Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:34, реферат
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Девиации как социально-педагогическая проблема.
1.1. Предпосылки девиаций в подростковом возрасте.
1.2. Причины девиантного поведения подростков.
1.3. Типы девиаций.
1.3.1. Алкоголизм как форма проявления девиантного
поведения.
1.3.2. Наркомания как форма проявления девиантного
поведения.
ГЛАВА 2. Социально-педагогическая деятельность с детьми
девиантного поведения.
2.1. Основные подходы к профилактике девиантного
поведения подростков.
2.2. Социально-педагогическая реабилитация подростков
девиантного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Социально-педагогическая реабилитация — это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:
— профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
—— медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
— формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
— выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
— психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
— содействие в возвращении в семью;
— обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
— забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении.
В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.
Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.
Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя:
во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными;
во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло;
в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.;
в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
Работа носит актуальный характер. Ее актуальность заключается в том, что в ней освещены наиболее важные аспекты девиантного поведения в подростковом возрасте и пути ее профилактики.
Как было упомянуто ранее девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм, детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
В процессе подготовки и изучения литературы по данной теме установились следующие основные задачи: проанализировать труды ученых-педагогов, психологов, освещающих данную проблему; осветить основные аспекты девиантного поведения, его причины, предпосылки, типы; познакомить с основными подходами к профилактике девиантного поведения и социально-педагогической реабилитацией подростков девиантного поведения.
В результате решения данных задач были выделены основные аспекты девиантного поведения: предпосылки, причины, типы. Также определены основные подходы к профилактике девиантного поведения и социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
В результате всего выше сказанного можно сделать следующие выводы, что профилактика девиантного поведения будет эффективна в том случае, когда она будет проводиться на ранних этапах отклонений с учетом предпосылок, причин и типов девиаций.
И С П О Л Ь З У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Андреева Г. М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 1988.-376с.
2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.-М.,1988.- 147с.
3. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.-Киев.,1986.-165с.
4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М.,1986.-165с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: просвещение.-1989.-255с.
6. Интернет.
7. Матвеев В. Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя.- М., 1987.-178с.
8. Немов Р.С. Психология.-М., 1998.-416с.
9. Психологическая служба школы: Учеб. пособие для студентов/Под ред. И.В.Дубровиной.-М., 1995.- 121с.
10. Сиротюк А. Робота з дев1антними п1дл1тками.// Психолог- 2002.-№18 травень.
11. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой.- М.:Гуманист. изд. пед. центр ВЛАДОС.-2000.-416с.
12. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический спавочник учителя.-М.: Просвещение, 1991.-288с.
Приложение
| Возрастной период
| Причины
| Последствия
|
| раннее детство 0-3 года
| 1 . пьяное зачатие
| эпилепсия, слабоумие
|
|
| 2.потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности
| аномалии физического развития
|
|
| 3.потребление алкоголя в период кормления грудью
| аномалии психического развития
|
| дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет
| 1 . педагогическая неграмотность родителей
| алкогольное отравление организма
|
|
| 2. семейные алкогольные традиции
| формирование интереса к спиртному
|
| подростковый и юношеский возраст 9-1 8 лет
| 1 . неблагополучие семьи
| формирование влечения к алкоголю
|
|
| 2. самоутверждение
| формирование привычки к употреблению спиртных напитков
|
|
| 3. позитивная реклама в средствах массовой информации
| выработка стереотипа алкогольного поведения
|
|
| 4. незанятость свободного времени
| совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения
|
|
| 5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма
| необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения
|
|
| 6. психологические особенности личности
| использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы
|
|
| 7. уход от проблем
| алкогольная зависимость
|