Проблемы обучения младших школьнико здоровому образу жизни в научной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является выявление способов и условий способствующих эффективности процесса обучения младших школьников здоровому образу жизни.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
1) проанализировать современную научную литературу с целью выявления сущности проблемы формирования здорового образа жизни;
2) определить особенности процесса формирования представлений младших школьников в здоровом образе жизни;
3) выявить способы включения младших школьников в обучающую деятельность по формированию ЗОЖ.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Костенич.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

У малоподвижных детей  очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

При систематических  занятиях физической культурой и  спортом происходит непрерывное  совершенствование органов и  систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной  системы. При этом важно, что физ. нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.

Следующий фактор здорового  образа жизни - закаливание. Практически  всем известно изречение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - в первую очередь переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической  устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

Существуют закаливание  воздухом (воздушные ванны); закаливание  солнцем (воздушно-солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ, купание, купание в проруби); хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется во многих странах.

Следующий фактор здорового  образа жизни - это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без  соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после  прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед  сном или теплая ванна) должны стать  естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха.

Знание приведенной  классификации должно помочь школьникам правильно организовать свой учебный  труд. Специалисты по гигиене умственного  труда считают, что при оперативном мышлении целесообразно делать перерывы через 1,5--2 ч, а при третьем виде умственной деятельности -- через 40--50 мин. Следует подчеркнуть, что мыслительные процессы в мозгу затухают медленно. Поэтому 5--10-минутные паузы, отводимые для отдыха, не нарушат эффективность последующего выполнения умственной работы, а только помогут восстановить энергию нейронов мозга. Во время такого перерыва организму полезно давать физическую нагрузку в виде прогулки или небольшого комплекса гимнастических упражнений. Научными исследованиями доказана эффективность такого активного отдыха. Мышцы как бы «подзаряжают» мозг.

На качестве умственной деятельности значительно сказывается  и наличие шума. Обычно в аудиториях его значение составляет 40--50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Немало споров возникает  вокруг вопроса об использовании  музыки в процессе умственного труда. Венгерский ученый Алмази категорически утверждает, что во время умственной работы прослушивание даже негромкой музыки нецелесообразно. Он считает, что воздействие музыки способствует более быстрому истощению нервных центров и увеличивает расход «психической энергии».

С нашей точки зрения, музыку лучше всего использовать в периоды отдыха. Кроме того, при решении вопроса о включении  музыки в процесс умственной деятельности целесообразно учитывать специфику  предстоящей работы. Выполнение сложной работы требует тишины, которая помогает сосредоточиться. Если же умственная деятельность более простая, как, например, решение задач по известному алгоритму, перевод с иностранного языка со словарем, переписывание конспекта и т, п., то музыку может ускорить се. Надо заметить также, что влияние музыки на качество умственной работы зависит от индивидуальных привычек.

Гигиена умственного  труда предъявляет требования и  к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или  свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).

Необходимо контролировать и осанку. Часто приходится наблюдать, как школьники сидят за столом с согнутой спиной, низко наклонив голову. В таком положении хуже функционируют легкие, сердце, искривляется позвоночник, сдавливаются сонные артерии. Сидеть следует со слегка наклоненным туловищем (на 75--80°) и приподнятой головой, которая должна составлять со спиной прямую линию. Понаблюдайте несколько дней за правильностью своей позы, и она станет для вас привычной.

На столе желательно иметь пюпитр-подставку для книги. Вместо подставки можно использовать стопку книг. Это позволит меньше наклонять  туловище и ослабит напряжение мышц глазного яблока [22].

Рассмотрев условия, необходимые  для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

 

 

 

1.3 Способы включения младших школьников в деятельность по формированию представлений ЗОЖ

 

Обучение младших школьников здоровому образу жизни возможно как в урочной так и внеурочной деятельности. Рассмотрим основные способы обучения здоровому образу жизни на уроках.

 Изучая на уроках классного часа тему «Ритмы жизни», учащиеся могут знакомиться с ритмами рабочего дня. Дети вместе с учителем утверждают порядок и ритм каждого дня - режим дня. Для этого учащихся на одном из уроков приносят свои режимы дня, которые до урока предварительно составляют дома вместе с родителями. В течение недели дети могут заполнять анкету «Режим дня школьника», и затем приносить ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для школьников, обучающихся во вторую смену, корректируют вместе с учителем свой режим дня так, чтобы они соответствовали формированию ЗОЖ.

             

Проанализировав полученные результаты, можно сделать  выводы о том, как   большинство учащихся класса соответствует правильному режиму дня, который способствует формированию ЗОЖ.

Сон - необходимая часть  режима дня, способствующая восстановлению сил организма ребенка. Учащиеся младших классов должны спать  около десяти-одиннадцати часов в сутки - это известно детям исследуемого класса, об этом говорят результаты исследований за 2008-2009 уч.год [14].

Пребывание на свежем воздухе обеспечивает нормальную жизнедеятельность  организма, так 89 % учащихся проводят на свежем воздухе около часа или двух, что положительно влияет на их организм.

