Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 06:49, реферат
В узком смысле слова самостоятельная работа - самостоятельное выполнение обучаемым определенных заданий, которое осуществляется как в школьное, так и во внешкольное время в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой или фронтальной. Самостоятельная работа является одним из важнейших элементов познавательной деятельности учащихся; стимулирует работоспособность, повышает прочность знаний.
Проектная технология
обучения
ВВЕДЕНИЕ.
В связи с
социально-экономическими изменениями
в мире в современном обществе
возникла потребность в активных,
деятельных людях, которые могли
бы быстро приспосабливаться к меняющимся
трудовым условиям, выполнять работу с
оптимальными энергозатратами, способных
к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Среди наиболее
важных качеств современного человека
выделяются активная мыслительная деятельность,
критичность мышления, поиск нового,
желание и умение приобретать знания
самостоятельно. Тем самым на образование
возлагается функция, которая бы способствовала
развитию самостоятельности и ответственности
личности, была бы ориентированна на ее
саморазвитие, самообразование, самореализацию.
Следовательно,
как справедливо замечают педагоги,
необходима смена существующей дидактической
парадигмы, ориентированной на традиционное
репродуктивное обучение, за счет изменения
форм и методов обучения, его индивидуализации,
увеличения комплекса новейших технических
средств, широкого применения новых технологий
обучения. Причем акцент ставится на более
активные виды самостоятельной индивидуальной
работы.
Самостоятельная
работа выделяется как непременный
элемент образовательного процесса
многими современными образовательными
технологиями (знаково-контекстное, активное,
проблемное обучение и др.), поскольку
самостоятельная учебная деятельность
позволяет ликвидировать пробелы в восприятии
учебной информации на школьных занятиях;
самостоятельная работа раскрывает способности
обучаемых, содействует учебной мотивации;
самостоятельность в действиях позволяет
перейти от уровня "репродукции"
к уровню "умений" и "творчества"
как критериев знаний.
Самостоятельная
работа способствует развитию навыков
и умений, относящихся к организации
собственной работы. Это планирование
своей деятельности, реалистическое восприятие
своих возможностей, умение работать с
информацией, что особенно важно в связи
с интенсивным ростом объема научно-технической
информации и быстрым обновлением знаний.
В узком смысле
слова самостоятельная работа - самостоятельное
выполнение обучаемым определенных заданий,
которое осуществляется как в школьное,
так и во внешкольное время в различных
формах: письменной, устной, индивидуальной,
групповой или фронтальной. Самостоятельная
работа является одним из важнейших элементов
познавательной деятельности учащихся;
стимулирует работоспособность, повышает
прочность знаний.
В более широком
смысле слова самостоятельная работа
- универсальный способ образовательной
деятельности обучающегося, который связан
не столько с усвоением суммы знаний, сколько
с расширением границ восприятия и осмысления
человеком мира и самого себя.
Главными условиями
правильной организации самостоятельной
работы учащегося можно назвать
следующие:
- обязательное
планирование самостоятельных занятий;
- серьезная работа
над учебным материалом;
- систематичность
самих занятий;
- самоконтроль.
Не менее значимым
является создание педагогических условий,
при соблюдении которых самостоятельная
работа может быть более плодотворной
и эффективной:
1) наличие у
учащегося положительной
2) четкая постановка
познавательных задач и
3) определение
преподавателем форм
4) определение видов
консультационной помощи и критерия оценок;
5) осознание
учащимся полученного нового
знания как личностной
Самостоятельная
работа всегда является эффективным
видом учебной деятельности при
условии умелого руководства
со стороны преподавателя. Становление
творческой личности обучаемого осуществляется
в тесном контакте с творческой деятельностью
педагога. В связи с этим очень важно сформировать
у учащихся творческий подход к изучаемому
предмету, стимулировать творческое отношение
к овладению знаниями и систематически
пополнять эти знания через самостоятельную
работу.
Задача педагога
- дать нужное направление творческому
мышлению учащегося, стимулировать
творческий поиск, создавая соответствующие
ситуации и условия, дать толчок к
систематическому исследованию, анализу,
поиску новых, своих собственных путей
решения той или иной проблемы. Правильно
сформулированные цели и задачи способствуют
развитию творческого мышления.
