Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 00:23, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профессиональной ориентации старшеклассников.
2. Изучить опыт работы учителей по организации профориентации.
5. Разработать программу профессиональной ориентации для старшеклассников.
6. Проанализировать полученные результаты.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников
1.1 История становления профориентации
1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение
Список литературы
Курсовая работа: Профессиональная ориентация старшеклассников
Название: Профессиональная
ориентация старшеклассников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание
Введение Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников 1.1 История становления профориентации 1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии 1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников Глава II. Организация опытно- 2.1 Организация исследования 2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов Заключение Список литературы
Введение Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др. Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др. Профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора. Цель курсовой работы: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников. Объект курсовой работы: профессиональная ориентация старшеклассников. Предмет курсовой работы: содержание профессиональной ориентации. Гипотеза исследования: работа по профессиональной ориентации будет эффективной, если учитель в своей работе будет использовать разнообразные формы её целенаправленной организации. Задачи курсовой работы: 1. Изучить психолого- 2. Изучить опыт работы
учителей по организации 5. Разработать программу
профессиональной ориентации 6. Проанализировать полученные результаты. Методы исследования: изучение литературы, систематизация научных знаний (теоретический анализ), изучение опыта учителей, анкетирование.
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации старшеклассников
1.1. История становления профориентации Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии [5]. История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий. В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов [25]. Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов. Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно [5]. Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих. Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей [9]. Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон. В январе 1908 года в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах. В своей работе бюро руководствовалось следующими положениями: 1. по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору; 2. профессию лучше выбирать,
чем надеяться на удачный 3. никто не должен выбирать
профессию без тщательного 4. молодежь должна ознакомиться
с большим числом профессий,
а не браться сразу же за
“удобную” или случайно 5. выбор профессии протекает
тем успешнее, чем внимательнее
профконсультант изучит В США больший акцент делался
на профотбор. Вопросам профессионального
отбора много внимания уделял директор
психологической лаборатории По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому и возникла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась [25]. Первая мировая война
(1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение
потребности в определении Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек—техника”. Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством—для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий [12]. Тем самым была подготовлена
почва для развертывания Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие - междисциплинарного научного знания. 1.2 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии Подготовка учащихся к
осознанному выбору профессии - важная
социально-педагогическая задача школы.
В Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 г. говорится
о необходимости улучшения Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей. К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ - "проб и ошибок". Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор [1]. Учащиеся выпускного класса
основной школы часто испытывают
серьезные затруднения в выборе
профиля обучения в старшей школе.
Как правило, они делают этот выбор
под действием случайных Результаты психолого- Самым важным, неотложным и
трудным делом становится для
старшеклассника выбор Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота [9]. В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда
осуществляется переход от детства
к началу взрослой жизни, соответствующей
степени ответственности, самостоятельности,
способности к активному Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. Характерное приобретение ранней
юности - формирование жизненных планов.
Жизненный план как совокупность
намерений постепенно становится жизненной
программой, когда предметом размышлений
оказывается не только конечный результат,
но и способы его достижения. Жизненный
план- это план потенциально возможных
действий. В содержании планов существует
ряд противоречий. В своих ожиданиях,
связанных с будущей При этом высокий уровень
притязаний не подкрепляется столь
же высоким уровнем При этом девушки ожидают
достижений во всех сферах жизни в
более раннем возрасте, чем юноши.
В этом проявляется их недостаточная
готовность к реальным трудностям и
проблемам будущей Ещё один момент, связанный
с самоопределением, — изменение
учебной мотивации. Старшеклассники,
ведающие деятельность которых обычно
называют учебно-профессиональной, начинают
рассматривать учёбу как Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это главное достижение успеха в профессиональной деятельности. 1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода: 1. Период поступления
в профессиональное учебное 2. Период обучения в
профессиональном учебном 3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии [27]. Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания. В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр. Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы: - индивидуальные - групповые - массовые. К методам профессиональной ориентации относятся: - информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприяия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п. - методы профессиональной
психодиагностики (в идеале —
помощь в самопознании): беседы-интервью
закрытого типа (по строго обозначенным
вопросам); открытые беседы-интервью
(с возможностью некоторого - методы морально-эмоциональной
поддержки клиентов: группы общения,
тренинга общения, сложные - методы оказания помощи
в конкретном выборе и Составными компонентами профориентационной работы являются: - профессиональное просвещение; - изучение школьников в целях профориентации; - профессиональная консультация; - профессиональный отбор; - социально-профессиональная адаптация молодежи. Профессиональное просвещение Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. [20] Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п. Работа по профпросвещению включает в себя: - профинформацию - профпропаганду - профагитацию. Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим. В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий [12]. Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии. Чтобы работа по профпросвещению
имела положительные - профпросвещение предполагает
формирование целостного, многопланового
представления учащихся о - в процессе проведения
работы по профессиональному
просвещению необходимо народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений; - профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях; - ознакомление с миром
профессий следует тесно Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д. Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся. Изучение школьников в целях профориентации Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Профессиональная консультация учащихся В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности. Можно выделить три этапа в работе по профконсультации: 1. Подготовительная 2. Цель завершающей 3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность. На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную [22]. Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу [21]. Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной. Профессиональный отбор (подбор) учащихся Составная часть профориентации - профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального
отбора определяют профессиональную пригодность
человека на основе существующих у
людей физиологических и Профессиональная пригодность
- это уровень соответствия физических
качеств и психофизических Профотбор (подбор) подразделяют
на два вида - констатирующий и организующий.
