Приобщение детей к истокам народной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:01, аттестационная работа

Описание

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа.

Содержание

1. Введение.
1.1. Актуальность проблемы приобщения детей к русской народной культуре.
1.2. Обзор психолого-педагогических исследований по данной проблеме.
1.3. Обзор программно-методического обеспечения в детском саду по данному вопросу.
1.4. Направления работы по приобщению детей к истокам русской культуры.
2. Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской культуры. Основные этапы работы
2.1. Анализ состояния работы по данной проблеме.
2.2. Задачи.
2.3. Описание работы
3. Выводы.

Работа состоит из  1 файл

Аттестационный проект.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

Однако не секрет, что  представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны  и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий.

В программе «Приобщение  детей к истокам русской народной культуры» помимо организационных и методические приемов педагогической работы, перспективных планов и конспектов занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

А также я использую  программу «Радость творчества», так  как в ней обозначены конкретные задачи по ознакомлению детей с народной декоративной росписью, приведены примерные планы работы по данной проблеме и конспекты занятий.

Таким образом, чтобы  решить проблему приобщения детей к  истокам народной культуры, я за основу своей работы беру базисную программу «Детство» и как дополнение к ней порциальные программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.П.Князевой и М.Д.Маханевой и «Радость творчества» О.А.Соломенниковой.

 

1.4. Направления  работы по приобщению детей  к истокам русской культуры.

Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором я решила проводить по следующим направлениям:

  • Экологическое и трудовое воспитание (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения, совместная с родителями деятельность, субботники);
  • Связная речь (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);
  • Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование);
  • Социально-нравственное развитие (познавательные беседы, экскурсии в музеи и к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);
  • Мир музыки (развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);
  • Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);
  • Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Из опыта  работы по приобщению детей  к истокам русской культуры. Основные  этапы работы

2.1. Анализ состояния  работы по данной проблеме.

На первом этапе работы я провела:

  • Анализ уровня знаний детей;
  • Анализ знаний семьи;
  • Создание предметно-развивающей среды.

Изучив литературу по проблеме приобщения детей к истокам  народной культуры, я проанализировала работу в старшей подгруппе разновозрастной группы МДОУ д.Швариха и определила уровень знаний детей устного народного творчества, быта и промыслов людей в Древней Руси, а также знание своей семьи и её традиций. Для этого я предложила детям такие задания:

Задание № 1. «Наша Родина»

Цель – уточнить знание своей малой Родины.

Беседа по вопросам:

  1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
  2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
  3. Какие вы знаете крупные города России?
  4. Где вы живёте – в городе или в деревне? (в деревне) Чем отличается деревня от города?
  5. Как называется деревня, в которой мы живём? (Швариха)
  6. Определение по фотографиям «Узнай и назови».

 

Задание № 2. «Народная мудрость»

Цель – уточнить знание детьми примет, пословиц, поговорок  русского народа и их значения.

Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить  их значение:

Ученье - свет, а неученье - ........ ( тьма).

Апрель с  водой, а май ....... ( с травой). 
Вся семья вместе, так и душа ....... ( на месте).

Готовь сани летом, а телегу .......( зимой).

Кто не работает, .......( тот и не ест). 
Мал золотник, .......( да дорог).

Поспешишь - .......( людей насмешишь).

Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).

 

Задание № 3. «Одень куклу»

Цель – уточнить представление  детей о русском народном костюме.

 

Задание № 4. «Укрась салфетку»

Цель – уточнить знание декоративной росписи, определить умение самостоятельно использовать имеющиеся навыки.

 

Задание № 5. «Русская изба»

Цель – уточнить знание детьми названий и назначения предметов  быта в старину.

По фотографиям дети определяют и называют предметы быта.

 

Задание № 6. «Русские народные промыслы»

Цель – уточнить знание особенностей различных промыслов (дымковская игрушка, Хохлома, городецкая роспись и т.д.)

 

Задание № 7. «Моя семья»

Цель – уточнить знания о членах семьи и родственных отношениях.

 

Результаты анализа я представила в виде таблицы.

Таблица:

Определение уровня знаний детей

  по теме 

 «Культура  русского народа».

