Проблема работоспособности и двигательной активности школьников в условиях города Норильска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 09:56, реферат

Описание

Физическое развитие является наиболее широко применяемым критерием для характеристики состояния здоровья ребенка. Развитие ребенка проходит неравномерно: быстро в первые месяцы жизни, затем, то замедляясь, то вновь ускоряясь. Морфологическая и функциональная зрелость отдельных органов и систем наступает не одновременно. При массовых обследованиях физического развития наиболее часто употребляют такие параметры, как рост (длина тела), вес (масса тела), ОГК (окружность грудной клетки), реже ЖЕЛ (Жизненная ёмкость легких), показатели динамометрии и др.

Работа состоит из  1 файл

_Воинов_doc.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

Проблема работоспособности  и двигательной активности школьников

в условиях города Норильска.

Воинов Юрий Васильевич,

Бейнштейн Евгения Владимировна,

Чаплыгина Татьяна Георгиевна

 г. Норильск

Internat-2@yandex.ru

 

Ребенок способен на многое. Надо только правильно оценить его реальные возможности. Как это сделать? В общем-то, дело это несложное. Надо только правильно сочетать знание общих закономерностей с индивидуальным подходом.

 

Норильск расположен на Таймырском полуострове, на севере Красноярского края. В Норильском промышленном районе, как в фокусе, сконцентрированы наиболее неблагоприятные природно-климатические факторы, характерные для всего Крайнего Севера.

Каждой климатической  полосе свойственны специфические неблагоприятные сочетания сезонных метеорологических раздражителей, названных «крайними ситуациями». По данным НИИ им. Ф.Ф. Эрисмана (1962г.) в Норильске  в течение года зарегистрировано 203 дня с метелями, 223 дня с осадками, в течение 286 дней лежит снег. Отмечаются резкие перепады температуры, давления, влажности, которые могут меняться несколько раз в течение часа. Полярная ночь длиться более 45 суток, полярный день продолжается 68 суток. Сумеречные ночи составляют 12%, белые ночи 5%, а нормальная смена дня и ночи составляет 57% всего годового времени. Также для Норильска характерна большая «жесткость» погоды, обусловленная постоянно меняющимися направлениями и силой ветра. Зимний период продолжается около 10 месяцев, а за короткий летний период вечная мерзлота успевает оттаивать только на 15-20 см.

В Норильском промышленном районе (по наблюдениям Арктического института 1956 год) установлены следующие  наименования пяти сезонных периодик (биологических ритмов):

I – с 1 сентября по 30 ноября: нормальная смена дня и ночи, сумерки; жесткость погоды +-2*С—23*С.

II – с 1 декабря по 5 января: полярная ночь; жесткость погоды -30*С - -50*С.

III - с 16 января по 22 марта: сумерки, нормальная смена дня и ночи; жесткость погоды -20*С - -39*С.

IV – c 23 марта по 31 мая: нормальная смена дня и ночи, белые ночи, начало полярного дня; жесткость погоды -5*С - -20*С.

V – c 1 июня по 31 августа: полярный день, нормальная смена дня и ночи; жесткость погоды +3*С – +14*С.

Эти сведения необходимы для эффективного управления физическим воспитанием, укрепления здоровья и адаптации организма к условиям окружающей среды.

Что же привлекает человека в этот суровый край? Зачем ему  надо менять комфорт «материка» на дикую природу и вечную мерзлоту? В Норильском промышленном районе открыты богатейшие залежи медно-никелевых руд, а рядом дешевое топливо природный газ и уголь. Все это делает Норильский промышленный район одним из уникальнейших в мире. Для освоения недр необходимо бурить шахты, строить города. Крайний Север не терпит «слабых и малодушных». Без здорового сердца, стальных мускулов, без отличного здоровья в Норильске жить нельзя. Сегодня освоение природных ископаемых районов Крайнего Севера создает определенный круг задач, связанных с дальнейшим расширением научных работ в этом регионе. Среди них важное место занимают исследования в области физического воспитания. Это выдвигает на первый план необходимость разработки эффективных мероприятий по дальнейшему совершенствованию физического воспитания школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера (строительство новых современных спортсооружений, поиски новых форм организации физкультурных занятий).

