Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:34, реферат

Описание

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Девиации как социально-педагогическая проблема.
1.1. Предпосылки девиаций в подростковом возрасте.
1.2. Причины девиантного поведения подростков.
1.3. Типы девиаций.
1.3.1. Алкоголизм как форма проявления девиантного
поведения.
1.3.2. Наркомания как форма проявления девиантного
поведения.

ГЛАВА 2. Социально-педагогическая деятельность с детьми
девиантного поведения.
2.1. Основные подходы к профилактике девиантного
поведения подростков.
2.2. Социально-педагогическая реабилитация подростков
девиантного поведения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

работа на курсы.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)

Социально-педагогическая реабилитация — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование  личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:

— профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

—— медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

— формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

— выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

— психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

— содействие в возвращении в семью;

— обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;

— забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.

В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.

Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.

Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

 

 

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя:

      во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными;

      во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло;

      в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.;

      в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

Работа носит актуальный характер. Ее актуальность заключается в том, что в ней освещены наиболее важные аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте и пути ее профилактики.

Как было упомянуто ранее девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм, детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

В процессе подготовки и изучения литературы по данной теме установились следующие основные задачи: проанализировать труды ученых-педагогов, психологов, освещающих данную проблему; осветить основные аспекты девиантного поведения, его причины, предпосылки, типы; познакомить с основными подходами к профилактике девиантного поведения и социально-педагогической реабилитацией подростков девиантного поведения.

В результате решения данных задач были выделены основные аспекты девиантного поведения: предпосылки, причины, типы. Также определены основные подходы к профилактике девиантного поведения и социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

В результате всего выше сказанного можно сделать следующие выводы, что профилактика девиантного поведения будет эффективна в том случае, когда она будет проводиться на ранних этапах отклонений с учетом предпосылок, причин и типов девиаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И С П О Л Ь З У Е М А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А

1.      Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 1988.-376с.

2.      Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.-М.,1988.- 147с.

3.      Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.-Киев.,1986.-165с.

4.      Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М.,1986.-165с.

5.      Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: просвещение.-1989.-255с.

6.      Интернет.

7.      Матвеев В. Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя.- М., 1987.-178с.

8.      Немов Р.С. Психология.-М., 1998.-416с.

9.      Психологическая служба школы: Учеб. пособие для студентов/Под ред. И.В.Дубровиной.-М., 1995.- 121с.

10. Сиротюк А. Робота з дев1антними п1дл1тками.// Психолог- 2002.-№18 травень.

11. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой.- М.:Гуманист. изд. пед. центр ВЛАДОС.-2000.-416с.

12. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический спавочник учителя.-М.: Просвещение, 1991.-288с.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Возрастной период

 

Причины

 

Последствия

 

 

 

раннее детство

0-3 года

 

1 . пьяное зачатие

 

эпилепсия, слабоумие

 

 

 

 

 

2.потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности

 

аномалии физического

развития

 

 

 

 

 

3.потребление алкоголя в период кормления грудью

 

аномалии психического

развития

 

 

 

дошкольный и младший школьный возраст

3-9 лет

 

1 . педагогическая неграмотность родителей

 

алкогольное отравление организма

 

 

 

 

 

2. семейные алкогольные традиции

 

формирование интереса к спиртному

 

 

 

подростковый и юношеский возраст

9-1 8 лет

 

1 . неблагополучие семьи

 

формирование влечения к алкоголю

 

 

 

 

 

   2. самоутверждение

 

формирование привычки к употреблению спиртных напитков

 

 

 

 

 

3. позитивная реклама в средствах массовой информации

 

выработка стереотипа алкогольного поведения

 

 

 

 

 

4. незанятость свободного времени

 

совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения

 

 

 

 

 

5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма

 

необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения

 

 

 

 

 

6. психологические особенности личности

 

использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы

 

 

 

 

 

7. уход от проблем

 

алкогольная зависимость

 

 

 

 

 



 

 

 

 



 



Информация о работе Профилактика девиантного поведения