Констатирующий профотбор предполагает
решение вопросов о пригодности
к профессии того или иного
лица в форме “годен” и “негоден”.
В случае отрицательного ответа человек
предпринимает новую попытку
решения вопросов трудоустройства.
Организующий профотбор (подбор) имеет
целью выявить и оценить Социально-профессиональная адаптация молодежи Профессиональная адаптация
- важнейший этап процесса профессионального
самоопределения человека. На этом
этапе выявляются недостатки предшествующей
профессиональной ориентации и профессиональной
подготовки, осуществляется процесс
формирования новых установок, потребностей,
интересов в сфере труда и,
наконец, выявляется, насколько жизненные
планы оказались реальными. Поэтому
адаптация является своеобразным критерием
эффективности Профессиональная адаптация
- это процесс приспособления учащихся
к будущей профессии в В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии: - ознакомление с новой ситуацией; - стадия приспособления
к этой ситуации - работник переориентируется,
признает главные элементы - стадия ассимиляции -
полное приспособление к
Глава II. Организация
опытно-экспериментальной
2.1. Организация исследования Вопрос о выборе профессии
- это вопрос о том, что ищет в
профессии личность, какие жизненные
планы, потребности, интересы и намерения
пытается она реализовать в выбираемой
сфере деятельности. Конечно, не всякий
план и не всякая потребность, интерес
и намерение обусловливают Цель данного эмпирического исследования - выявить как проводится профориентационная работа в школе. Задачи эмпирического исследования: 1. Разработать анкету для учащихся. 2. Провести беседу с классными руководителями. 3. Провести анкетирование
на профессиональное 4. Проанализировать полученные результаты. 5. Разработать программу
по профессиональной В соответствии с темой
исследования была разработана анкета
на профессиональное самоопределение,
позволяющая выявить Для обобщения опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей десятых классов. Всего в исследовании приняли участие 47 учащихся десятых классов и 10 классных руководителей.
2.2 Анализ и
интерпретация полученных
По результатам беседы, проведенной с классным руководителем, в школах ведется следующая работа по профессиональной ориентации старшеклассников: - большое внимание уделяется
таким методам профориентации
как проведение экскурсий на
различные предприятия, вузы, ПТУ,
а также практикуются - создаются профильные
классы с углубленным - организация факультативов; - классные руководители
проводят классные часы в - проводятся различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности учащихся; - проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование. На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены следующие результаты, представленные в таблице 1: Таблица 1. Формы профориентации старшеклассников
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1 Формы профориентации старшеклассников Согласно полученным данным,
60 % классных руководителей используют
в качестве формы профориентации
старшеклассников – профессиональное
просвещение, что составило 6 человек,
40 % - изучение школьников, что составило
4 человека, 20 % - профессионально Таким образом, основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. На вопрос, «Какие методы
Вы используете для Таблица 2. Методы профориентации старшеклассников
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2.
