Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:17, статья
Традиционно принято считать, что профессиональные деструкции: профессиональная усталость, возникновение психологических барьеров, снижение работоспособности, обеднение репертуара способов выполнения деятельности и пр. – связаны с многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности. Проблема взаимосвязи деятельности и личности отражена в работах выдающихся педагогов и психологов, таких как Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А.А. Деркач, В. П. Зинченко, Н.В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн, В И. Слободчиков, Г В. Суходольский, В. Д. Шадриков и др.
Е.В. Хвостова
НГГУ, г. Нижневартовск
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ
КАК ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕННЫЙ
ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ
Традиционно принято считать, что
профессиональные деструкции: профессиональная
усталость, возникновение психологических
барьеров, снижение работоспособности,
обеднение репертуара способов выполнения
деятельности и пр. – связаны
с многолетним выполнением
Вместе с тем, анализ современных источников по проблеме профилактики профессиональных деструкций в процессе подготовки педагога в ВУЗе в настоящее время еще не стала предметом специального исследования.
При ближайшем же рассмотрении ситуации в современном профессиональном педагогическом образовании можно предположить, что предпосылки деструктивного профессионального развития закладываются уже в процессе получения образования и даже раньше: в период выбора ВУЗа. К сожалению, сегодня имеют место быть следующие мотивы получения высшего педагогического образования: на педагогических специальностях есть бюджетная форма получения образования, а потом можно по ускоренному, а, значит, удешевленному варианту получить второе высшее – «настоящее»; необходимо получить специальное педагогическое высшее образование для прохождения аттестации – выполнить необходимое «ритуальное» условие и т.п. Происходит девальвация профессии и профессионального образования. И эти мотивы становятся фактором, провоцирующим возникновение профессиональных деструкций на ранних этапах становления специалиста: человек воспринимает педагогическую направленность своего обучения как временную, а, следовательно, предполагая иную сферу своей профессиональной реализации, отстраняется от процесса формирования специальной и общепрофессиональной компетенций, что при первом соприкосновении с профессией во время производственной практики приводит к еще более твердой убежденности, что этот труд «не для него».
Как одну из причин зарождения профессиональных
деструкций можно определить преопределенное
отторжение профессии («Я педагогом
не буду!» - «А ты пробовал?» - «Нет и не
хочу!, хотя последнее часто произносится
с опаской: а вдруг понравится, придется
свои «крутые» планы менять, а я уже так
красиво намечтал…). Внешних факторов
влияния на формирование отторгающей
позиции по отношению к педагогической
профессии достаточно: социально-экономическая
ситуация, имидж и характер профессии,
профессионально-
Другой причиной профессиональных деструкции будущего педагога может являться также кризис разочарования в выбранной профессии. Где же решение проблемы?
Для будущего специалиста одно из оптимальных решений заключается в том, чтобы умело использовать энергию своего кризиса (кризиса учебно-профессионального развития) и направить ее в конструктивное русло. Возможно, формирование у себя такого умения является для студента-педагога даже более важным результатом всего обучения на факультете, чем все знания и умения вместе взятые. Хотя формально результат обучения выражается в экзаменационных оценках, зачетах, в защищенных курсовых и дипломных работах, и с этим спорить не стоит.
Еще более интересным вариантом
рассмотрения кризиса профессионального
развития является не просто «использование»
энергии кризиса, но и постоянный
поиск для себя сложных проблем,
которые надо как-то решать, то есть
своеобразное построение, проектирование,
планирование кризисов или, иначе говоря,
«построение» для себя «шансов» профессионального
развития, а не просто их «ожидание».
Как известно, творческого человека
как раз и характеризует
Сами кризисы
Нередко молодые специалисты отчаянно
сопротивляются перспективе изменить
уже устоявшийся взгляд на окружающий
мир, на свою профессию и, главное
– на самого себя, на свое место в
этом мире и в этой профессии. Лучшим
средством защиты от такой перспективы
является разочарование не в самом
себе, а в окружающем мире, включая
и разочарование в своей
1.Разочарование в своих
2. Разочарование в изучаемом
предмете (в отдельных психологических
дисциплинах или во всей
3. Разочарование в своем учебном
заведении, когда студент
4. Разочарование в перспективах
своей дальнейшей работы. Студент
вдруг понял, что, скорее
Одним из путей решения проблемы может стать формирование у студентов адекватного представления об особенностях профессиональной деятельности педагога-дефектолога, этапах его развития, профессионального и личностного роста, социально-экономических условиях, способствующих возникновению профессиональных деформаций и деструкций и способах их преодоления. Традиционный информационно-знаниевый подход должен быть заменен компетентностным, деятельностным, как предусмотрено в ФГОС ВПО, как предлагается в рамках национальной образовательной инициативы, утвержденной Приказом Президента РФ Медведева Д.А. №271 от 04.02.2010 г. («Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта "Образование"»).
Вероятно, важнейшим условием профилактики
профессиональных деструкции в работе
педагога могло бы стать развитие
представлений о своих
Профессия педагога предоставляет
личности прекрасные возможности и
для творческого напряжения, и
для решения действительно
Литература