Автор работы: y************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:27, реферат
Сегодня подростки не могут преодолеть даже самые элементарные проблемы, возникающие дома или в школе, а ведь они всегда были и будут возникать у ребят. Новое поколение, вступившее в эту жизнь и не зная никакой другой, в ситуации стремительных преобразований не может найти правильного, адекватного решения своих проблем. Взрослые, безусловно, должны помогать молодым успевать реагировать на изменения внешнего мира. Однако проблема усугубляется тем, что взрослые сами еще не успели приспособиться ко всем новым веяниям современности.
Раньше в детях было принято воспитывать тягу к коллективизму, к общественным делам и проблемам. Сегодня же на первый план вышел индивидуализм и, как следствие, эгоизм. Для воспитания полноценной личности нужна та самая «золотая середина», но найти ее бывает очень трудно.
Проблемы и трудности современного процесса воспитания
Номер 7 2007 Г.П. Синицына доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «ОмГПУ» к.п.н. Круглый стол
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
если на 10 лет вперёд - сажай лес,
если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
Воспитание никогда
не было простым делом, и в каждый
исторический период возникали соответствующие
ему проблемы и трудности. Они
связаны не только с особенностями
историко-культурной ситуации, но и
с объективными трудностями самого
процесса воспитания, о чём свидетельствуют
размышления многих выдающихся педагогов,
раскрывающих важность и необходимость
воспитания в становлении человека.
Современная ситуация обострила
целый ряд проблем и усилила
трудности воспитания как педагогического
процесса. Это связано, прежде всего,
с состоянием общества, которое зависит
от качества позитивных, принимаемых
большинством основополагающих идей,
составляющих его идеологию. Место
идеи, способной объединить общество
и выстроить ориентиры
Реалии современной
жизни таковы, что с каждым годом
происходит рост детской преступности,
проституции, наркомании, беспризорности
(в мире-10млн беспризорных детей,
каждый 10-ый в России). Чеченские
события породили относительно новое
для последних десятилетий
Социологи отмечают,
что за последние годы произошли
серьёзные изменения в
Мераб Мамардашвили
вслед за многими другими философами говорит
об антропологическом кризисе, который
заключается, по его мнению, в том, что
немногие люди могут противостоять бездуховности.
Остальные находятся в плену всевозможных
страстей.
В эпоху перемен,
смены ценностных ориентиров и идеалов
педагоги испытывают трудности в
организации воспитательной работы
с детьми, так как привычные
схемы воспитания «не работают».
В результате наблюдаются процессы отчуждения
школы от проблем ребёнка, усиливающие
социальное одиночество ребёнка.
Однозначного ответа
на вопрос: как воспитывать детей-
дать невозможно, уж слишком много факторов
и жизненных обстоятельств влияют на выбор
единственно правильного решения, которое
предопределит дальнейшее успешное развитие
личности подрастающего человека. Но,
выстраивая стратегию современного воспитания,
нельзя не учитывать ряд внешних и внутренних
факторов.
1.Нельзя не учитывать
представления мирового
В отчётё ЮНЕСКО «Образование:
сокрытое сокровище» даётся новое понимание
качества образования. Новое качество
образования базируется на четырёх
основаниях:
Учиться знать –
подразумевает ежедневное конструирование
обучающимися собственного знания…
Учиться делать –
подразумевает практическое применение
полученного знания;
Учиться жить - акцентирует
внимание на умении жить вне любой
дискриминации с целью
Учиться быть - фокусируется
на развитии потенциала каждого человека.
Основным воспитательным
результатом школьного
2.При поиске путей
решения проблемы воспитания
следует принимать во внимание
социокультурную ситуацию в стране, которая
предъявляет новые требования к личности:
быть мобильным, уметь самостоятельно
принимать решения в ситуациях выбора,
обладать чувством ответственности за
судьбу страны, за её процветание, уметь
не только жить в гражданском обществе,
но и создавать его.
3.Следует учитывать
то, что изменились сами дети,
молодые люди, а также и взрослые,
с которыми они живут. С одной
стороны, наши дети стали
4.Проблемы, затрудняющие
воспитание, существуют и в самой
системе школьного и
5. Наконец, нельзя
не учитывать новые жизненные
реалии, такие, как свободный доступ
в Интернет, поездки за рубеж,
обучение в разных типах школ,
пропаганда своих взглядов
6.Нужно учитывать
и то, что активно идёт процесс
модернизации российского
Несомненно, поиск
новых способов решения проблем
воспитания в современном обществе
следует осуществлять в контексте
происходящих изменений, с учётом жизненных
реалий, тенденций общественного
и социокультурного развития, особенностей
современных детей и молодёжи.
Очевидным является
то, что необходимо серьёзное обновление
имеющегося научного знания о воспитании,
которое должно носить практикориентированный
характер и научно обоснованные рекомендации
по решению современных проблем воспитания.
Реальные воспитательные процессы нуждаются
в научном сопровождении, формы которого
могут быть самыми разнообразными (лаборатории,
исследовательские центры, научное сообщество,
опытно-экспериментальная работа и др.),
к сожалению, оно не является достаточным
в нашем регионе.
Как результат научного
сопровождения, недостаточность региональных
аналитических материалов о реальных
личностных и жизненных проблемах
подростка и юноши, их настроениях,
помыслах, жизненных устремлениях,
которая также затрудняет адекватную
организацию воспитательного
Ориентация на оценивание
воспитательных результатов по количеству
мероприятий и участию в них
образовательных учреждений уводит
педагогов – воспитателей в организационную
деятельность, а не в отработку
технологий индивидуального сопровождения
развития ребёнка, подростка, юноши.
Нуждается в обновлении
и система повышения
Приоритетный Национальный
Проект «Образование» поддерживает
сегодня развитие института классных
руководителей, что в определённой
степени затрудняет поиск новых
подходов к воспитательной деятельности
в классе. В частности, в воспитательной
практике не отрабатываются модели классного
воспитателя, тьюторства и др. А ведь почти
80% опрашиваемых учителей видят себя только
учителями–предметниками, являясь при
этом классными руководителями. Настало
время серьёзно изучать и адаптировать
зарубежный опыт индивидуальной работы
с детьми.
Мы не можем сегодня
существенно повлиять на воспитательную
функцию семьи, так как наблюдаются
процессы отчуждения родителей от школы.
Современных родителей меньше волнует
уровень воспитанности детей, и
они часто пренебрегают решен6ием
воспитательных проблем в семье,
хотя одной из ведущих функций
семьи всегда считалась воспитательная
функция. Воспитательный потенциал
семьи неисчерпаем, если искать точки
соприкосновения не столько в
знаниях и успеваемости ребёнка,
сколько во взаимном утверждении
приоритетных для семьи ценностей
(здоровье, безопасность, психологический
комфорт ребёнка, его социальная
защита).
Воспитательная ценность
учреждений дополнительного образования
в том, что они создают условия
для эмоционально привлекательной
деятельности детей, удовлетворяют
потребности в новизне
Время требует выявления
новых возможностей школьного воспитания:
создание воспитательно-образовательной
среды на основе соблюдения и защиты
прав ребёнка, диалоговый характер взаимодействия,
помощь ребёнку в решении его
личностных проблем, организация жизнедеятельности
на принципах взаимопонимания, поддержки
и др.
Таким образом, говоря о решении проблемы воспитания как крайне трудном и деликатном деле, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к решению тех многих непростых проблем, который решает, как может и как понимает младший школьник, подросток, юноша.