В этой связи
все большее внимание привлекает
метод проектов.
ИЗ ИСТОРИИ
ПРОЕКТНОГО МЕТОДА.
Метод проектов
не является принципиально новым
в мировой педагогике. Метод проектов
возник еще в начале прошлого столетия
в США. Его называли также методом
проблем, и связывался он с идеями
гуманистического направления в
философии и образовании, разработанными
американским философом и педагогом Дж.
Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал
строить обучение на активной основе,
через целесообразную деятельность
ученика, сообразуясь с его личным
интересом именно в этом знании.
Вот тут-то и важна проблема, взятая из
реальной жизни, знакомая и значимая для
ребенка, для решения которой ему необходимо
приложить полученные знания. Учитель
может подсказать новые источники информации,
а может просто направить мысль учеников
в нужном направлении для самостоятельного
поиска, стимулировать интерес детей к
определенным проблемам, предполагающим
владение определенной суммой знаний
и через проектную деятельность, предусматривающую
решение одной или целого ряда проблем,
показать практическое применение полученных
знаний. Другими словами, от теории к практике,
соединение академических знаний с прагматическими
с соблюдением соответствующего баланса
на каждом этапе обучения.
Чтобы ученик воспринимал
знания как действительно нужные,
ему необходимо поставить перед собой
и решить значимую для него проблему. Внешний
результат можно увидеть, осмыслить, применить
на практике. Внутренний результат: опыт
деятельности, соединить в себе знания
и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов
привлек внимание и русских педагогов.
Идеи проектного обучения возникли в России
практически параллельно с разработками
американских педагогов. Под руководством
русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году
была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшаяся активно использовать проектные
методы в практике преподавания. Позднее,
уже при советской власти эти идеи стали
довольно широко внедряться в школу, но
недостаточно продуманно и последовательно.
После революции 1917 года у молодого советского
государства хватало других проблем: экспроприация,
индустриализация, коллективизация...
В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод
проектов был осужден, а его использование
в школе - запрещено.
Описание метода
и причину запрещения можно найти
в романе В.Катаева «Два капитана»:
«Старенькая преподавательница
Серафима Петровна приходила в школу
с дорожным мешком за плечами, учила
нас... Право, мне даже трудно объяснить,
чему она нас учила. Помнится, мы
проходили утку. Это были сразу
три урока: география, естествознание
и русский... Кажется, это называлось тогда
комплексным методом. В общем, все выходило
«мимоходом». Очень может быть, что Серафима
Петровна что-нибудь перепутала в этом
методе... ...по мнению Наробраза, наш детский
дом был чем-то вроде питомника юных дарований.
Наробраз полагал, что мы отличаемся дарованиями
в области музыки, живописи и литературы.
Поэтому после уроков мы могли делать
что угодно. Считалось, что мы свободно
развиваем свои дарования. И мы их действительно
развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать
пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто
толкался на Сухаревке, присматривая,
что плохо лежит... ...Но так как на уроки
можно было не ходить, то весь школьный
день состоял из одной большой перемены...
...Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии
известные и уважаемые люди. Я сам обязан
ей очень многим. Но тогда, в двадцатом
году, что это была за каша!»
Если цитата
из художественного произведения кажется
недостаточно «педагогической», обратимся
к книге проф. Е.Г. Сатарова «Метод
проектов в трудовой школе»:
«Возьмем для
примера опыт построения комплекса
«Пути сообщения». Обычно в этом
случае рекомендуются «практические»
работы, не имеющие практической целевой
установки: изготовление из картона
или глины паровоза, составление
диаграмм, зарисовывание дороги, экскурсии
и измерения, рассказы о крушении поездов
и гибели пароходов, опыт с паром и т. д.
Применяя же проектный метод, мы должны
будем весь учебный материал и все формы
его проработки подчинить основной проблеме
- проекту улучшения дорог в нашем районе.
