Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:24, практическая работа
Цель исследования: выявить профессиональную подготовленность педагога и динамику её изменения.
Задачи:
- выявить профессиональные знания, умения и навыки;
- определить процесс развития профессиональной компетентности;
- определить характер взаимодействия между воспитателями и детьми.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ.
Развитие
современного общества предъявляет
новые требования к дошкольным
образовательным учреждениям, к
организации в них
Образовательно-
В новой редакции Закона РК об образовании, в Государственной программе развития образования РК до 2010 года подчёркивается, что образование, как важное средство общественного развития, актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности педагогов, выделяя их способность к самоорганизации, к самоуправ-лению, самопознанию и саморазвитию.
В условиях
поступательно-динамичного
Сопоставительный анализ
Профессиональная компетентность педагога системы дошкольного образования предполагает следующие характеристики её компонентов: когнитивный компонент включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук, деятельностный компонент – профессиональные умения и опыт; профессионально-личностный компонент – личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога.
Ныне одна из самых острых проблем – проблема профессиональной компетентности педагога. Исследованием этой проблемы занялась наша группа.
Для
эффективного обоснования
- «Профессиональная
компетентность педагога. Диагностика
и мониторинг» Белошниченко Е.
-
«Оценка компетентности
- «Организация дифференцированной работы с педагогическими кадрами в детском саду» Козлова Е.А.
-
«Профилактика
В ходе исследования было опрошено 32 педагога.
Цель исследования: выявить профессиональную подготовленность педагога и динамику её изменения.
Задачи:
- выявить профессиональные знания, умения и навыки;
- определить
процесс развития
- определить характер взаимодействия между воспитателями и детьми.
В исследовании задействованы группы методов, направленные на:
1. Изучение
профессиональных качеств
2. Выявление
характера взаимодействия в
Использованы:
- тесты на определение уровня профессиональной компетентности педагогов в ДОУ.
Анализ результатов осуществлялся по следующим критериям:
- уровень
психолого-педагогических
- сформированность
дидактических умений и
- творческая активность;
Результаты оценки уровня развития профессиональной компетентности педколлектива, мы определили в процентах:
9% имеют критический уровень развития.
Педагоги этого уровня не всегда осознанно применяют полученные знания на практике, работа осуществляется по ранее полученному образцу. Они испытывают трудности в освоении современных педагогических технологий. Им сложно выстраивать содержание образования с учётом индивидуального и дифференцированного подхода к детям. Потребность в достижении профессионального успеха слабо выражена. Формальный подход к диагностике и применению её результатов.
45% имеют допустимый уровень развития.
Педагоги этого уровня активно включаются в педагогический процесс, осознанно применяют полученные знания на практике. Всегда стремятся к созданию условий для эффективной организации педагогического процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигают оптимальных результатов. Творчески применяют методы и приёмы развивающего обучения. Стремятся к профессиональному успеху, проявляют потребность в профессиональном совершенствовании и развитии.
46% имеют оптимальный уровень развития.
Педагоги этого уровня демонстрируют прочные, глубокие, системные знания в области дошкольной педагогики, детской психологии и методик дошкольного образования.
Осознают
глубину своих
Оценка
уровня профессиональной компетентности
педагогического коллектива дошкольного
образовательного учреждения даёт возможность
определить индивидуально –
С целью позитивных изменений
в профессиональной
1.
Группа «Перспективные
педагоги» (молодые педагоги и педагоги,
имеющие длительный перерыв в педагогической
деятельности).
Характеристика профессиональной деятельности:
* Знают
достаточно много, но не умеют
свои знания применить на
* Слабо владеют дидактикой обучения дошкольников.
* В общении
с детьми скованы, не умеют
удержать внимание детей.
2.
Группа «Совершенствующиеся
педагоги».
Характеристика профессиональной деятельности:
* Проявляют способность к толерантности.
* Знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приёмы
дидактики, современные
* Желание
и способность понять ребёнка,
почувствовать, когда ему
он нуждается в помощи.
* Противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний по различным
методикам дошкольного
оценивать учебный материал, пособия, средства обучения, и творчески их использовать
3.
Группа «Мастера
своего дела».
Характеристика профессиональной деятельности:
* Высокий уровень знаний дидактики, современных способов передачи информации.
* Умение устанавливать
и развивать педагогически
никами педагогического процесса.
* Постоянное обновление знаний в области отдельных методик и педагогических техно-
логий
через самообразование, чтение
научно-методической
* Знание и
понимание основных узловых
воспитания.
* Устойчивая мотивация к активному участию в процессе профессионального общения.
* Активная творческая
профессиональная позиция.
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что наблюдается динамика смены количественного состава групп профессионального взаимодействия педагогов.
Положительная динамика качественных изменений профессиональных компетентностей педагогов происходит благодаря тому, что в работе с педагогическими кадрами используются интересные формы и методы работы, стимулирующие саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию личности педагогов, требующие от них внимания к инновационным технологиям, направленные на формирование у воспитателей и специалистов готовности к участию в коллективной и преобразующей практической профессиональной деятельности.
Радует, что в
нашем детском саду ушли в прошлое
сухие консультации, наполненные
общими теоретическими фразами. Наши воспитатели
уже освоили педагогические диспуты,
ярмарки педагогических идей, деловые
игры, мастер – классы, тренинги и другие
формы работы.
Рекомендации:
Для активизации воспитателей, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышения компетенции педагогов рекомендуем включить в работу интерактивные методики обучения взрослых.
Информация о работе Профессиональная компетентность педагогов