Принципы обучения в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:31, реферат

Описание

Процесс обучения — это сложная система, включающая в себя учебную деятельность и учителя, и учащегося, и опирающаяся на реальные или предполагаемые закономерности, которые и становятся педагогическими принципами обучения.
Принципы обучения в педагогике можно разделить на общедидактические и методические. Общедидактические принципы обучения в педагогике — это принципы, которые провозглашены общей дидактикой и являются обязательными при изучении любого предмета.

Работа состоит из  1 файл

Процесс обучения.docx

— 13.74 Кб (Скачать документ)

Процесс обучения — это сложная система, включающая в себя учебную деятельность и  учителя, и учащегося, и опирающаяся  на реальные или предполагаемые закономерности, которые и становятся педагогическими  принципами обучения.

Принципы обучения в педагогике можно разделить  на общедидактические и методические. Общедидактические принципы обучения в педагогике — это принципы, которые провозглашены общей дидактикой и являются обязательными при изучении любого предмета.

Методические  принципы делятся на общеметодические и частнометодические принципы обучения в педагогике. К общеметодическим относятся такие принципы как: дифференцированный подход, использование различных упражнений, приемов и методов обучения, вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление), мотивация и комплексный подход к мотивации. К частнометодическим принципам обучения относятся такие принципы как принцип устного опережения, параллельного обучения, коммуникативной направленности, принцип устной основы.

Дидактические принципы обучения в педагогике включают в себя принцип научности, систематичности  и последовательности, наглядности, сознательности и активности, доступности  и посильности, принцип учета  возрастных особенностей и принцип  прочности полученных учащимся знаний, умений и навыков.

Принцип научности  заключается в формировании у учащихся системы научных знаний, в анализе учебного материала, выделения в нем важных, существенных идей, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании достоверных научных фактов и знаний, а также в использовании принятых научных терминов.

Большую роль при  реализации научного принципа играют технические средства обучения, видеозаписи, учебные фильмы, кинограммы и так далее.

Принцип системности  предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между  собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания  и усвоения. На первом уровне у обучающегося должно сложиться общее представление о предмете, на втором он должен овладеть теоретическими знаниями о предмете, а на третьем — практическими умениями, которые достигаются в результате упражнений и тренировок.

Суть принципа доступности заключается в отражении  принципов преемственности, постепенности  и последовательности обучения. То есть сначала нужно выявить ранее  сформированные знания, умения и навыки, а уже затем постепенно давать новые, не форсируя этот процесс и  не перепрыгивая определенные стадии. При организации обучения нужно  выбирать такие методы, средства и  формы обучения, которые бы соответствовали  уровню умственного, психологического и физического развития ученика.

Принцип наглядности  предполагает не просто иллюстрацию  изучаемого предмета или явления, а  использования целого комплекса  средств, приемов и методов, которые  обеспечивают формирование более четкого  и ясного восприятия сообщаемых знаний. Большая роль при использовании  наглядного метода принадлежит словесным  комментариям.

Например, при  обучении какому-либо двигательному  действиям нужно не просто показывать то или иное упражнение, а обязательно  комментировать его, добиваясь от учащегося осознания каждой фазы движения. Учащийся должен не только сформировать свое двигательное представление об изучаемом действии, а прочувствовать все особенности выполнения этого действия.

Принцип сознательности и активности основывается на формировании у учащихся мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, систематическом возбуждении к изучаемому материалу. Если у ученика нет желания изучать тот или иной материал, то никакой пользы от занятий не будет.

Принцип прочности  формируемых знаний, умений и навыков  невозможен без выделения в учебном  материале главного и связи его  с уже имеющимися у ученика  знаниями. Чтобы знания и умения стали внутренним достоянием ученика, нужно включить их в систему убеждений  и взглядов учащегося. Необходимо так  же обеспечить постоянную связь учебного материала с практической деятельностью.

Принципы обучения и воспитания должны осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Однако в каждой группе школьников — как по возрасту, так  и в каждом классе, нередко проявляются  некоторые индивидуальные различия, проявляющиеся в особенностях развития каких-либо психических процессов, в различии уровня развития способностей, а также направленности интересов  и потребностей.

Отличаются и  индивидуальные особенности мальчиков  и девочек. Все педагогические принципы обучения должны учитывать эти реально  существующие различия. Ни в коем случае нельзя рассчитывать на то, что имеется  какой-либо совершенно универсальный рецепт, подходящий для всех случаев.


Информация о работе Принципы обучения в педагогике