Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:39, статья
Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования.
Блохин В.Н.
(УО «Белорусская государственная
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам возможность получения послевузовского и дополнительного образования.
К наиболее важным
направлениям формирования перспективной
системы образования
• повышение
качества образования путем
• обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;
• обеспечение
большей доступности
• повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования) [1, 4].
Согласно современному российскому законодательству учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий – это предоставление учащимся возможности освоения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания с использованием индивидуальной образовательной траектории.
Дистанционное образование (ДО) может быть реализовано на основе кейсовых либо сетевых технологий. Кейсовая технология реализуется с помощью специального набора («кейса») учебно-методических материалов, скомплектованного согласно образовательной программе дисциплины и передаваемого учащемуся для самостоятельного изучения. Сетевая технология базируется на использовании сети Интернет для обеспечения студентов доступом к информационным и учебно-методическим материалам, для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми и проведения аттестационных мероприятий.
ДО должно обеспечить:
• современный уровень подготовки специалистов;
• внедрение в учебный процесс новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), передового опыта отечественных и зарубежных учебных заведений по использованию ДО;
• создание благоприятных условий для учебно-методической деятельности преподавательского состава;
• увеличение доли самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины;
• пополнение банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Очевидно, что для организации ДО необходимо наличие:
• учебно-методических комплексов по дисциплинам, включающих как полиграфические, так и электронные учебно-методические материалы;
• электронных образовательных ресурсов, размещенных в Интернете при использовании сетевого ДО;
• сертифицированных контрольно-измерительных материалов для проверки знаний обучающихся.
Для ДО характерны все составляющие учебного процесса: теоретические занятия (лекции, семинары), практические занятия, самостоятельная работа, контрольные мероприятия по определению уровня знаний и умений. Однако специфика дистанционных образовательных технологий проявляется в инструментарии для организации учебного процесса. Так, чтение лекций может проходить с использованием современных ИКТ (видеоконференция, ЧАТ, форум); лабораторные занятия организуются с помощью автоматизированного лабораторного практикума с удаленным доступом (АЛП УД) или виртуального лабораторного практикума (ВЛП) в сети Интернет либо с применением ВЛП для кейсовых технологий. Практические занятия и консультации могут проходить в режиме off-line (электронная почта, форумы на сайтах учебных подразделений) или on-line (видеоконференции, чаты на сайтах учебных подразделений).
Необходимо заметить, что на сегодняшний день именно сеть Интернет выходит на передний план как средство доставки образовательного контента обучаемому. При этом необходимо рассматривать всемирную паутину не только как транспортную составляющую ДО, но и как образовательно-информационную среду, зачастую определяющую педагогические принципы ДО [2, 5].
Сегодня академической общественностью
системы образования России признано,
что важным и перспективным направлением
развития системы образования является
широкое внедрение методов
Устойчивая тенденция
увеличения доли студентов, сочетающих
учебу с трудовой деятельностью,
сопровождается быстрым развитием
и широким применением
С развитием дистанционного обучения связывается надежда на решение ряда социально-экономических проблем: повышение общеобразовательного уровня населения; расширение доступа к высшим уровням образования; удовлетворение потребностей в высшем образовании; организация регулярного повышения квалификации специалистов различных направлений. Система дистанционного обучения должна ориентироваться на обеспечение населения различных регионов возможностью получения современного образования. Это требует детальной проработки нормативного, учебно-методического и организационного обеспечения. В условиях охвата значительных территорий приходиться решать массу сложнейших технологических задач по обеспечению функционирования разветвленной сети учебных центров, контроля качества организации учебного процесса, подготовки преподавательского состава и массу других проблем. Но, если такая система будет создана, она предопределит условия появления уникальной образовательной среды, обеспечивающей возможность обучения в ведущем вузе населения из всех регионов страны.
Литература
1. Андреев, А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.
2. Сарафанов, А.В., Суковатый А.Г. и др. Интерактивные технологии в дистанционном обучении. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. – 146 с.
3. Троян Г.М. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Программа специализированного учебного курса. М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. – 16 с.