Программа физического развития детей с умственной отсталостью (олигофренией)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 07:31, практическая работа

Описание

Дети с умственной отсталостью – это, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
Особенности физического развития детей с умственной отсталостью (олигофренией)……………………………………………………………………………………...3
Задачи физического воспитания (общие и специальные)………………………..5
Описание процесса физического воспитания детей с умственной отсталостью (олигофренией)……………………………………………………………………………………...6
Комплекс упражнений для детей с умственной отсталостью (олигофренией) таблица 1……………………………………………………………………………………………..7
Вывод……………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы……

Работа состоит из  1 файл

прект по физ воспитанию.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения, и не могут понять правила и условия сюжетной игры. Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в условиях подвижных игр. При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.

Известно, что при поступлении в специальное дошкольное учреждение многие дети с нарушениями интеллекта совсем не владеют речью и не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых годах обучения основными методами являются наглядные и практические. В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи.

Большую роль в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта играет правильное определение количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, состояние их сердечнососудистой системы и снижение простудных заболеваний.

При правильной постановке обучения физическое воспитание способствует развитию личностных качеств детей с нарушениями интеллекта произвольного внимания, умения преодолевать посильные трудности, контролировать себя: развитию целеустремленности, настойчивости, организованности, дисциплинированности, смелости, правильному отношению к оценке своих действий и положительному отношению к сверстникам.

Таблица 1

Название упражнения

Цель

Содержание

Методические рекомендации

I.       Упражнения в ходьбе

Упражнение «Иголка и нитка»

Цели: формировать навык фигурной ходьбы; сохранять в ходьбе указанное построение, интервалы друг от друга; развивать чувство ритма и темпа, двигательную активность.

 

 

 

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагает им поднять вверх сцепленные с соседями руки, образуя ряд ворот. Ведущий ведет цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого — слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами, ребенок, поднимавший руки для образования ворот, переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.

В упражнении рекомендуется воспитателю вместе с детьми выполнять все движения, т.к. в обучении детей используется метод подражания. Необходимо следить за тем, чтобы дети не размыкали рук.

Упражнение «Не урони шарик»

Цели: формировать навык разных видов ходьбы; развивать чувство ритма и темпа, двигательную активность. Оборудование: ложки, шарики.

Дети по очереди (или одновременно 2—3 ребенка) несут в ложках шарики, стараясь донести их до услов­ленного места (примерно на расстоянии 8—10 м).

Правила: нельзя держать шарик рукой; уронивший должен взять шарик, положить его в ложку и продолжить движение с того места, где упал шарик.

Воспитатель сначала показывает и объясняет детям выполнение упражнения. Рекомендуется заменить действие: шарик нести не в ложках, а на ладони. Также в ходе выполнения упражнения детьми воспитатель корректирует действия детей.

Сократить расстояние до 3- 5 м.

Упражнение «Хлопушка»

Цели: формировать навык ходьбы с закрытыми глазами, выполнять определенное количество шагов; развивать чувство ритма и темпа, двигательную активность.

Оборудование: хлопушка (надутый бумажный пакет, край затянут веревкой) Хлопушка.

 

К ветке дерева на веревке на уровне плеч ребенка подвешивают хлопушку (надутый бумажный пакет, край, затянут веревкой). Ребенок встает на расстоянии 5 шагов от пакета. Ему завязывают глаза. По сигналу воспитателя «начал» ребенок делает 5 шагов, останавливается и быстро сближает руки. Если хлопушка окажется между ладонями, то она звонко хлопает.

Перед выполнением упражнения рекомендуется воспитателю вместе с ребенком выполнить данное упражнение с открытыми глазами. Также во время выполнения корректировать и направлять ребенка при выполнении действий. Следить за равновесием, темпом, осанкой.

II.     Упражнения в беге

Упражнение «Перемени предмет»

Цели: формировать навык бега в быстром темпе; развивать координацию движений, двигательную активность.

Оборудование: обручи, мешочки с песком, кубики.

 

На одной стороне площадки кладут 4 обруча на расстоянии одного шага друг от друга, в каждый помещают по мешочку с песком. На противоположной стороне площадки выстраиваются дети в 4 колонны, напротив каждого обруча. По сигналу дошкольники бегут к обручам, кладут в них кубики, берут мешочки с песком и возвращаются на места.

 

Рекомендуется сократить колонны с 4 до 2, для более эффективного контроля каждого ребенка при выполнении упражнения. Следить за постановкой стопы при беге, положением корпуса и головы. Также рекомендуется возвращение от обруча выполнять не в беге, а обычной ходьбой, для восстановления дыхания и ориентировки в пространстве.

Упражнение «Догони соперника»

Цели: формировать навык бега на скорость; развивать координацию движений, двигательную активность.