Режим дня класса также должен предусматривать время для необходимой социальной деятельности школьника - общественной работы, самообслуживания, а также время для удовлетворения личных интересов ребенка, способствующих его гармоническому развитию: чтение художественной литературы, музыка, танцы, занятие спортом, просмотр телевизора.

Следование режиму дня  воспитывает у учащихся класса бережливое отношение к каждой минуте, обостренное  чувство времени. Выполнение режима дня требует от ребенка не однократного действия, а систематических последовательных усилий, что дает хорошую возможность воспитания самодисциплины.

Необходимо заметить, что в каждой семье всегда имеются  какие-то свои особенности режима дня. Даже А.С. Макаренко писал: «… нельзя рекомендовать родителям какой-нибудь один режим. Режимов есть много, и нужно из них выбирать один, самый подходящий в данной обстановке». Поэтому в режиме учащийся может быть изменено время тех или иных моментов, но незыблемым должно остаться время отхода ко сну и его продолжительность.

Вывод: в организации  процесса обучения , учитель должен использовать комплексный дифференцированный подход. Во-первых, это помощь ребенку в преодолении пассивного, соглашательного, потребительского отношения к формированию собственной личности. Во-вторых, это содействие в поиске и удовлетворении истинных потребностей, не закамуфлированных обычаями и предписаниями. В-третьих, ликвидация негативной запрограммированности поведения ребенка наряду с тактичным, личностно-ориентированным, частным представлением достоверной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости. Все это поможет устранить причины рассогласования во взаимодействии учителя и ученика, а также вызвать положительные эмоции в процессе обучения и обеспечить процесс индивидуализации личности, что является непременным условием формирования ЗОЖ.

Обучение и воспитание у учащихся начальной школы осознанной потребности в здоровье и ЗОЖ предшествует формирование ценностных ориентаций, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного «Я», его ценности не только для себя, но и для своих близких, ребенок приходит к пониманию сущности «Мы» не как статистической совокупности, а как динамичной ценностной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию индивида. На основе этого учитель строит доверительные, благожелательные взаимоотношения в школьном мире, где ребенок не готовится к жизни, а живет.

Неправильная посадка  учеников в школе, во время приготовления  домашних заданий часто становится причиной нарушения у них зрения. Желательно, чтобы в течение недели младший школьник смотрел не более 2--3 телепередач. Ученики начальных классов очень впечатлительны, доверчивы и восприимчивы, поэтому сцены насилия, жестокости, увиденные ими по телевизору, могут стать причиной нервных срывов и даже психических заболеваний. Вот почему взрослые члены семьи, а также учитель в  школе  должны еженедельно изучать программу телепередач, выбирая те, которые не повредят ребенку.

Сложно приобщить малыша к выполнению режима дня, но часто  истоки детской неорганизованности лежат в укладе семьи. Поэтому прежде всего родителям нужно постараться самим стать более собранными и организованными, а уже потом требовать этого от своих детей.

Помочь младшим школьникам в соблюдении режима дня  также  может игра, в процессе которой  любые навыки приобретаются легче. Кроме того, на протяжении первых 2-3 месяцев родителям необходимо выполнять основные режимные моменты вместе с ребенком. Не следует наказывать детей за забывчивость, а наоборот, хвалить их за каждую попытку придерживаться режима дня. Эффективен в таких случаях «прием руководителя», когда ребенок напоминает родителям о выполнении основных элементов режима дня. И педагогам и родителям необходимо помнить, что ситуация успеха порождает психологические условия принятия деятельности, стимулирует желание неоднократно пережить чувство удовлетворения собственными делами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Всестороннее развитие человека, прежде всего, необходимо ему  самому. Ведь, чем больше человек  будет знать и уметь, тем легче  ему претворять в реальность свои жизненные планы, а, следовательно, интереснее жить. В то же время очень многие планы человека зависят от его здоровья, физической подготовленности. Недаром в древности утверждали, что в здоровом теле - здоровый дух. Этим и объясняется то, что физическое развитие, физическое воспитание являются неотъемлемой частью всестороннего развития личности. Вот почему так важно начинать процесс обучения здоровому образу жизни с раннего школьного возраста.

Особенно большое значение приобретает физическая культура сейчас, когда бурное наступление техники на природу, изменения, вносимые научно-техническим прогрессом в жизнь человека, и характер его труда оказывают значительное негативное влияние на физическое состояние людей. Кроме возникновения всевозможных экологических проблем это проявляется в увеличении нагрузки на мозг и интеллектуальные силы человека, которому приходится усваивать постоянно возрастающий объём информации. В связи с этим наблюдается заметное снижение двигательной активности, том числе и у школьников. Возникает так называемая гиподинамия, характеризующаяся нарушением функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения). В связи с этим необходимо не просто увеличивать число физкультурной нагрузки, но и обучать детей в целом здоровому образу жизни. Ведь  крепкое здоровье как мы знаем, способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Исследования психологов показали, что основной причиной неуспеваемости в общеобразовательных школах у 80% учащихся является слабое здоровье или физические недостатки. От общего состояния здоровья и физических сил во многом зависит память, внимательность, усидчивость.

Информация о работе Проблемы обучения младших школьнико здоровому образу жизни в научной литературе