнение работ;
- определены
оценочные критерии;
- составлен
глоссарий;
Диагностика
результатов обучения и воспитания
в условиях нового содержания будет
проводиться по следующим показателям:
- Рост достижений
ученика
- Уровень заинтересованности
в обучении
- Показатели
здоровья учащихся
- Уровень удовлетворенности
учащихся и их родителей
- Сравнительные
данные качества знаний учащихся экспериментальных
и контрольных классов;
- Результаты
практической деятельности по ведущему
профилю на базе мастерских.
Диагностический
инструментарий:
Достижения
преподавателей кафедры
профессионально-ориентированного
обучения в работе с
учениками ШЛ № 101:
- Региональная
конференция МАН ЮИ, исследовательский
проект «Особенность питания подростков
в зимне-весеннее время года»: ученики
профиля «Кулинарное дело» (Брежнева Н.С.)
получили диплом 1 степени;
- Областной
конкурс рисунков «Мы за здоровый образ
жизни»: учащиеся награждены 3 грамотами
и призами за 1-е, 2-е, 3-е место (Скорикова
М.П.);
- Областной
конкурс рисунков на лучшую иллюстрацию
к предметным рубрикам иллюстрированного
каталога «Войди в виртуальный мир»: благодарственное
письмо от областной юношеской библиотеки
им.Ж.Бектурова и ценные призы (Скорикова
М.П.);
- Участие учеников
8-11 классов в телевизионных программах
о профессионально-ориентированном обучении
в школах города.
- Участие в
оформлении рекреаций 2-го этажа (вывешены
лучшие технологические проекты), начальной
школы (рисунки учеников 1-4 классов;
- Оформлены
стенды по правилам дорожного движения
для начальной школы и выполнена разметка
дороги в рекреации 1 этажа учащимися профиля
«Автодело»;
- Проведена
профильная неделя, главной целью которой
была профориентация учащихся 7-х классов,
показаны мастер-классы. Учащиеся
профиля «Кулинарное дело» выполнили
практическую работу «Приготовление бутербродов»,
учащиеся профиля «Художественные промыслы»
познакомились с лепкой из глины, выполнили
мелкую пластику. Учащиеся профиля «Парикмахерское
дело» провели показ модельных причесок.
Мастер-классы и дали ученикам 7-го
класса возможность познакомиться с будущей
профессией не только теоретически, но
и практически;
- Реализуются
утвержденные авторские предпрофильные
программы
Проблемы
реализации проекта:
1.Отсутствие
нормативно-правовой основы реализации
ОЭР:
- Концепции
развития непрерывного профессионального
образования;
- Положения
об организации групп предпрофильной
подготовки;
- Положения
о переводе учащихся на следующую ступень
непрерывного профессионального образования.
2.Недостаточность
материально-технической базы.
3.Несовершенство
системы повышения квалификации
для мастеров, преподавателей спецдисциплин.
4.Недостаточность
учебно-методических сопровождения для
ОЭР.
В
предстоящем году деятельность
участников проекта
будет направлена на
решение следующих задач:
1.Апробация
многоуровневой образовательной программы,
обеспечивающей преемственность технологического
профиля с профессиями (специальностями)
«Специалист предприятия питания», «Автомеханик».
2.Апробация
модели уровневой профессиональной подготовки
по профессиям (специальностям) «Специалист
предприятия питания», «Автомеханик»
в системе «школа-ПЛ-колледж», основанной
на интегрированных программах обучения.
3.Совершенствование
методов, форм и средств обучения по многоуровневой
образовательной программе, обеспечивающей
преемственность.
4.Совершенствование
профессиональной компетентности
педагогов.
5.Улучшение
материально-технической базы.