Оборудование: обручи, мешочки с песком, кубики.

 

Две шеренги детей располагаются перед стартовыми линиями на расстоянии 5 шагов одна от другой. В 15—20 шагах от стартовой линии очерчивается дом. По сигна­лу все одновременно начинают бег: дети, находящиеся сзади, стараются догнать бегущих впереди. После подсчета осаленных дети меняются ролями.

 

Рекомендуется сократить расстояние. Также можно детям, «убегающей колонны» повязать яркие ленты с целью ориентировки для «догоняющих».

Упражнение «Будь внимателен»

Цели: формировать навык бега в быстром темпе из разных стартовых положений; развивать координацию движений, внимательность, двигательную активность.

Оборудование: флажки, кубики, мячики.

 

На одной стороне площадки 5-6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10 м) напротив каждого лежат по три предмета (например, кубик, мячик, флажок). На сигнал «Беги» играющие устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из трех предметов нужно взять, например кубик. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию.

 

Рекомендуется сократить количество играющих с 6 до 3, оставить только два предмета обязательно разного цвета.

Также рекомендуется возвращение от обруча выполнять не в беге, а обычной ходьбой, для восстановления дыхания и ориентировки в пространстве.

III.  Упражнения в прыжках

Упражнение «Не наступи»

Цели: формировать навык прыжков вверх, смещая ноги вправо и влево; развивать чувство ритма, координацию движений, внимательность, двигательную активность.

Оборудование: палочки (длина 40 см)

 

Несколько дошкольников (каждый себе) кладут па землю палочки  и встают от них справа. Под счет воспитателя и остальных детей прыгают, смещая ноги вправо и влево от палочки

 

Рекомендуется после каждого прыжка становиться в И.П. Также воспитатель должен давать оптимальный темп для ребенка (не слишком быстро, и не слишком медленный темп). Следить за техникой выполнения ребенком прыжков.

Упражнение «Прыжки с мячом»

Цели: формировать навык прыжков с продвижением вперед с зажатым между ног предметом; развивать координацию движений, внимательность, двигательную активность.

Оборудование: высокие кубики, палочки, резиновые мячи.

 

Дети стоят в 2 колоннах. Напротив каждого колонны (на расстоянии 4-5 м) ориентир — высокий кубик, палочка. Первые в колоннах получают мячи. Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый к своей колонне и передают мяч следующему.

 

Рекомендуется упростить упражнение (прыжки без предмета на 2-х ногах, или сократить дистанцию). Следить за техникой прыжков (положение головы, корпуса, рук, фазы отталкивания и приземления).

Упражнение «Не оступись»

Цели: формировать навык прыжков на одной ноге с продвижением вперед; развивать координацию движений,  двигательную активность.

 

Соревнуются две команды. Первые в каждой команде продвигаются вперед прыжками на одной ноге, остальные идут рядом. Как только прыгающий оступился, начинает прыгать второй ребенок из этой же команды. Выигрывает команда, сумевшая одолеть прыжками более длинную дистанцию.

 

Рекомендуется разграничить дистанцию, на старте стоит один ребенок, на половине дистанции стоит второй ребенок этой же команды. 1-й ребенок допрыгав до 2-го коснувшись его рукой передает эстафету, 2-й ребенок продолжает движение до финиша.

 

Вывод: Данный комплекс  физических упражнений можно использовать  на физкультурных занятиях, мероприятиях с детьми с особыми образовательными потребностями (олигофренией). Этот комплекс  рекомендуется использовать в коррекционных образовательных учреждениях, так как он адаптирован для коррекционной работы с детьми с олигофренией.

Комплекс упражнений способствует развитию осанки, координации, мелкой моторики и т.д. так как это характерные нарушения данной категории лиц. Благодаря таким упражнениям осуществляется эффективная работа по развитию физических качеств детей, формируются волевые качества, взаимодействие детей друг с другом, воспитывается коллективизм, сплоченность.

 

Список использованной литературы:

  1. Александрова, Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст]// Дефектология. - 2002. - № 6.
  2. Гаврилушкина, О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] М.: 2002. – 120 с.
  3. Катаева, А.А. Развитие наглядного мышления у детей до школьного возраста с нарушениями слуха и интеллекта. / Сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта [Текст]// Под ред. Л.П.Носковой. – М.: 2006. – 74-89 с.
  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. – 272 с.
  5. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика М., 2007. – 256 с.
  6. Цикото, Г.В. Понимание устного рассказа умственно отсталыми детьми дошкольного возраста и коррекционная работа над ним / Сб. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе // Под ред. Т.Н.Головиной, Ж.И.Шиф. – М., 2007. - С. 55-65.

 

 

1

 



Информация о работе Программа физического развития детей с умственной отсталостью (олигофренией)