Преемственность основного общего и технического профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:20, доклад

Описание

Проблема проекта: какими должны быть организационно-педагогические условия преемственности основного общего образования и профессиональной подготовки, чтобы обеспечить конкурентоспособность и востребованность выпускников на рынке труда?
Проект «Преемственность основного общего и технического профессионального образования» направлен на решение вышеназванной проблемы.

Работа состоит из  1 файл

проект.doc

— 662.50 Кб (Скачать документ)
 

Проект «Преемственность основного общего и технического профессионального образования»

     Система образования в Казахстане имеет  тенденцию к усилению преемственности в содержании предпрофильной,  профильной подготовки учащихся и профессионального образования, что позволяет обеспечить выполнение социального заказа на подготовку специалистов разного уровня квалификации. 

     Анализ практики основного общего образования, а также материалов, посвященных преемственности многоуровневой подготовки специалистов профессионального образования, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день слабо сформирована модель  «Школа - профессиональный лицей (ПЛ) - колледж», в которой  возможна реализация многоуровневых преемственных образовательных программ. Для свободного перемещения учащегося в образовательном пространстве и  эффективного взаимодействия различных типов организаций образования необходима разработка, согласование и апробация образовательных программ. 

Таким образом, остается актуальным:

  • введение нового поколения общеобразовательных и профессиональных стандартов;
  • разработка новых учебных программ, построенных на основе компетентностного подхода, для основного общего и технического профессионального образования;
  • изменение и дополнение Перечня специальностей и профессий технического и профессионального образования.

  Проблема проекта: какими должны быть организационно-педагогические условия преемственности основного общего образования  и профессиональной подготовки, чтобы обеспечить  конкурентоспособность и востребованность  выпускников на рынке труда? 

  Проект  «Преемственность основного общего и технического профессионального образования» направлен на решение вышеназванной проблемы.

  Инициаторами  проекта являются: профессиональный лицей № 2, Мичуринский агротехнический колледж и СШ № 30; профессиональный лицей № 26, ШЛ № 101.  К проекту 2008 году  подключился   Коммерческий колледж.

     Основная цель экспериментальной работы -  разработка и апробация интегрированных  программ обучения, а так же способов и средств, обеспечивающих преемственность основного общего и технического  профессионального образования.

     Согласно  гипотезе проводимой работы обеспечение преемственности   основного среднего и технического профессионального образования возможно, если:

  • Будет подготовлена нормативно-правовая и программно-методическая база, опирающаяся на личностные, содержательные, методические аспекты построенной модели уровневой подготовки специалиста;
  • Будет внедрена совокупность интегрированных программ обучения, основанных на общих компетенциях и обеспечивающих предметную  интеграцию;
  • Будет обеспечена качественная предпрофильная подготовка, предусматривающая профориентационную работу: профинформацию, профдиагностику, профконсультацию, профотбор, профадаптацию;
  • Будут организованы совместные курсы повышения квалификации по инновационным методам и формам преподавания для учителей «Технологии» и инженерно-педагогических работников профессионального обучения,

так как  это позволит обеспечить непрерывное  повышение качества и эффективности уровневой подготовки обучающихся через создание механизмов продвижения специалиста в профессиональном развитии и становлении, его успешной адаптации  и востребованности на рынке труда. 

Результаты реализации проекта на базе ПЛ № 2 

  • Проведены методологические семинары:  «Выбор и согласование модели преемственности ступеней образования», «Проблемы и пути решения преемственности основного общего и    технического профессионального образования ПШ№2 и колледж» - для руководителей проекта.
  • Проведен сравнительный анализ  учебных программ.
  • Разработаны программы:  «На пути к своей  профессии», «Проба на профессию».
  • Разработана модель психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся в рамках  предпрофильной подготовки.
  • Разрабатывается многоуровневая  образовательная программа, обеспечивающая  преемственность технологического профиля с профессиями «Специалист предприятия питания», «Автомеханик».
  • Проведены уроки технологии  на базе ПЛ№2 с последующим анализом.
  • Проведена психологическая  диагностика обучающихся.
  • Разработана модель преемственности «Школа – ПЛ – колледж-ВУЗ» на базе ПЛ № 2
 
 
 
 
 
 
 
 

     1-ое  направление преемственности 

 
 

     2-ое  направление преемственности 

 
 

3-е направление преемственности

 

       

Сроки обучения

Наименование  учреждения Традиционное  обучение Непрерывное обучение
ПЛ 2 года 10 мес. 2 года 10 мес. + дополнительная  квалификация
Колледж 2года 6 мес. 1 год
ВУЗ 3 года 2 года
Итог  8 лет 4 мес.  5 лет 10 мес. 

 
 
 
 

Преимущества от реализации проекта

  • Сокращение срока обучения
  • Возможность для учащихся на определенном уровне уйти на производство (вернуться  и продолжить обучение)
  • Получение дополнительной квалификации
  • Мотивация к обучению
  • Обучение социально не защищенных слоев населения, сирот и молодёжи из села
  • Выпускник – квалифицированный рабочий со специальным образованием.
 