К осуществлению этого проекта привлекаются
родители. В классе вырабатывается план
работ, составляется смета на улучшение
окрестных дорог, в мастерских ручного
труда изготавливаются необходимые инструменты,
близ школы закладываются цементные стоки
для воды и так далее. И уже в рамках осуществления
этого проекта дети знакомятся с различными
фактами из области географии, экономики,
транспортного дела, физики (паровая машина,
электричество, законы плавания тел и
др.), социологии (рабочие, их объединения,
борьба с капиталом), истории культуры
(эволюция путей сообщения), литературы
(«Шоссе и проселок» Некрасова, «Железная
дорога» его же, «Стрелочник» Серафимовича,
«Сигнал» Гаршина, морские рассказы Станюковича
и т.д.). Основная разница в том, что при
методе проектов комплексную тему намечают
и прорабатывают ученики, а не педагог...
Проектный метод может воспитать деятельных,
энергичных, предприимчивых граждан, умеющих
жертвовать личными интересами во имя
общественного блага, а, следовательно,
и необходимых при постройке новых начал
коммунистического общества».
Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:
не было учителей, способных работать с проектами;
не было разработанной методики проектной деятельности;
чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
«метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
отменили оценки
и аттестаты, а индивидуальные зачеты,
существовавшие прежде, заменили коллективными
зачетами по каждому из выполненных
заданий.
В СССР метод
проектов возрождать в школе не торопились,
а в англоговорящих странах - США,
Канаде, Великобритании, Австралии, Новой
Зеландии - применяли активно и
весьма успешно. В Европе он прижился
в школах Бельгии, Германии, Италии,
Нидерландов, Финляндии и многих других
стран. Разумеется, со временем произошли
изменения; сам метод не стоял на месте,
идея обросла технологической поддержкой,
появились подробные педагогические разработки,
позволяющие перевести метод проектов
из категории педагогических «произведений
искусства» в категорию «практических
приемов». Родившись из идеи свободного
воспитания, метод проектов постепенно
«самодисциплинировался» и успешно интегрировался
в структуру образовательных методов.
Но суть его остается прежней - стимулировать
интерес учеников к знанию и научить практически
применять эти знания для решения конкретных
проблем вне стен школы.
МЕТОД УЧЕБНЫХ
ПРОЕКТОВ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
XXI ВЕКА.
Все, что я
познаю, я знаю, для чего это мне
надо и где и как я могу эти
знания применить, - вот основной тезис
современного понимания метода проектов,
который и привлекает многие образовательные
системы, стремящиеся найти разумный баланс
между академическими знаниями и прагматическими
умениями.
В основе метода
проектов лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться
в информационном пространстве, развитие
критического мышления.
Метод проектов
всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся выполняют
в течение определенного отрезка времени.
Этот подход органично сочетается с групповым
(cooperative learning) подходом к обучению. Метод
проектов всегда предполагает решение
какой-то проблемы, предусматривающей,
с одной стороны, использование разнообразных
методов, средств обучения, а с другой
- интегрирование знаний, умений из различных
областей науки, техники, технологии, творческих
областей. Результаты выполненных проектов
должны быть «осязаемыми», т.е., если это
теоретическая проблема, то конкретное
ее решение, если практическая - конкретный
результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться
методом проектов - показатель высокой
квалификации преподавателя, его прогрессивной
методики обучения и развития. Недаром
эти технологии относят к технологиям
XXI века, предусматривающим прежде всего
умение адаптироваться к стремительно
изменяющимся условиям жизни человека
постиндустриального общества.
КЛАССИФИКАЦИЯ
УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (по Коллингсу).
Еще один разработчик
метода проектов, американский профессор
Коллингс предложил первую в мире
классификацию учебных
Проекты игр - различные
игры, народные танцы, драматические
постановки и т.п. Цель - участие детей
в групповой деятельности.
Экскурсионные
проекты - целесообразное изучение проблем,
связанных с окружающей природой
и общественной жизнью.
Повествовательные
проекты, цель которых - получить удовольствие
от рассказа в самой разнообразной
форме - устной, письменной, вокальной
(песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные
проекты - создание конкретного, полезного
продукта: изготовление кроличьей ловушки,
строительство сцены для