 

1

2

3

4

5

6

7

Итог

Уровень знаний

Артём М.

1

0

1

2

0

1

2

7

средний

Артём Б.

1

0

1

1

0

1

2

6

низкий

Лена Г.

2

1

2

2

1

1

2

11

средний

Серёжа М.

2

1

2

2

0

1

2

10

средний

Олег Ф.

2

1

1

2

1

0

2

9

средний

Настя Б.

1

1

2

1

0

0

2

7

средний


 

Условные  обозначения:

2 – справился с заданием самостоятельно;

1 – справился с заданием с помощью педагога;

0 – не справился с заданием.

 

Уровень знаний (в баллах):

12 – 14 – высокий  -  нет

7 – 11 – средний -  5 человек

0 – 6 – низкий -  1 человек

 

Полученные результаты говорят о том, что у большинства детей имеются пробелы в знании культуры русского народа и его исторического прошлого. Поэтому во все разделы программы «Детство» я ввела последовательную систему работы по данной теме.

Кроме того, я провела анкетирование родителей. Им были предложены следующие вопросы:

  • Сохранились  ли в Вашей семье предметы старины?
  • Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?
  • Насколько часто Вы вместе с ребёнком рассматриваете семейные альбомы?
  • Знает ли Ваш ребёнок родословную своей семьи?
  • Посещаете ли Вы с ребёнком музеи и памятные исторические места нашей Родины?
  • Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети знали историю своего родного края?
  • Что Вы предпринимаете для этого?

Выяснилось, что родители имеют не очень глубокие знания о  культурном наследии своих предков, но практически все родители стремятся  к тому, чтобы вместе с детьми узнавать об истории своего родного края, о народных промыслах и т.д. Вместе с детьми родители составляли родословную своей семьи и группе была организована выставка «Древо рода моего», активное участие принимают родители в создании «Книги народной мудрости», детям очень нравится, когда родители вместе с ними рассматривают альбомы и открытки разных городов.

В группе должна быть создана  такая предметно-пространственная среда, которая будет пробуждать в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. В начале учебного года в нашей группе не было определённого места, в котором дети могли бы знакомиться с предметами декоративно-прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре русского народа проходила преимущественно только на занятиях. Анализ предметно-развивающей среды позволил сделать выводы, что необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, пошиву народных костюмов; установить взаимодействие детского сада и школьного краеведческого музея; оснастить группу предметами старины (печь, крынки, самовар и т.д.), предметами народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, ручная вышивка и т.д.).

 

 

 

2.2. Задачи.

На втором этапе работы на основании полученных результатов  анализа предметно -  пространственной среды, знаний детей и семьи я  определила для себя следующие задачи:

1. Обогатить  предметно-развивающую среду:

  • Оформить в группе уголок русского быта «Русская изба» (печка, предметы утвари, предметы народного декоративно-прикладного творчества);
  • Оформить альбомы фотографий по темам: «Нижний Новгород», «Город Богородск», «Деревня Швариха», «Наша жизнь»;
  • Оформить стенд в уголке социального развития «Наша семья»;
  • Разнообразить материал для самостоятельной художественной деятельности детей в центре художественного творчества: бумага разной фактуры, кисти разных размеров, пластилин, цветные карандаши, ножницы, глина, восковые мелки и т.д.

 

2. Повысить  уровень знаний и умений детей  по данной проблеме:

  • Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  • Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  • Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;
  • Воспитывать уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
  • Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству;
  • Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.

 

3. Повысить  уровень педагогической культуры  родителей:

  • Провести анкетирование родителей с целью определения знаний о культуре русского народа;
  • Провести родительское собрание на тему «Приобщение детей к истокам русской культуры»;
  • Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе (создать «Книгу народной мудрости», сшить русские народные костюмы для девочек и мальчиков и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Описание  работы.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы (Приложение № 1).

1. Одной из главных задач нашей работы является воспитание любви к родному краю. Знакомство с природой родного края и с тем, что нас окружает проводится на занятиях по экологическому воспитанию. В течение года я проводила циклы занятий: «Заглянем в Красную книгу», «Всё, что есть на этой Земле – нужно!», «Природа родного края» и «Приметы времён года».

Информация о работе Приобщение детей к истокам народной культуры