Приёмы обучения творческому рассказыванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:18, реферат

Описание

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.

Работа состоит из  1 файл

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве.docx

— 23.81 Кб (Скачать документ)

Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями  старших дошкольников в речевом  творчестве, в частности, в области  сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных  условий, способствующих наиболее полному  раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному  творчеству. От ребенка требуется  умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них  элемент фантазии и составить  творческий рассказ. Современные отечественные  исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный  вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.). Обучая детей анализу сказок – цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в  собственных сочинениях (Л.Е.Стрельникова, Н.С. Тамарченко).

Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка  и выражается в различных его  формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно  оригинально, а кого нет. Но придумывают  все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной  попытке реализовать свои замыслы  сказки истории словесно. С точки  зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства сказки ребенком в его субъективной новизне (Т.С. Комарова, Е.А. Флёрина и др.), поскольку ребенок сам придумывает  сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность  к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствование; на наш взгляд, говорит о хорошей  памяти на образы сказок и аналитическом  свойстве ума ребенка, благодаря  которым у него развивается способность  к нахождению индивидуальности в  области речевого творчества.

В федеральных государственных  требованиях (ФГТ) к структуре примерной  основной общеобразовательной программы  дошкольного образовательного учреждения выделены задачи речевого воспитания дошкольников в самостоятельную  образовательную область «Коммуникация». ФГТ задают современный взгляд на проблему речевого воспитания, выделяя  задачи развития произносительной стороны  речи, словаря, грамматического строя, диалогической и монологической форм речи, как основы коммуникативной  компетентности дошкольников.

В исследованиях отечественных  ученых Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца  подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда  развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными  внимание, память, формируется связная  речь. В тоже время, ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у  детей наблюдается интерес к  словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая, О.С.Ушакова [5].

Для педагогов особо значима  проблема речевого творчества детей  на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует  от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев.

Творчество, в нашем случае «сказочное», базируется на игре. Знакомство ребенка со сказкой начинается с  выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к их сочетанию в зависимости от задач, которые он перед собой ставит. Детские сочинения можно классифицировать так:

  1. творческое сочинение по картинке;
  2. контаминации на темы художественных произведений;
  3. свободное сочинение: сказок, рассказов.

А.Е. Шибицкой разработана  технология развития словесного творчества детей на материале русских народных сказок. В заданиях рекомендуются  приемы, способствующие подготовке и  формированию творчества на разных этапах педагогического руководства. На первом этапе необходимо активизировать в  речевой деятельности детей запас  известных русских народных сказок и продолжать обогащать этот запас. Происходит более глубокое усвоение детьми содержания, образов, сюжетов  сказок. На втором этапе под руководством воспитателя происходит анализ принципов  традиционного построения сказочного повествования, развития сюжета: повторность, цепная композиция, прием «от большого — к малому» и «от малого — к большому», традиционные зачин  и концовка и т. д. Педагог побуждает  детей использовать эти приемы в  собственных сочинениях. На третьем  этапе активизируется самостоятельное  развитие повествования сказки. Воспитатель  предлагает детям задания с постепенным  усложнением: придумать сказку по данной теме и персонажам; самостоятельно выбрать тему, персонажей, сюжет. Для  каждого этапа А.Е. Шибицкая разработала  задачи, методические рекомендации, творческие задания и репертуар.

Проблеме развития словесного творчества детей-дошкольников посвящено  множество работ педагогов ТРИЗовцев: Г.С. Альтшуллер [1], Гуткович, И.Н. Мурашковска, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и мн.др. Они считают, что одним из эффективных  средств развития речи детей является обучение творческому рассказыванию. Творческий рассказ — это рассказ, придуманный ребенком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия. Под понятием «новые» они подразумевают такие, которые ребенок в реальной жизни  воспринимал частично и сумел "достроить" в воображении. Основным результатом  их работы явился набор наиболее часто  используемых приемов обучения дошкольников сочинению сказок:

- морфологическая таблица  дает возможность показать вариативность  и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными  ее героями. Работу по сочинению  сказок с помощью МА можно  начинать с 4 лет, представив  ее детям в качестве волшебной  дорожки. Структура сюжета сказки  строится на основе исследований  В.Я. Проппа [3]. Такой тип сказок  они обозначили как динамический.

- наиболее часто используемым  методом составления сюжетов  сказок с дошкольниками являются  «Приемы типового фантазирования»  (Г.С. Альтшуллер).

-метод фокальных объектов  позволяет ставить следующие  задачи:

1. Придумать что-либо новое,  видоизменяя или улучшая привычный  вид реального объекта. 

2. Познакомить детей с  чем-то новым или закрепить  ранее полученные знания, рассматривая  предмет с необычной стороны. 

3. Составить рассказ или  сказку о рассматриваемом объекте,  используя найденные определения. 

4. Проанализировать художественное  произведение или картину. 

-для развития словесного  творчества детей, в частности,  для сочинения сказок в рамках  ТРИЗ используется методика сочинения  сказок по схемам.

Решение сказочных задач - инструмент для закрепления основных положений ТРИЗ, это позволяют  перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Решение  сказочных задач осуществляется на основе разрешения противоречий[1].

