Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:18, реферат
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Актуальность проблемы исследования
определяется уникальными возможностями
старших дошкольников в речевом
творчестве, в частности, в области
сочинительства собственных сказок,
небылиц, однако, для формирования такого
творчества необходимо создание оптимальных
условий, способствующих наиболее полному
раскрытию творческого
Интерес к словесному творчеству
в старшем дошкольном возрасте прослеживается
практически у каждого ребенка
и выражается в различных его
формах таким образом, что у кого-то
из них это «сочинение»
В федеральных государственных
требованиях (ФГТ) к структуре примерной
основной общеобразовательной программы
дошкольного образовательного учреждения
выделены задачи речевого воспитания
дошкольников в самостоятельную
образовательную область «
В исследованиях отечественных ученых Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. В тоже время, ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая, О.С.Ушакова [5].
Для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев.
Творчество, в нашем случае «сказочное», базируется на игре. Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит. Детские сочинения можно классифицировать так:
А.Е. Шибицкой разработана технология развития словесного творчества детей на материале русских народных сказок. В заданиях рекомендуются приемы, способствующие подготовке и формированию творчества на разных этапах педагогического руководства. На первом этапе необходимо активизировать в речевой деятельности детей запас известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Происходит более глубокое усвоение детьми содержания, образов, сюжетов сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого — к малому» и «от малого — к большому», традиционные зачин и концовка и т. д. Педагог побуждает детей использовать эти приемы в собственных сочинениях. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие повествования сказки. Воспитатель предлагает детям задания с постепенным усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет. Для каждого этапа А.Е. Шибицкая разработала задачи, методические рекомендации, творческие задания и репертуар.
Проблеме развития словесного
творчества детей-дошкольников посвящено
множество работ педагогов
- морфологическая таблица
дает возможность показать
- наиболее часто используемым
методом составления сюжетов
сказок с дошкольниками
-метод фокальных объектов позволяет ставить следующие задачи:
1. Придумать что-либо новое,
видоизменяя или улучшая
2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.
3. Составить рассказ или
сказку о рассматриваемом
4. Проанализировать
-для развития словесного
творчества детей, в частности,
Решение сказочных задач - инструмент для закрепления основных положений ТРИЗ, это позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Решение сказочных задач осуществляется на основе разрешения противоречий[1].
Е.Б. Танникова, предлагает следующие методы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок:
- знакомые герои в новых
обстоятельствах. Данный метод
развивает фантазию, ломает привычные
стереотипы у ребят, создает
условия, при которых знакомые
главные герои попадают в
- коллаж из сказок. Если
истории знакомы, можно
- сказки из стишков.
Смешные стишки, как правило, короткие,
тоже помогают сочинять
Л. Ворошнина предлагает
развивать словесное творчество
детей на основе мотивационных установок.
Для активизации детской
1. Игрового характера:
«Научить незнайку придумывать
сказки», «Рассказать кукле
2. Общественного характера: «Ваши рассказы и сказки мы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы», «Рассказы предложим малышам, они очень любят слушать их» и др.
Эффективен при обучении детей сочинению сказок прием:
- «что было бы, если…».
Воспитатель задает вопрос, включающий
какое-либо предложение. Дети
стараются на него ответить, выдвигая
самые оригинальные версии. Для
постановок вопроса берутся
На основе анализа методической литературы нами разработана технология развития способности к сочинению сказок детей старшего дошкольного возраста:
1этап. Цель: обогащение знаний
о сказке как о жанре. Задачи:
уточнить представление детей
о жанровых особенностях
Формы, методы: 1.Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных): Д.Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост»; Павел Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик- семицветик »; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Русские народные сказки «У страха глаза велики»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей»; Братья Гримм «Горшок каши»; «Бременские музыканты»; С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». 2. Анализ сказок, выделение основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. 3. Анализ сказочных предметов, языковая особенность в выделении простейших приёмов: словесное описание, замена предметов.
2 этап. Цель - обучение сочинению
сказок на основе развития
воображения детей в процессе
сочинения сказок. Задачи: познакомить
детей с приемами ТРИЗ; учить
детей применять различные
Формы, методы: 1. Технология
ТРИЗ: метод фокальных объектов (придумать
что-либо новое, видоизменяя или
улучшая привычный вид
Формы, методы: Сочинение сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.
Итак, для педагогов особо значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впечатлений.
Информация о работе Приёмы обучения творческому рассказыванию