Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:00, контрольная работа
В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным ресурсом предприятия, особо важное значение приобретает деятельность каждого члена коллектива. Среди факторов, способствующих трудовой активности людей или, наоборот, препятствующих этому, важную роль играет их межличностная совместимость.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Определение коллектива и его виды...………………………...……5
1.1 Принципы формирования коллектива…………………………….8
Глава 2.Педагогическая концепция А.С. Макаренко……………………….11
2.1 Воспитание в коллективе и через коллектив…………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19
Любые отношения между людьми начинают складываться в результате технических контактов и наблюдений, в процессе которых люди накапливают информацию друг о друге, служащую основой взаимной заинтересованности, симпатии или, наоборот, антипатии.
После возникновения коллектива
проходит длительный процесс его
организации или
На втором этапе происходит сближение людей, установление между ними необходимых контактов и формирование общих норм поведения, «цементирующих» коллектив, а также возникают попытки установления приоритетов и захвата власти.
На третьем этапе коллектив стабилизируется, формируются совместные цели и нормы, налаживается надежное сотрудничество, позволяющее получать гарантированные результаты.
В дальнейшем с ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся все более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание ими друг друга в ряде случаев позволяют ему функционировать на принципах самоуправления. При выполнении задачи или при уходе нескольких ключевых фигур коллектив реорганизуется или распадается.
Можно подвести итог всему вышенаписанному, используя принципы Анри Файоля:
Дисциплина есть соблюдение соглашений, имеющих предметом послушание, усердие, деятельность и внешние знаки уважения. Она обязательна как для самых крупных начальников, так и для самых скромных служащих. Без дисциплины в коллективе, он не сможет нормально выполнять свои функции. Ответственность за ее поддержание лежит на руководителях. Единство распорядительства еще называют «единоначалием». Любой коллектив должен иметь начальника, но только одного. И исполнять команды только этого начальника. Если этого не происходит, это ведет к дуализму. Чтобы избежать этого, необходимо четкое разграничение отделов.
Члены коллектива должны хорошо понимать цели организации и подчинять им свои интересы. Также большую роль играет вознаграждение или мотивация. Для того чтобы персонал хорошо выполнял свои функции его нужно правильно мотивировать. Для кого-то это высокая заработная плата, для кого-то – удовлетворение трудом. Справедливость также играет большую роль в коллективе. Справедливое отношение к работнику и оценка его стараний могут снизить, а может, и вообще подавить конкуренцию в коллективе.
Постоянство состава помогает закрепиться и наладиться отношениям в коллективе. После долгих лет сотрудничества между членами коллектива происходит окончательное разделение труда, они больше узнают друг друга и превращаются в настоящую команду. Возникает единство коллектива.
Поощрение инициативы в коллективе дает возможность самореализации работника, который может дать много новых и полезных идей для организации.
Придерживаясь этих принципов можно создать по-настоящему стабильный и продуктивный коллектив. [6; 499]
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А.С. МАКАРЕНКО
Основные положения теории Макаренко активно применяются сегодня в современной педагогике. Эти знания необходимы для правильной организации коллектива, управления им и контролирования.
Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских.
А. С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные для него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, в семье). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его жизни была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии. В ходе исследования рассматриваются стадии организации коллектива и установление взаимоотношений. И как личность включается в работу коллектива, и становиться ее полноправным участником. [3; 79]
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую стадию, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. [7; 201]
Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.
В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую:
- близкая перспектива
выдвигается перед коллективом,
- средняя перспектива
заключается в проекте
- далекая перспектива
- это отодвинутая во времени,
наиболее социально значимая
и требующая значительных
Система перспективных линий
должна пронизывать коллектив. Выстроить
ее нужно так, чтобы в любой
момент времени коллектив имел перед
собой яркую увлекательную
2.1 ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ
Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко — организация и воспитание детского коллектива. Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. "Марксизм,— писал он,— учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива". Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива. [7; 250]
А. С. Макаренко настойчиво
искал формы организации
Важнейшим условием, обеспечивающим
сплоченность и развитие коллектива,
он считал наличие у его членов
осознанной перспективы движения вперед.
По достижении поставленной цели необходимо
выдвигать другую, еще более радостную
и многообещающую, но обязательно
находящуюся в сфере общих
перспективных целей,. А.С. Макаренко
впервые сформулировал и научно
обосновал требования, которым должен
отвечать педагогический коллектив
воспитательного учреждения, и правила
его взаимоотношений с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что с поставленными задачами, в принципе достигли цели.
Так же можно отметить, что Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательского воздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой коммунистической партии и советского государства в области политического воспитания.
А. С. Макаренко сыграл огромную
роль в развитии советской педагогической
науки. Исходя из учения основоположников
марксизма-ленинизма и
Процесс формирования коллектива проходит три этапа: набор, еще незнакомых между собой сотрудников; знакомство между собой сотрудников, появление симпатий или антипатий друг к другу; последний этап характеризуется появлением непосредственных связей между сотрудниками.
Существует множество видов коллективов. В любом коллективе у его участников существуют свои роли, выполнение которых становится залогом отсутствия конфликтов в коллективе.
Как выяснилось, очень большую роль в производительности труда играет психологический климат в коллективе, чем он благоприятнее для сотрудников, тем выше производительность.
Существуют некоторые
принципы формирования коллектива, следование
которым позволяет создать
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