Е.Б. Танникова, предлагает следующие  методы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению  сказок:

- знакомые герои в новых  обстоятельствах. Данный метод  развивает фантазию, ломает привычные  стереотипы у ребят, создает  условия, при которых знакомые  главные герои попадают в совершенно  другие обстоятельства – фантастические, невероятные. Например, лиса и  заяц - вместо своих ледяных и  лубяных избушек обитают на  летающих тарелках; реальные (лиса, заяц и петух с помощью волшебной  палочки оказались в одной  клетке городского зоопарка, или  застряли в лифте многоэтажного  дома).

- коллаж из сказок. Если  истории знакомы, можно обойтись  и без иллюстраций. Вариантов  и переплетений ситуаций из  разных сказок может быть множество,  важно только не забыть о  главных, первоначальных героях  – и получится «коллаж из  сказок». 

- сказки из стишков.  Смешные стишки, как правило, короткие, тоже помогают сочинять невероятные  сказки[4].

Л. Ворошнина предлагает развивать словесное творчество детей на основе мотивационных установок. Для активизации детской деятельности она рекомендует использовать различные  приемы мотивации:

1. Игрового характера:  «Научить незнайку придумывать  сказки», «Рассказать кукле Тане  новую сказку», «Сегодня у нас  день рождения у Мишки, и  он просит вас подарить уме  красивую сказку». 

2. Общественного характера:  «Ваши рассказы и сказки мы  запишем в красивый альбом, вечером  его будут смотреть мамы, папы»,  «Рассказы предложим малышам,  они очень любят слушать их»  и др.

Эффективен при обучении детей сочинению сказок прием:

- «что было бы, если…». Воспитатель задает вопрос, включающий  какое-либо предложение. Дети  стараются на него ответить, выдвигая  самые оригинальные версии. Для  постановок вопроса берутся любые  подлежащее и сказуемое. Их  сочетание и создает фантастические  ситуации: что было бы, если бы  наш город начал летать? что  было бы, если бы мы с вами  оказались посреди моря? что было  бы, если бы к вам постучался  слон и попросил к обеду  немного маргарина? [2]

На основе анализа методической литературы нами разработана технология развития способности к сочинению  сказок детей старшего дошкольного  возраста:

1этап. Цель: обогащение знаний  о сказке как о жанре. Задачи: уточнить представление детей  о жанровых особенностях сказки; познакомить со структурой; обогащать  литературный опыт.

Формы, методы: 1.Чтение разных видов детских сказок (авторских, народных, волшебных): Д.Н. Мамин –  Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные уши – Косые  глаза – Короткий хвост»; Павел  Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик- семицветик »; В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Русские народные сказки «У страха глаза велики»; «Крылатый, мохнатый да масленый», «Зимовье зверей»; Братья Гримм «Горшок каши»; «Бременские  музыканты»; С.Т.Аксаков «Аленький  цветочек». 2. Анализ сказок, выделение  основных частей: завязка, экспозиция, кульминация, развязка. 3. Анализ сказочных  предметов, языковая особенность в  выделении простейших приёмов: словесное  описание, замена предметов.

2 этап. Цель - обучение сочинению  сказок на основе развития  воображения детей в процессе  сочинения сказок. Задачи: познакомить  детей с приемами ТРИЗ; учить  детей применять различные приёмы  в собственных сочинениях.

Формы, методы: 1. Технология ТРИЗ: метод фокальных объектов (придумать  что-либо новое, видоизменяя или  улучшая привычный вид реального  объекта; сочинить сказку о рассматриваемом  объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину). 2. «Тайна двойного»  или выявление противоречий. (Солнце – это хорошо. Оно светит, радует. Солнце – это и плохо, потому что  сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель побуждает  находить противоречия в том или  ином явлении. 3. Разрешение противоречий (обратить вред в пользу; объединение  – разъединение; приём копирования; принцип дробления; принцип матрёшки; принцип изменения окраски; - разрешение противоречий во времени). 4. Метод мозгового  штурма (формирование цели занятия; объявление проблемы; формирование ограничений; выявление  элементов, подлежащих улучшению; выдвижение идей). Анализ выдвинутых идей (отбор  решений, встречающихся в художественной литературе; - отбор оригинальных решений; практическое выполнение; итог). 5. Метод  проб и ошибок. Он используется для  решения несложных задач. Метод  проб и ошибок стимулирует познавательную активность ребенка и является первым посвящением в самостоятельную  мыслительную деятельность, первым шагом  в творчество.

  1. этап. Цель: активизация словесного творчества детей, развитие умения сочинять собственные произведения. Задачи: учить детей, опираясь на полученный опыт, сочинять собственные произведения; совершенствование в сочинении сказок.

Формы, методы: Сочинение  сказок в разных видах деятельности; конкурс на лучшую сказку; создание книги – сказок; презентация сказки.

Итак, для педагогов особо  значима проблема речевого творчества детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует  от читателя особых качеств восприятия: развитого творческого воображения и наблюдательности; умения чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический, который развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накоплением опыта переживаний и жизненных впечатлений.


Информация о работе Приёмы обучения творческому рассказыванию