Рис.2 Методы профориентации старшеклассников Согласно полученным данным, профориентационные экскурсии проводятся всеми классными руководителями, и является основным методом профориентации старшеклассников; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 50 % опрошенных классных руководителей; индивидуальные и групповые беседы, в целях профориентации, практикуются 8 опрошенными классными руководителями, что составило 8 человек; игры проводятся 7 классными руководителями, что составило 70 % опрошенных учителей. Таким образом, значительное внимание уделяется классным руководителями профориентационным экскурсиям, тогда как диагностике учащихся отводится незначительное место. На вопрос «Существуют ли у Вас собственные программы профориентации?», положительные ответы даны не были. Чтобы убедиться в эффективности профориентационной работы, которую проводят классные руководители, было проведено анкетирование учащихся на профессиональное самоопределение. На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?» были получены следующие данные, представленные в таблице 3: Таблица 3. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 3
Рис. 3 Ответ на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?» Согласно полученным данным, 61,7 % учащихся, что составляет 29 человек, еще не определились с выбором профессий; тогда как 38,2 % учащихся, что составляет 18 человек, имеют варианты своей будущей профессии. То есть большинство учащихся не выбрали свою будущую профессию. На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены следующие данные, представленные в таблице 4. Таблица 4. Источники знаний о профессиях
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 4.
Рис.4 Источники знаний о профессиях Согласно полученным данным, 36,1 % учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях беседы с родителями, что составило 17 человек; 27,6 % в качестве источника знаний о профессиях называют школу, что составило 13 человек; 21,2 % как источник знаний о профессиях выделяют различные профориентационные экскурсии на предприятия, в вузы, что составило 10 человек; 14,8 % источником знаний о профессиях называют средства массовой информации, что составило 7 человек. То есть, беседы с родителями, является основным источником знаний учащихся о профессиях. Из 100 % опрошенных старшеклассников, 72,3 % учащихся, т.е. 34 человека, связывают профиль обучения со своей будущей профессией. На вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?», были получены следующие данные, представленные в таблице 5: Таблица 5. «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?»
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 5
Рис. 5 Ответ на вопрос «Как вы связываете профиль вашего обучения со своей будущей работой?» Таким образом, согласно полученным данным, 26,4 % дали ответ «буду работать по этой специальности», что составило 9 человек; 23,5 % дали ответ «буду работать по схожей специальности», что составило 8 человек; 50 % дали ответ «пойду учиться в данном направлении», что составило 17 человек. Тогда как, 27,7 %, что составляет 13 человек, не связывают профиль обучения со своей будущей профессией, и собираются выбрать другую специальность. На вопрос «Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?» были получены следующие данные, представленные в таблице 6: Таблица 6. Подготовка к будущей профессии
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 6
Рис. 6 Подготовка к будущей профессии Согласно полученным данным, 100 % учащихся обучаются в профильных классах, что составило 47 человек; 46,8 % учащихся посещают факультативы, что составило 22 человека; 17 % учащихся посещают курсы, что составило 8 человек. Таким образом, инициативу и самостоятельность в подготовке к будущей профессии проявляет незначительное число учащихся, то есть наблюдается Таким образом, деятельность классных руководителей является малоэффективной, т. к. больше половины учащихся, не определены с выбором профессии, многими учащимися не связывается профиль обучения с их будущей профессией, а также больше информации о профессиях ребята узнают посредством бесед с родителями. Очень мало внимания уделяется самопознанию учащихся. Одной из причин может служить отсутствие единой программы профориентации, т.к. классные руководители не могут проводить профориентацию в полной мере, в силу наличия других обязанностей. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. Задача школы - воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Разработанная программа по профориентации направлена на изучение личностных особенностей школьников, ознакомление с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных услуг, с правилами выбора профессии, самопрезентации и планирования карьеры. Цели программы: 1. приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии; 2. планирование своего профессионального пути; 3. формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии; 4. содействие личностному развитию. Задачи: 1. Актуализация процесса
профессионального 2. Помощь учащимся в
формировании собственной 3. Активизация и развитие
процесса самопознания 4. Развитие у учащихся
способности к 5. Формирование навыков
и качеств, способствующих В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций. Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы. Примерный перечень формируемых знаний и умений: - учащиеся должны знать:
значение профессионального - учащиеся должны уметь:
соотносить свои Учебно-тематический план программы: I. Мир профессий. Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”. Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума). Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”. Опросник ДДО Климова, Карта интересов. 1. Профессия типа “Человек – техника”. 2. Профессия типа “Человек – природа”. 3. Профессия типа “Человек – знаковая система”. 4. Профессия типа “Человек – человек”. 5. Профессия типа “Человек – художественный образ”. 6. Пути получения профессии Значительное место необходимо отвести активизирующим методикам, которые направлены на формирования школьника и на вооружение его доступными средствами для реализации своих перспектив. Это профориентационные игры, игровые упражнения, дискуссии, активизирующие и ценностно-смысловые опросники. II. Диагностика личностных особенностей, интересов, способностей, направленности личности школьников Для данной работы могут использоваться следующие методики. Достоинством данных методик является то, что кроме диагностической информации, они несут в себе и активизирующий потенциал. - Исследование направленности личности (методика Кейрси). - “Карта интересов”. - Методика исследования
социальной направленности - Методика “Мотивы выбора профессии”. - Анкета “Ориентация” (хочу, могу, надо). - ЛПП (автор Пряжников Н.С). - Исследование интеллектуальных особенностей учащихся. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть, на которой учащиеся знакомятся с необходимыми сведениями по основам психологии и профессиоведения, и практическую часть, где отрабатывают практические навыки принятия решения бесконфликтного общения и т.д. Если занятия не построить по такой схеме, то они будут скучными, утомительными, неинтересными. Важно, чтобы подбор практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы, занимал большую часть, чем теория. Для проведения занятий необходимо использовать следующие формы и методы: беседы, диагностические методики, творческие задания, экскурсии. Очень важно при подборе методик использовать принцип разнообразия. Кроме того, необходимо подобрать такие методики, где учащиеся могли обсудить результаты со своими родителями. III. Планирование профессионального пути 1. Современный рынок труда и его требования. Понятие рынка профессий.
