Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:30, контрольная работа
Анализ историко-педагогической литературы показывает, что в IX—XVI вв. стала активно развиваться личная благотворительность князей, просветителей Беларуси и России, церкви. Великий князь Владимир "Красное солнышко" устраивал пиршества на княжеском дворе и занимался вопросами просвещения, открывая для детей школы, училища. Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав и правнук Владимир Мономах. Документы, изданные князьями, обязывали оказывать помощь и поддержку нуждающимся людям.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Зарождение идей и практики благотворительности в об¬разовании в средневековой Беларуси……………………………………………………………4
2. Конфессиональная и частная помощь в сфере образова¬ния в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI века)……………………………………6
3. Политика социальной помощи в сфере просвещения и образования со времен Контрреформации до второй половины XVIII века……………………8
Выводы………………………………………………………………….10
Литература……………………………………………………...11
На протяжении второй половины XVI-XVIII века в связи с известными социальными и политическими событиями почти вся земельная аристократия Беларуси перешла в католичество. С наступлением Контрреформации значительно усиливаются процессы полонизации белорусского населения. Если к концу XVI века, например, в Вильно было 30 белорусских школ и только одна польская, то уже к концу XVII века польский язык главенствовал не только в школах, но и во всех правительственных учреждениях, в судах, армии и, конечно же, в костеле. Белорусский язык как язык реформации и гуманизма был фактически запрещен. Повсеместно распространяются произведения Петра Скарги — основателя и вождя иезуитского ордена на Беларуси.
Со второй половины XVI века, православные и протестантские школы на Беларуси стали активно вытесняться католическими. Иезуитский орден, идущий во главе Контрреформации, для привлечения в свои школы молодежи установил в них бесплатное обучение. Этот благотворительный по своей сути акт, а так же официально провозглашенная терпимость к вероисповеданию 'значительно расширили круг поступающих в католические учебные заведения за счет православных и униатов. Бесплатные иезуитские коллегиумы возникли в Полоцке (1580), Несвиже (1587), Орше (1612), Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Пинске (1638), Новогрудке (1644), Витебске (1649), Минске (1672). К середине XVIII века на Беларуси действовало 17 коллегиумов, из которых 10 были высшими школами, а 7 гимназиями.
Полонизация всемерно поддерживалась властными структурами. Условием получения фундуша во многих случаях стал отказ от собственных политических и религиозных позиций. Значительные пожалования и денежные суммы коллегии получали от королевской семьи и магнатов-католиков, которые были их постоянными покровителями.
Со временем иезуитские школы обеспечили себе ведущее место в распространении образования, привлекли талантливых выходцев из всех сословий, в том числе и из бедных семей. Наряду со строгой, «казарменной» дисциплиной, предполагавшей безусловное подчинение старшему, в них к середине XVIII века стали вводиться элементы школьного самоуправления, в частности школьные суды. Эти «суды» избирали сами студенты в составе «президента», четырех «судей», двоих «писарей» и «регента» — все как в настоящем суде Речи Посполитой. «Суды» занимались разбором дел, связанных с жалобами местного населения на учащихся. Наказания — штраф, розги, карцер и т.п. Решение школьного суда было окончательным и обжалованию не подлежало. Члены этих судов пользовались большим авторитетом окружающих. Развитие начал школьного самоуправления несомненно способствовало развитию иезуитского образования.
Другие католические школы, существовавшие на Беларуси (при бернардинских, доминиканских, францисканских монастырях, приходских костелах), не пользовались такой мощной поддержкой, не вели столь тонкую политику и играли лишь второстепенную роль. В 1775 г. Екатерина II в своем дневнике сделала несколько прямолинейную, но по сути верную запись об иезуитах: «Надо сознаться, что эти мошенники — отличные люди. Нигде еще не смогли устроить что-нибудь подобное их школам...» — и далее: «Все остальные католические ордена — свиньи в сравнении с ними». С 1774 г. имущество иезуитов на Беларуси было освобождено от налогов, а на содержание своих школ они стали получать ежегодные дотации из казны в размере 8 тыс. руб. [4, с. 84].
