Профессиональная компетентность педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:24, практическая работа

Описание

Цель исследования: выявить профессиональную подготовленность педагога и динамику её изменения.
Задачи:
- выявить профессиональные знания, умения и навыки;
- определить процесс развития профессиональной компетентности;
- определить характер взаимодействия между воспитателями и детьми.

Работа состоит из  1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ. 

Развитие  современного общества предъявляет  новые требования к дошкольным  образовательным учреждениям, к  организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парцианальных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Время, в которое мы живём, требует глубоких, разносторонних и прочных знаний, высоких темпов их обновления, непрерывности освоения. С учётом требований сегодняшнего дня главными задачами стали: обеспечение более высокого уровня организации учебного процесса, активизации учебной деятельности детей.

 Образовательно-воспитательный  процесс будет эффективным только  в том случае, если воспитатель  и ребёнок, как участники образовательного процесса, проявляют высокую активность, при этом педагог использует информационные и образовательные технологии, образовательный мониторинг. Очевидно, грамотные, профессионально выверенные действия всех, кто работает в педагогической системе по реализации задач развития системы образования, возможны при осмыслении необходимости и актуаль-ности перемен в образовательной системе.

 В  новой редакции Закона РК об  образовании, в Государственной программе развития образования РК до 2010 года подчёркивается, что образование, как важное средство общественного развития, актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности педагогов, выделяя их способность к самоорганизации, к самоуправ-лению, самопознанию и саморазвитию.

В условиях поступательно-динамичного развития общества востребованными становятся новые подходы к организации  образовательного процесса. Один из них  – компетен-тностный.

    Сопоставительный анализ научных  работ позволил выделить две  точки зрения на это понятие: с одной стороны, круг полномочий, определяющих ответственность должност-ного лица за решение практических задач, с другой – знание, опыт, умение должностного лица, т.е. способность реализации этого круга полномочий.

    Профессиональная компетентность педагога системы дошкольного образования предполагает следующие характеристики её компонентов: когнитивный компонент включает профессиональные знания в области психолого-педагогических и методических наук, деятельностный компонент – профессиональные умения и опыт; профессионально-личностный компонент – личностные качества и профессиональные ценностные ориентации педагога.

    Ныне одна из самых острых проблем – проблема профессиональной компетентности педагога. Исследованием этой проблемы занялась  наша группа.

  Для  эффективного обоснования исследования  мы изучили литературу:

- «Профессиональная  компетентность педагога. Диагностика  и мониторинг» Белошниченко Е.В., Мишутина Е.И., Сыздыкова А.Н.;

-    «Оценка компетентности педагога»  Атмахова Л.;

- «Организация дифференцированной работы с педагогическими кадрами в детском саду» Козлова Е.А.

-    «Профилактика профессиональной  стагнации педагогов ДОУ» Емельянова  М.Н.

В ходе исследования было опрошено 32 педагога.

     Цель исследования: выявить  профессиональную подготовленность педагога и динамику её изменения.

  Задачи:

- выявить  профессиональные знания, умения и навыки;

- определить  процесс развития профессиональной компетентности;

- определить  характер взаимодействия между  воспитателями и детьми.

    В исследовании  задействованы  группы методов, направленные  на:

1. Изучение  профессиональных качеств педагогов.

2. Выявление  характера взаимодействия в процессе  педагогической деятельности.

    Использованы:

- тесты  на определение уровня профессиональной компетентности педагогов в ДОУ.

      

  Анализ результатов осуществлялся по следующим критериям:

- уровень  психолого-педагогических знаний  воспитателей;

- сформированность  дидактических умений и навыков  (организационные, информа-ционные, коммуникативные);

 - творческая активность;

   Результаты оценки уровня развития профессиональной компетентности педколлектива, мы определили в процентах:

9% имеют критический  уровень развития.

Педагоги  этого уровня не всегда осознанно  применяют полученные знания на практике, работа осуществляется по ранее полученному образцу. Они испытывают трудности в освоении современных педагогических технологий. Им сложно выстраивать содержание образования с учётом индивидуального и дифференцированного подхода к детям. Потребность в достижении профессионального успеха слабо выражена. Формальный подход к диагностике и применению её результатов.