Самостоятельность и 2. Мотивы и основные условия выбора профессии. Понятие о мотивах выбора
профессии. “Хочу – могу – надо”
- необходимые условия 3. Перспективы профессионального старта. Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра). 4. Построение образа Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. 5. Подготовка к будущей карьере. Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”. 6. Итоговое занятие “ Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути. Таким образом, в соответствии с темой исследования были выявлены следующие проблемы: работа по профориентации в старших классах является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором профессии, мало внимания уделяется изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий. На основе анализа данных проблем и существующих программ была составлена программа по профориентации для старшеклассников. Заключение Социальная роль школы
как ведущего учебно-воспитательного
учреждения по формированию всесторонне
развитого, готового к трудовой деятельности
подрастающего поколения Поставленная в работе цель: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников – достигнута. В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы профориентационной работы. Эмпирическая часть показала, что, несмотря на то, что в школах ведется разнообразная работа по профориентации учащихся, она остается малоэффективной, и, одной из возможных причин может являться отсутствие единой программы профориентации, которая бы включала себя разнообразные по содержанию формы и методы профориентации. Разработанная и предложенная
программа по профориентации для
старшеклассников направлена на изучение
личностных особенностей школьников и
формирование реалистического Полученные результаты способствуют
повышению эффективности Дальнейшая работа может быть направлена на реализацию данной программы, на проверку ее эффективности. Список использованной литературы 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1999. – 267 с. 2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 1995. – 517 с. 3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — Воронеж: Институт практической психологии, 1995. – 184 с. 4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с. 5. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. – 164 с. 6. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 119 с. 7. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. – 113 с. 8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с. 9. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. – 301 с. 10. Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3 - С. 69—77. 11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова — М.: Тривола, 1995. – 360 с. 12. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. – 143 с. 13. Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. – 667 с. 14. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М.: Политиздат, 1982. – 255 с. 15. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с. 16. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С. Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с. 17. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. — СПб.: Питер, 1998. – 219 с. 18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. – 269 с. 19. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский. — СПб.: Питер, 2001. – 416 с. 20. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. – 274 с. 21. Дубровина, И.В.Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. – 169 с. 22. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2001. – 96 с. 23. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. — Ярославль: ЯрГУ, 1991. – 173 с. 24. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. – 284 с. 25. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. – 99 с. 26. www.redline.ru/education.old/ 27. www.infomost.ru/pmuz/number Приложение 1 Анкета по профессиональному самоопределению 1. Выбрали ли Вы свою будущую профессию? 2. Ваши намерения после окончания школы: - буду работать - попробую поступить в техникум, ПТУ, ВУЗ - затрудняюсь ответить 3. Назовите источники ваших знаний о профессиях. 4. Почему Вы выбрали именно этот профиль обучения? 5. Как вы связываете профиль Вашего обучения со своей будущей работой? 6. Предпринимаете ли Вы
что-нибудь для подготовки 7. Если вы готовитесь
к будущей профессии, то Приложение 2 Примерные вопросы для учителей 1. Ведется ли Вами систематическая работа по профессиональной ориентации учащихся? 2. Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете в своей работе? 3. Какие методы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете в своей работе? 4. Проводите ли вы индивидуальную работу с учащимися? 5. Существуют ли у вас собственные программы профориентации старшеклассников? |
Информация о работе Профессиональная ориентация старшеклассников