Принцип наглядности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, определений, правил и законов. Чтобы знания у учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по олигофренопедагогике.docx

— 18.08 Кб (Скачать документ)

Принцип наглядности

Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных  средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

Сущность  принципа наглядности состоит в  обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.

Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени  приобретаются знания в виде понятий, определений, правил и законов. Чтобы  знания у учащихся были осознанными  и отражали  объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.

Использование наглядных пособий является важнейшей  из сторон организации чувственного познания в учебном процессе. Образы реальных предметов, явлений, свойств, процессов можно дать в виде натуральных объектов или изображений на картине, рисунке, схеме, диаграмме, продемонстрировать чучело, муляж, фотографии, фильм и т. п.

В современной  специальной школе все большее  значение приобретают технические  средства обучения (ТОО), включая самые  современные - персональные калькуляторы и компьютеры. Используются такие  технические средства, как кино, телевидение, диапроекторы, кодоскопы и другие, которые по существу могут передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Все большее место в учебном процессе занимают кино и телевидение, так как сближают учебный материал с представлениями о самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю нужно уметь использовать эти технические средства.

При использовании  наглядности важна не только и, может  быть, не столько техническая оснащенность, сколько адекватная методика использования  ТСО в учебном процессе. Наглядные  пособия являются средством для  создания новых и воспроизведения  имеющихся чувственных образов  в сознании ученика.

Все наглядные  пособия в зависимости от способа  сенсорного воздействия и восприятия учащимися классифицируются на несколько  групп.

К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, которые можно  использовать в учебно-воспитательном процессе (например, минералы, растения, небольшие животные: кролик, белка; насекомые). Не все предметы, явления окружающего мира могут быть отнесены к учебным наглядным пособиям и средствам. Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в дидактических и воспитательных целях. Преимущество этой группы наглядных пособий в том, что они сближают теоретические знания с жизнью.

Ко второй группе наглядных пособий относятся  плоскостные изображения (картины, рисунки и др.) и модели (в том  числе действующие) предметов, явлений. В специальной школе на уроке  очень часто используются пособия  этой группы. Их преимущество в том, что они могут заменить реальные предметы, которые часто показать в классе трудно или невозможно (например, крупных или вымерших животных, исторические эпизоды, природные зоны и др.).

К третьей  группе относятся схематические  и символические наглядные пособия, которые представляют собой схемы, чертежи, карты, символы и т. п. Они  используются для лучшего понимания  и усвоения математических, грамматических, физических, исторических, географических и других закономерностей, теоретических  положений. Например, ученику трудно было бы понять геометрические доказательства, если бы не использовались чертежи, схемы, модели фигур. Также невозможно представить  изучение географии без карт, глобусов, схем.

Всестороннее  использование принципа наглядности  обучения предполагает не только опору  на наглядные пособия, но и руководство, управление всеми сторонами чувственного познания учащихся.

В современных  условиях соблюдение принципа наглядности  предъявляет к учителю следующие  требования:

·    понимать необходимость чувственных образов в процессе изучения учебного материала;

·   определять характер использования чувственных образов на уроке как самостоятельную сторону в развитии учащихся или как средство формирования абстракций;

· решать, с помощью каких наглядных пособий или технических средств будут формироваться и воспроизводиться на уроке чувственные образы;

·  стимулировать познавательную деятельность ученика в представлении реальных предметов, явлений окр хорошо понимать, какую совокупность предметов, явлений характеризует учебный материал, и создавать условия для того, чтобы ученики получали представление об этих предметах;

·   адекватно сочетать наглядность со словом для формирования на основе наглядно-образного и наглядно-действенного мышления элементов абстрактного мышления. 

Существует  общее правило применения принципа наглядности в общеобразовательных  школах: обучение должно быть наглядным  в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися  знаний и выработки умений и навыков, опирающихся на живые образы предметов, явлений и действий. В основу реализации принципа наглядности во вспомогательной  школе положены эти общие правила, однако в частностях их применение отличается некоторым своеобразием. Прежде всего, во вспомогательной школе  для формирования отвлеченных понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется  более длительное время. Это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия.

Предметная  наглядность применяется также  для изучения свойств предметов как таковых, а так же с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников. Известно, что их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главных, существенных признаков объекта. Образы предметов, возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные, в речи часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемых объектов.

Учитывая  все эти особенности учащихся, наглядные пособия нужно делать дифференцированными, содержащими  самые основные признаки объекта  и по возможности без дополнительных несущественных деталей часто уводящих внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добивается учитель  при использовании этих пособий.

Учет  особенностей умственно отсталых школьников при реализации принципа наглядности  заключается также в том, что  наряду с созданием у учащихся четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить  их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими  свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в реальном мире. Слово учителя  в этом процессе является организующим и регулирующим фактором. Еще более  возрастает роль слова в тех случаях, когда наглядность используется для формирования у учащихся общих  представлений и понятий.

Таким образом, реализация принципа наглядности  во вспомогательной школе осуществляется по этапам.

-Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

-Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;

-Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.

Информация о работе Принцип наглядности