 
 
 

    Результаты реализации проекта на базе ШЛ № 101

  • Проведены обучающие семинары: «Выбор и согласование модели преемственности ступеней образования», «Разработка интегрированных программ» - на базе ШЛ№101.
 
  • Проведен анализ учебных планов ШЛ № 101 ,  ПШ№2, ПШ№12 и коммерческого колледжа. Разработана программа,  в основе которого заложена идея интеграции  предпрофильного курса «Кулинария»  и курсов: «Специалист предприятий питания», «Технолог-менеджер».
  • Разработаны проекты, модульные планы и программы курсов  предпрофильной подготовки «Кулинария», «Парикмахерское дело», «Автодело», «Делопроизводство», «Художественные промыслы» для учащихся 8-9 классов. В рамках модульных программ:
  • обозначены профессиональные компетенции;
  • профессиональные компетенции декомпозированы на  функции-единицы компетенции;
  • единицы компетенции декомпозированы на ключевые действия (элементы компетенции);
  • определены критерии выполнения работ;
  • определены условия выполнение работ;
  • определены оценочные критерии;
  • составлен глоссарий;

 

Диагностика результатов обучения и воспитания в условиях нового содержания будет проводиться по следующим показателям:

  • Рост достижений ученика
  • Уровень заинтересованности в обучении
  • Показатели здоровья учащихся
  • Уровень удовлетворенности учащихся  и их родителей
  • Сравнительные данные качества знаний учащихся экспериментальных и контрольных классов;
  • Результаты практической деятельности по ведущему профилю на базе мастерских.

Диагностический инструментарий:

  • Тесты
  • Анкеты
  • Вопросники
 
 
 
 
 
 

Достижения преподавателей кафедры профессионально-ориентированного обучения в работе с учениками ШЛ № 101:

  • Региональная конференция МАН ЮИ, исследовательский проект «Особенность питания подростков в зимне-весеннее время года»: ученики профиля «Кулинарное дело» (Брежнева Н.С.) получили диплом 1 степени;
 
  • Областной конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»: учащиеся награждены 3 грамотами  и призами за 1-е, 2-е, 3-е место (Скорикова М.П.);
  • Областной конкурс рисунков на лучшую иллюстрацию к предметным рубрикам иллюстрированного каталога «Войди в виртуальный мир»: благодарственное письмо от областной юношеской библиотеки им.Ж.Бектурова и ценные призы (Скорикова М.П.);
  • Участие учеников 8-11 классов в телевизионных программах о профессионально-ориентированном обучении в школах города.
  • Участие в оформлении рекреаций  2-го этажа (вывешены лучшие технологические проекты), начальной школы (рисунки учеников 1-4 классов;
  • Оформлены стенды по правилам дорожного движения для начальной школы и выполнена разметка дороги в рекреации 1 этажа учащимися профиля «Автодело»;
  • Проведена профильная неделя, главной целью которой была профориентация  учащихся 7-х классов,  показаны  мастер-классы.  Учащиеся профиля «Кулинарное дело» выполнили практическую работу «Приготовление бутербродов», учащиеся профиля «Художественные промыслы» познакомились с лепкой из глины, выполнили мелкую пластику. Учащиеся профиля «Парикмахерское дело» провели  показ модельных причесок. Мастер-классы  и дали ученикам 7-го класса возможность познакомиться с будущей профессией не только теоретически, но и практически;
  • Реализуются утвержденные авторские предпрофильные программы

    ( 8-9 классы) профильные  программы (10-11 классы). 
     
     
     
     
     
     
     
     

Проблемы  реализации проекта:

1.Отсутствие нормативно-правовой основы реализации ОЭР: 

  • Концепции развития непрерывного профессионального образования;
  • Положения об организации групп предпрофильной подготовки;
  • Положения о переводе учащихся на следующую ступень непрерывного профессионального образования.

2.Недостаточность  материально-технической базы.

3.Несовершенство  системы повышения квалификации  для мастеров, преподавателей спецдисциплин.

4.Недостаточность учебно-методических сопровождения для ОЭР. 

     В предстоящем году деятельность участников проекта будет направлена на решение следующих задач:

1.Апробация многоуровневой образовательной программы, обеспечивающей преемственность технологического профиля с профессиями (специальностями) «Специалист предприятия питания», «Автомеханик».

2.Апробация модели уровневой профессиональной подготовки по профессиям (специальностям) «Специалист предприятия питания», «Автомеханик» в системе «школа-ПЛ-колледж», основанной на интегрированных программах обучения.

3.Совершенствование методов, форм и средств обучения по многоуровневой  образовательной программе, обеспечивающей преемственность.

4.Совершенствование  профессиональной компетентности  педагогов.

5.Улучшение  материально-технической базы.


Информация о работе Преемственность основного общего и технического профессионального образования