Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:23, реферат
Современный учитель должен любить и понимать своего ученика, должен быть наблюдательным и требовательным, должен обладать коммуникативными, конструктивными способностями, должен уметь делать учебный материал доступным для учащихся, быть творческим, способным организовать детский коллектив
1. Профессиональная личность педагога
2. Становление и развитие
3. Источники
План
1. Профессиональная личность педагога
2. Становление и развитие
3. Источники
Ведение
Можно с полным правом
сказать, что потому, каким учителем
довольствуется данная общественность,
можно судить о её культурном уровне
и жизнеспособности.(М.М.
Современный учитель
должен любить и понимать своего ученика,
должен быть наблюдательным и требовательным,
должен обладать коммуникативными, конструктивными
способностями, должен уметь делать
учебный материал доступным для
учащихся, быть творческим, способным
организовать детский коллектив. Список
личностных свойств учителя весьма
значителен среди них такие как:
выдержка и самообладание, гибкость
поведения, гражданственность, гуманность,
дисциплинированность, добросовестность,
идейная убеждённость, инициативность,
искренность, порядочность, стремление
к самосовершенствованию и др.
Все эти способности и качества
в совокупности и составляют собой
уникальную, своеобразную личность учителя.
Гармония в структуре личности учителя
достигается не на основе равномерного
и пропорционального развития всех
качеств, а прежде всего за счёт максимального
развития тех способностей, которые
создают преобладающую
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.
Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я».
Учитель - профессионал - этот вопрос всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.
Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.
Одним из важнейших
критериев педагогического
Личность педагога в традиционной системе обучения:
Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.
При этом преподнесение
учащимся информации, определенной рамками
программы, практически всегда происходит
в форме монолога учителя. В связи
с этим в учебном процессе возникает
много проблем. Главными из них являются:
низкий уровень навыков общения,
невозможность получить развернутый
ответ ученика с его
Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
2. Становление и развитие педагога
Первый уровень предполагает овладение профессиональными знаниями в течение двух лет и дает право каждому студенту, успешно отучившемуся в первые два года, перейти на следующий уровень. Второй уровень также рассчитан на два года обучения и предусматривает профессиональную подготовку по одному из предметных направлений. Лицам, получившим базовое высшее педагогическое образование и сдавшим государственные экзамены, выдается диплом бакалавра. Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования на третьем уровне студенту необходимо в течение года освоить профессиональные программы, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого он получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.
Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. Основная цель данной ступени - подготовка педагога-исследователя, ориентированного на дальнейшую научно-методическую работу. Лицам, получившим полное педагогическое образование, выдается диплом магистра по конкретному направлению науки, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах).
В государственных стандартах выделен обязательный минимум содержания высшего педагогического образования, который состоит из общекультурного, психолого- педагогического и предметного взаимосвязанных блоков. Общекультурный, составляющий 25% учебного времени, призван обеспечить формирование и развитие мировоззрения учителя, расширить его общее образование. Психолого- педагогический (18% учебного времени) направлен на профессиональное образование учителя, формирование и развитие педагогических умений, развитие его творческой индивидуальности. Предметный (57% учебного времени) ориентирован на освоение содержания конкретного научного знания как составной части общечеловеческой культуры, как средства развития личности учащихся и общения с ними.
Существует различное
понимание роли учителя: одни видят
в нем простого преподавателя
конкретного учебного предмета, другие
- педагога, воспитателя и наставника
молодежи, человека, способствующего
становлению личности ученика. Самообразование
в широком
смысле слова - это совершенствование
своих знаний и умений в различных областях
действительности, а в узком - совершенствование
специальных знаний и умений в конкретной
сфере деятельности. Содержание самообразования
должно соответствовать профессиональному
уровню педагога, его интересам и склонностям.Главным
условием педагогического
самообразования является
самоконтроль. Приступая к педагогическому
самообразованию, учитель должен хорошо
изучить себя, оценить свои возможности,
организовать объективный самоконтроль
на каждом этапе деятельности.