В XVII веке на Беларуси возникает пока еще малоизученный, не имеющий прямых аналогов в мировой практике социальной помощи в сфере образования институт «директоров» или «домашних смотрителей». В их роли выступали ученики старших классов средних учебных заведений. Каждый «директор» обычно имел на своем попечении от 1 до 12 (иногда и более 20) учеников младших классов, прибывших из дальних уездов и даже из-за границы и находившихся вне воспитательного поля родителей. Услуги «директоров» сравнительно неплохо оплачивались последними или местными благотворителями. В обязанности «директоров» («домашних смотрителей») входило оказание помощи в учебе и воспитании подопечных, организация их свободного времени, поддержание достойного внешнего вида, сопровождение на занятия в школу, в костел и обратно, совместное посещение мастерских и т.д. Фактически эти белорусские «директора» из XVII столетия выполняли многие функции современных социальных педагогов. Во второй четверти XVIII века. Адукационная комиссия даже выпускает специальную инструкцию, определяющую их статус, права и обязанности. В XIX веке в связи с развитием образования и интернатных учреждений былой «директор» потерял свое значение. Однако само понятие осталось. «Директорами» стали называть грамотных подростков, которых белорусские крестьяне из дальних деревень или хуторов за небольшую плату брали к себе в дом для обучения начаткам грамоты своих детей. Образ такого «дарэктара» дан Я. Колосом в поэме «Новая земля»: «А сам дарэктар, з вузел ростам, у сваим уборы бедным, простым...» и т.д. [4, с. 85].
Выводы:
Общественная и частная помощь детям в получении образования существовала на территории Беларуси с давних времен, поддерживалась христианством и распространялась, в основном, на сирот и детей из беднейших семей. Благотворительностью образовании до конца XVIII века почти исключительно занимались различные конфессиональные организации, в первую очередь православные братства, монастыри, а также представители знатных белорусских магнатских родов.
1. Андрущенко Н.Ю. Исторические аспекты развития теории и практики социальной педагогики в Беларуси и России. // Сац.-пед. работа. – 2005 г. -№1 – С. 59-63.
2. Блинова Т.Б. Иезуиты в Белоруссии.
— Минск, 1990. —
110 с.
3. Гатальскі I. Масон з Роткаушчыны // Бел. мінуушчына. — 1995. — № 5. — с.50-51.
4. Григорьев А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы. — Мн.: Дизайн ПРО, 2000. — 218 с.,с.27].
5. Григорьев, АД. Становление и развитие социальной
работы на Беларуси (Х-ХХ вв.).
Монография. — Минск,
2000. —
219 с.
6. Евреи в Российской империи XVIII-XIX
веков. Сборник
трудов еврейских историков. — М., 1995.
— 687 с.
7. Жлутко А. Езуіты
на Беларуси пошукі прауды
// 3
гісторыяй на «Вы»:
публщыстычныя артыкулы.
Вып. II. —
Минск, 1994. — с.118-137.
8. История социальной педагогики. — М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2001. — 544 с.
9. Кононова Т.Е. Учреждения императрицы Марии как система поддержки нуждающихся // Социальная работа: теория, технология, образование. — 1998. — № 2. — с. 79-81.
10. Лаврович А.П. Из истории благотворительности и социальной опеки в Беларуси в эпоху Просвещения // Проблемы социальной работы и социальной педагогики. Информационно-методический бюллетень № 1. — Минск, 1997. — с.21-26.
11. Лауровіч Г., Серада С. Адукацыя
на Беларусі у апошняй
чвэрці XVIII ст.// Бел. ricтap. часопіс. — 1995.
— № 4. — с.59-
71.
12. Сл1ж Н. Статус жанчыны-шляхцянкі
у ВКЛ (XVI-XVIII
стст.)// Бел. мшуушчына. — 1996. — № 4. — с.57-65.
Информация о работе Просветительские идеи в Белоруссии 17-18 веков