Эти меры должны привести к сокращению миграции и к повышению уровня состояния здоровья приезжих. Экстремальные условия Крайнего Севера оказывают отрицательное воздействие на здоровье детей и подростков. Рост и развитие детского организма, уровень его функциональных возможностей и работоспособность зависят в определенной мере от объема двигательной активности. В условиях Норильска у школьников отмечается низкая целенаправленная двигательная активность, которая может вызвать неблагоприятные изменения в их физической подготовленности и работоспособности. В продолжительный зимний период организм человека ощущает солнечное «голодание», которое способствует изменению ряда физиологических функций, ухудшает самочувствие. Исследованиями НИИ медицинских проблем Севера СО АМН установлено, что среди выпускников школ Норильского промышленного района, родившихся и выросших в Заполярье, удельный вес близорукости составляет 58,1%, а среди аналогичной по возрасту и полу группы детей коренного населения, воспитывавшихся в школе-интернате, этот показатель составляет 70%. При этом близорукость здесь отмечается не только количественным ростом, но и осложненным течением. По данным В.Ф. Базарного и П.Г. Макарова, процент миопизации глаза у детей на Крайнем Севере начинается уже с 1-2 класса и носит массовый характер (57%). В подавляющем большинстве близорукость у них возникает на фоне различных форм астигматизма, в связи с чем, 37% учащихся к концу школьного обучения имеют значительные ограничения в выборе не только традиционных на Севере профессий (оленевод, охотник), но и таких остро необходимых, как строитель, монтажник, водитель и т.д. Следовательно, проблема сохранения органа зрения и его функций у детей и подростков в Норильском промышленном районе представляет серьезную проблему.

Изучение физической подготовки детей, поступающих в  начальную школу, связано с решением ряда задач, позволяющих более эффективно вмешиваться в организацию и управление процессом гармонического развития организма.

Некоторые актуальные  проблемы:

  1. Какого ребенка можно считать физически подготовленным к начальной школе при обучении с шестилетнего возраста?
  2. С какого возраста и каким образом обучать детей конкретным целенаправленным двигательным навыкам и психофизическим качествам.
  3. Что определяет моторику человека (3-25 лет) на Крайнем Севере, какова она и чем её измерять?
  4. Каковы оптимальные формы и методы закаливания каждой возрастно-половой группы людей (3-25 лет) в каждом из пяти изменяющихся сезонных ритмов Норильского района?

Физическое развитие является наиболее широко применяемым  критерием для характеристики состояния  здоровья ребенка. Развитие ребенка проходит неравномерно: быстро в первые месяцы жизни, затем, то замедляясь, то вновь ускоряясь. Морфологическая и функциональная зрелость отдельных органов и систем наступает не одновременно. При массовых обследованиях физического развития наиболее часто употребляют такие параметры, как рост (длина  тела), вес (масса тела), ОГК (окружность грудной клетки), реже ЖЕЛ (Жизненная ёмкость легких), показатели динамометрии и др.

Однако, эти уровни специфичны  для каждого региона  нашей  страны. На основании имеющихся литературных данных и собственных наблюдений динамика физического развития детей Норильска за 25 лет выглядит следующим образом:

1 этап (1958г.) – впервые  полученные результаты Е.М. Белостокской  свидетельствовали о более низком  развитии детей по сравнению с их сверстниками, проживающими в  центральной полосе России.

2    этап (1958-1962гг.) – отмечены положительные сдвиги  в некоторых показателях физического  развития (данные А.Г. Сухарева).

3  этап (1962 – 1967гг.) – уменьшилось число детей, имеющих «низкое» и «ниже среднего» развитие, число детей с характеристикой «высокое» и «выше среднего» увеличилось (данные А.Г. Сухарева).

4   этап (1967-1971гг.) –  в целом физическое развитие  школьников Норильска уже мало  отличалось от аналогичных показателей  их сверстников москвичей (данные Г.С. Грачевой, В.А. Линкиной) и даже было выше во всех возрастно-половых группах, чем у красноярских сверстников (данные Ж.Ж. Раппопорта, Е.И. Пряхина).

5  этап (1972-1976гг.) –  в динамике физического развития  был обнаружен «феномен» акселерации  – ускоренное биологическое развитие организма, не соответствующее возрасту. Однако эти дети  менее выносливы к физическим нагрузкам, обладают меньшей работоспособностью (данные Ю.И. Гончарова).