45% имеют допустимый уровень развития.

Педагоги  этого уровня активно включаются в педагогический процесс, осознанно применяют полученные знания на практике. Всегда стремятся к созданию условий для эффективной организации педагогического процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигают оптимальных результатов. Творчески применяют методы и приёмы развивающего обучения. Стремятся к профессиональному успеху, проявляют потребность в профессиональном совершенствовании и развитии.

46% имеют оптимальный уровень развития.

Педагоги  этого уровня демонстрируют прочные, глубокие, системные знания в области дошкольной педагогики, детской психологии и методик дошкольного образования.

 Осознают  глубину своих профессиональных  знаний и уверенно используют  их в педагогическом процессе. Демонстрируют творческий подход, инновационность, целенаправленность и обоснованность действий в организации пед.процесса. Умело используют разнообразные средства и способы для достижения оптимальных результатов педагогической деятельности. Проявляют потребность в профессиональном самосовершенствовании, активность в саморазвитии и достижении профессионального успеха.

       

 
 
 

Оценка  уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива дошкольного  образовательного учреждения даёт возможность  определить индивидуально – дифференцированные маршруты профессионального развития для каждого специалиста. 

   С целью позитивных изменений  в профессиональной деятельности  педагогов, в прошлом году весь  педагогический коллектив был  разделён на 3 группы профессиональ-ного  взаимодействия, в соответствии с причинами профессиональных затруднений. 

1. Группа «Перспективные  педагоги» (молодые педагоги и педагоги, имеющие длительный перерыв в педагогической деятельности). 

Характеристика  профессиональной деятельности:

* Знают  достаточно много, но не умеют  свои знания применить на практике.

* Слабо  владеют дидактикой обучения  дошкольников.

* В общении  с детьми скованы, не умеют  удержать внимание детей. 

2. Группа «Совершенствующиеся  педагоги». 

Характеристика  профессиональной деятельности:

* Проявляют  способность к толерантности.

* Знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приёмы 

    дидактики, современные способы  передачи информации.

* Желание  и способность понять ребёнка,  почувствовать, когда ему трудно, когда

   он нуждается в помощи.

* Противоречие  между устойчивой мотивацией к обновлению знаний по различным

   методикам дошкольного воспитания  и неумением анализировать и  критически 

   оценивать учебный материал, пособия,  средства обучения, и творчески  их использовать

   

3. Группа «Мастера  своего дела». 

Характеристика профессиональной деятельности:

* Высокий уровень  знаний дидактики, современных  способов передачи информации.

* Умение устанавливать  и развивать педагогически целесообразные  отношения с участ-

   никами  педагогического процесса.

* Постоянное  обновление знаний в области отдельных методик и педагогических техно-

   логий  через самообразование, чтение  научно-методической литературы  и периодики.

* Знание и  понимание основных узловых проблем  и открытий в области дошкольного

    воспитания.

* Устойчивая мотивация к активному участию в процессе профессионального общения.

* Активная творческая  профессиональная позиция. 

Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что наблюдается динамика смены количественного состава групп профессионального взаимодействия педагогов.

    

Положительная динамика качественных изменений профессиональных компетентностей педагогов происходит благодаря тому, что в работе с педагогическими кадрами используются интересные формы и методы работы, стимулирующие саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию личности педагогов, требующие от них внимания к инновационным технологиям, направленные на формирование у воспитателей и специалистов готовности к участию в коллективной и преобразующей практической профессиональной деятельности.

Радует, что в  нашем детском саду ушли в прошлое  сухие консультации, наполненные  общими теоретическими фразами. Наши воспитатели  уже освоили педагогические диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер – классы, тренинги и другие формы работы.  

Рекомендации:

Для активизации воспитателей, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышения компетенции педагогов рекомендуем включить в работу интерактивные методики обучения взрослых.

Информация о работе Профессиональная компетентность педагогов