Профессионализм учителя включает в себя и ряд личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение не только в воспитательной работе, но и в освоении учебных предметов. Следовательно, учитель-профессионал должен не только знать основы этики, но и уметь им следовать. Начинающему педагогу предлагается оценить свои личностные и профессиональные качества и сопоставить их с мнением экспертов (методиста, завуча), опираясь на следующие критерии: литературная начитанность, культура, эрудиция; уважение к личности ученика, умение наладить духовный контакт с ним; методическое мастерство; культура устной и письменной речи; эстетический вкус; артистические данные; профессионально значимые личные качества.
После этого ему предлагается определить, какие качества своей личности он считает профессионально значимыми, и обозначить свой уровень развития как: достаточный, вполне достаточный, требующий совершенствования. В совокупности эти данные помогут педагогу составить профессиональный автопортрет, понять свои сильные и слабые стороны и наметить пути самосовершенствования и самообразования, наиболее важными формами которого являются: работа с книгой, практические семинары, открытые уроки, научно- практическая исследовательская работа. Каждая из этих форм имеет свою специфику и особенности, но все они требуют от педагога творческого подхода и совместной с коллегами деятельности.
Самовоспитание начинается
с момента появления плана - программы
изменения своей личности. В процессе
профессионального
· Самоинформирование
· Самопобуждение
· Самоорганизация
Самоинформирование основываетс
Самопобуждение к самовоспитанию зависит от уровня развития личности. Основными его формами являются самоодобрение, самоободрение и самоубеждение. Благодаря самоубеждению в сознании учителя формируются образы исходного и желаемого профессионально значимого качества личности. Учителя, которые определили программу самовоспитания, но испытывают затруднения в ее осуществлении, должны опираться на такие формы самоубеждения, как самоприказ и самопринуждение.
Выявляя способности
учителей к саморазвитию, И. М. Курдюмова
и Н. И. Калиниченко установили, что
больше всего педагоги ценят уверенность
в своих силах и интерес
к работе. Среди препятствующих факторов
чаще всего называют дефицит времени,
состояние здоровья и ограниченные
материальные средства [1, с. 65]. В процессе
профессионального саморазвития учителю
нередко приходится преодолевать внешние
и внутренние барьеры, в частности,
информационный. Педагог не всегда
знает о том, чего недостает в его
деятельности для получения более высоких
результатов (знаний, умения видеть и решать
психологические проблемы, способов самоорганизации,
самоуправления). Существенным барьером
является отсутствие знаний и навыков
планирования и организации экспериментально-
Важным профессиональным качеством учителя является уверенность в себе. Как правило, студенты и начинающие учителя этим качеством в должной мере не обладают. Недостаточная уверенность в себе чаще всего проистекает из отсутствия профессионализма, низкого уровня компетентности, боязни выглядеть не так, как хотелось бы. Рассмотрим тактику развития этого качества (уверенности) у студента с повышенным самолюбием. Последовательность действий будет примерно такой: вначале - обнаружение фактора дискомфорта, фиксация в своем сознании состояния робости и скованности в процессе педагогического общения; далее - определение эмоционального отношения к нему, переживание его как неприятного.
Сейчас много говорят об индивидуальном подходе к ученику, но не об индивидуальном подходе к учителю. Часто его рассматривают как набор добродетелей, "имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой" [5, с. 214]. Но ведь всякий учитель - личность со своими достоинствами и недостатками, поэтому важно знать: в чем сила и слабость каждого из них.
Важным показателем
уровня профессионализма учителя является
развитость его творческих качеств,
творческой индивидуальности, умение
быть не просто исполнителем, а субъектом
деятельности. Исследования признаков,
общих для педагогов, проявляющих
качества творческой индивидуальности,
показывают, что их объединяет интерес
к людям, им нравится наблюдать других,
замечать уникальные способности, им свойственна
широта увлечений. Они проявляют
искренний интерес к
Итак, индивидуальность и профессионализм - две неразделимые стороны личности педагога, одинаково важные для успешной деятельности. Было бы неверным готовить и оценивать педагога только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества учителя хоть в какой-то мере формируются при подготовке в вузе и в практической деятельности, то становление его творческой индивидуальности протекает стихийно. Этот процесс еще не стал объектом внимания школ и педагогических вузов.
Виды деятельности педагога;
- особенности педагогической профессии;