6  этап (1976-1990гг.) – все показатели физического развития детей несколько стабилизировались и приблизительно равны уровням 1976г., т.к. сдвиги различий не во всех возрастно-половых группах статистически достоверны. Процесс акселерации школьников в Норильске приостановился (данные Ю.И. Гончарова, А.М. Богданова, А.Б. Щербака). Результаты исследования физической подготовленности школьников Норильска показали, что уроки по физкультуре в спортивном зале не дают возможности совершенствовать физические качества, необходимые для гармонического развития человека.

В условиях Большого Норильска школьников отмечается низкая целенаправленная двигательная активность, которая вызывает неблагоприятные изменения в физической подготовленности и работоспособности школьников 7-16 лет (более 18 тыс. человек) дошкольников 3-6 лет (более 25 тыс. человек),    студентов 17-25 лет (более 5 тыс. человек) в разных сезонных ритмах.

Сравнение полученных результатов  с аналогичными данными их сверстников, проживающих в центральной полосе России, показывает, что норильчане имеют более низкие показатели в развитии основных физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы, работоспособности), а физическое развитие (длина тела, окружность грудной клетки, длина руки, ноги) отвечает средним нормативным критериям. Несколько выше нормы – масса тела и жировая прослойка.

Одной из причин отставания норильчан по физической подготовленности является сниженный объем двигательной активности, как по объективным, так  и субъективным причинам. Эта диспропорция усугубляется тем, что среди выпускников  школ Большого Норильска, родившихся и выросших в Заполярье, удельный вес близорукости составляет 58,1%, процент миопии у студентов, отнесенных к специальному медицинскому отделению, составляет более 85%. Следовательно, проблема сохранения гармонического развития человека на Крайнем Севере остается нерешенной. В процессе педагогического эксперимента были выявлены причины, отрицательно влияющие на систему преемственности физического воспитания между различными звеньями. Из общего числа обследованных дошкольников и школьников Норильска (более 7000 человек) в каждой возрастно-половой группе: 37 -94% детей родились в Норильске; 91-93% живут здесь более 10 лет; 4-6% живут менее 10 лет; 2-3% живут менее 5  лет. Анализ данных анкетирования «физическая культура и спорт в режиме школьников г. Норильска» (2000 анкет) свидетельствует о том, что: только 5-12% детей систематически  делают дома утреннюю гимнастику; 88-96% не делают закаливающих процедур; 75-89% не занимаются физкультурой и спортом; 67-85% - не умеют плавать; 83% - в зимний период из-за непогоды не могут гулять на воздухе; у 58-76% детей на подготовку домашнего задания уходит до трех часов; 71-83% - не читают газет, журналов, книг; у 18-39% детей на  просмотр программ телевидения, работу с компьютером уходит более 3 часов в день, 73% детей нарушают элементарный режим дня, ложась спать после положенного времени.

Показатели сдачи нормативов программы по физической подготовке низкие:

  • Около 50% сдающих нормативы не умеют плавать;
  • Только 23% умеющих плавать укладывались в нормативы;
  • Из-за низких температур и сильных ветров нет возможности выполнить программу по лыжной подготовке;
  • Малая пропускная способность спортивных залов школ и детских садов не позволяет вести дополнительные физические занятия для детей на Крайнем Севере;
  • Городской плавательный бассейн не имеет возможности обучать школьников плаванию, а дает его каждой школе только 1-2 раза в году по 1 часу для приема нормативов.

 Таким образом, главной целью работы учителя в настоящее время является совершенствование физической культуры воспитанников, выражающееся в здоровом образе жизни, психическом и физическом здоровье, высокой физической и двигательной подготовленности, владении знаниями и умениями по организации и проведению индивидуальных и коллективных форм занятий физическими упражнениями.

Важно осознавать, что  физическая культура по своей сути является не предметом, а образом жизни! На этих занятиях нужно дать возможность ребенку овладеть величайшим счастьем человека - умением в совершенстве владеть своим телом, а также дать глубокие познания в образовательной области «Физическая культура».

 


Информация о работе Проблема работоспособности и двигательной активности школьников в условиях города Норильска