Профессиональная личность педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:23, реферат

Описание

Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив

Содержание

1. Профессиональная личность педагога
2. Становление и развитие
3. Источники

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 22.51 Кб (Скачать документ)

План

1. Профессиональная  личность педагога

2. Становление и  развитие

3. Источники

Ведение

Можно с полным правом сказать, что потому, каким учителем довольствуется данная общественность, можно судить о её культурном уровне и жизнеспособности.(М.М.Рубинштейн)

Современный учитель  должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными  способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для  учащихся, быть творческим, способным  организовать детский коллектив. Список личностных свойств учителя весьма значителен среди них такие как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. Все эти способности и качества в совокупности и составляют собой  уникальную, своеобразную личность учителя. Гармония в структуре личности учителя  достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счёт максимального  развития тех способностей, которые  создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл  всей жизни и деятельности педагога.

Реализация современной  политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью  содержания образования, высоким уровнем  методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я».

Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей  и их родителей, так как хорошее  образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический  профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.

Педагогическое  мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших  критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается  результативность работы учителя, проявляющаяся  в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах  тех учеников, которых принято  считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

Личность  педагога в традиционной системе обучения:

Более всего при  подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов  изложения нового материала и  сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение  учащимся информации, определенной рамками  программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи  с этим в учебном процессе возникает  много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый  ответ ученика с его собственной  оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым  знанием, он пытается включить ученика  в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется  несоответствие установок учителя  и ученика, установки учителя  ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.

Для того чтобы перевести  информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать  достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать  и оценить ее результативность. Последние  достигают того, что школьники  выучивают новый материал, но при  этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Силы учителя уходят на преодоление нежелания  детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Еще Д.И. Менделеев  предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально  возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый  дровами, не горит, а дымит.

2. Становление и развитие педагога

Первый  уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное  высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).

В государственных  стандартах выделен обязательный минимум  содержания высшего педагогического  образования, который состоит из общекультурного, психолого- педагогического  и предметного взаимосвязанных  блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения  учителя, расширить его общее  образование. Психолого- педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного  научного знания как составной части  общечеловеческой культуры, как средства развития личности учащихся и общения  с ними.

Существует различное  понимание роли учителя: одни видят  в нем простого преподавателя  конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего  становлению личности ученика. Самообразование в широком 
смысле слова 
- это совершенствование своих знаний и умений в различных областях действительности, а в узком - совершенствование специальных знаний и умений в конкретной сфере деятельности. Содержание самообразования должно соответствовать профессиональному уровню педагога, его интересам и склонностям.Главным условием педагогического самообразования является самоконтроль. Приступая к педагогическому самообразованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.

Профессионализм учителя  включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися  имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в  освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь  им следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.

После этого ему  предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально  значимыми, и обозначить свой уровень  развития как: достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В  совокупности эти данные помогут  педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и  слабые стороны и наметить пути самосовершенствования  и самообразования, наиболее важными  формами которого являются: работа с книгой, практические семинары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская  работа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.

Самовоспитание начинается с момента появления плана - программы  изменения своей личности. В процессе профессионального самовоспитания педагога могут быть использованы различные  приемы, среди них выделяются три  группы:

· Самоинформирование

· Самопобуждение

· Самоорганизация

Самоинформирование основывается на самопознании, так как без точного знания и оценки своей личности человек не может определить направление работы над собой. Самопознание основывается на умении критически оценивать мнение окружающих: администрации школы, коллег, школьного психолога, учеников и их родителей.

Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.

Выявляя способности  учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова  и Н. И. Калиниченко установили, что  больше всего педагоги ценят уверенность  в своих силах и интерес  к работе. Среди препятствующих факторов чаще всего называют дефицит времени, состояние здоровья и ограниченные материальные средства [1, с. 65]. В процессе профессионального саморазвития учителю  нередко приходится преодолевать внешние  и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития.

Важным  профессиональным качеством  учителя является уверенность в  себе. Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале - обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее - определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.

Сейчас много говорят  об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном подходе к  учителю. Часто его рассматривают  как набор добродетелей, "имеются  они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой" [5, с. 214]. Но ведь всякий учитель - личность со своими достоинствами  и недостатками, поэтому важно  знать: в чем сила и слабость каждого  из них.

Важным показателем  уровня профессионализма учителя является развитость его творческих качеств, творческой индивидуальности, умение быть не просто исполнителем, а субъектом  деятельности. Исследования признаков, общих для педагогов, проявляющих  качества творческой индивидуальности, показывают, что их объединяет интерес  к людям, им нравится наблюдать других, замечать уникальные способности, им свойственна  широта увлечений. Они проявляют  искренний интерес к педагогической деятельности, строят свою работу, основываясь  на особенностях детей, а не только на требованиях программы. Становление  творческой индивидуальности педагога - достаточно длительный процесс, требующий  выработки умения самостоятельно находить способы действия, влиять на поведение  детей, нести ответственность за результаты обучения и воспитания.

Итак, индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково  важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать  педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются  при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его  творческой индивидуальности протекает  стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов.

Виды  деятельности педагога;

- особенности педагогической  профессии;

Информация о работе Профессиональная личность педагога