Псхолого-педагогические основы музыкального развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:01, контрольная работа

Описание

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

Музыкальное искусство - статья.docx

— 29.02 Кб (Скачать документ)

Введение

Музыкальное искусство активно  помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического  воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря  особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных  способностей всегда являлась одной  из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что  именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.

I. Формирование художественного восприятия дошкольников - одна из важнейших проблем современного дошкольного образования. 

Художественное  восприятие (по Л. С. Выготскому) - это  комплексная деятельность сознания, сочетание художественного чувства, воображения, мышления, представлений. Важнейшим, доминирующим элементом художественного восприятия являются эмоции и чувства, возникающие у человека в процессе художественного восприятия, которые протекают на совершенно реальной основе, но глубоко отличаются от «обыденных» эмоций.

 Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности  ребенка.

Эмоции влияют на умственное развитие проявляется в следующих моментах:

  • интенсивная по эмоциональному содержанию для ребенка информация или обстоятельства, в которых она передается, способны удержать его внимание, что важно для детей дошкольного возраста, у которых только начинается становление произвольности;
  • интенсивная по эмоциональному содержанию информация быстрее и легче воспринимается и запоминается не только детьми. Но и взрослыми людьми;
  • положительно окрашенное отношение к самому процессу познания и его результатам формирует в целом положительное отношение к обучению, что является важным моментом в аспекте готовности ребенка к школе и развитию интеллектуальных чувств в целом.

Все вышесказанное раскрывает роль эмоционально-чувственной сферы  в развитии ребенка. А понимание  сензитивности дошкольного возраста для развития указанной сферы обуславливает актуальность работы педагогов дошкольного образования в рамках этого направления.

Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов  искусства. Специфичность заключена  в использовании особых средств  выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка - мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной и образовательной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.

Один из важнейших вопросов педагогики и психологии - вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте. Л.С. Выготский так говорил о творческой деятельности:

«Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Всё равно, будет ли это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем или обнаруживающемся только в самом человеке».

 

 

II. На примере МБДОУЦРР д/с №2 мы рассмотрим вопросы организации музыкально-досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейшего раздела работы детского сада, - которая обеспечивает:

Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для музыкального, психического и физического развития дошкольников;

  • Развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности;
  • Развитие способности к импровизации, готовности к экспромту;
  • Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
  • Формирование коммуникативной культуры дошкольников;
  • Расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции различных образовательных областей;
  • Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

Музыкально-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния  на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной  приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы  и напряжения современной жизни! Реализация этого условия требует  от музыкального руководителя умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта, педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так! Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные ключи к организации детских досугов - это три «И»: «Интеграция» - «Игра» - «Импровизация». Если музыкальный руководитель владеет этими тремя «ключами», - значит они готовы к организации и проведению лёгких и весёлых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к переутомлению)

Содержание развлечений  с детьми планируется педагогами (воспитателями, муз, руководителями, инструкторами  по физическому воспитанию) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных  образовательных областей, владение детьми различным музыкальным и  игровым репертуаром. Например, это могут быть «Зимние Забавы» (игры, аттракционы зимней тематики), «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями), «В гостях у сказки!» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов). Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, в следствии чего  кульминацией является утренник. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы воздействия с детьми и их родителями.

Содержание и форма  развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен внести новизну, быть сюрпризом. Ответственным  за проведение различных по форме  и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным  является чередование организаторов  детского досуга). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтические вечера; инструктор по физическому воспитанию - спортивные развлечения в спортзале или на улице; музыкальный руководитель – музыкальные гостиные, вечера любимых песен, праздник (Новый год, 8 марта, 23 февраля. Выпускные…)

На любом развлечении  должна звучать музыка, поэтому музыкальный  руководитель рекомендует и помогает воспитателям в организации мероприятия, подборе музыки.

Важно привлечь к организации  детских мероприятий родителей, бывших выпускников детского сада, учащихся музыкальных школ, воспитанников  детско-юношеских спортивных школ…

Возможными формами досугов  и развлечений. Которые будут  интересны детям и не потребуют  длительной подготовки могут быть «Посиделки», Сам себе костюмер», «Мы играем и  поём», «Танцевальное ассорти», «Кукольный театр»…. и др.

При планировании досуга учитываются  время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду. Например, вечер игр после Нового Года может быть посвящён зимним забавам, осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме, в марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с инструментами, как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».

Составить план мероприятий  и развлечений можно конкретно  на каждый месяц.

Сентябрь:

Праздник для детей  старших групп с приглашением родителей «Этот праздник самый  главный, самый первый в сентябре»  -День Знаний!

Октябрь:

1. «Осенины- именины…» осенний праздник во всех возрастных группах с приглашением родителей.

2. «Моё родное Подмосковье» - к юбилею Московской области.

Ноябрь:

1.Семинар для родителей  младших и средних групп «От  игры до спектакля» (развитие  детского творчества в театрализованных  играх). Показ инсценировки: «Как звери грибы собирали»-младшая, «Как медведь к зиме готовился» - средняя.

2. Участие по нравственно-патриотическому  воспитанию в педагогическом  дошкольном марафоне «Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников» - старшая  группа.

3. Конкурс воспитательных  систем – предоставление материалов  по нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников.

Декабрь:

Консультация для воспитателей «Организация музыкально-досуговой деятельности с детьми в контакте ФГТ. Это - три «И» - «Интеграция, Игра, Импровизация»

«Здравствуй, Здравствуй Новый  Год!» - праздник во всех возрастных группах  с приглашением родителей.

Январь:

Музыкально-литературная гостиная

П.И Чайковский – детям:

«Святки» - старший дошкольный возраст

Февраль:

«В гостях у сказки»

Открытые занятия:

«Путешествие в Кискино» - 1 младшая

«Цыплёнок» - 2 младшая. А

«Подарок маме» - 2 младшая

«Волк и козлята» - средняя

«Музыкальное ассорти» - средняя А

Фольклорные праздники:

Театрализованное представление  «Как мужик корову продавал»- подготовительная

«Как на Масляной неделе из печи блины летели»

«Станем мы российскими солдатами» - совместный праздник с папами –  подготовительная группа

Март:

«От всей Души» - праздники 8 Марта во всех возрастных группах  с приглашением родителей.

Апрель

«День космонавтики» - «От  истоков к будущему» - музыкально-пластическая композиция подготовительная группа. (показ младшим, средним, старшим группам)

Май

 «Наша Родина-Россия» посвящено 9 мая, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Старшие, подготовительные группы.

«До свидания - детский сад, здравствуй школа» выпуск детей подготовительной группы.

Заключение:

Анализ музыкально-образовательного процесса согласно ФГТ позволяет  сделать вывод о том, что содержание существующей программы обеспечивает в должной мере развитие специальных  способностей. В программе заложен  потенциал, нацеливающий образовательный процесс в МБДОУ на развитие музыкальных способностей. По-моему мнению МБДОУ должно обеспечивать оптимальные условия психологического развития, а музыка наиболее эффективный способ повышения уровня развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, реализация потенциальных возможностей детей в музыкальной деятельности.

Литература

  1. Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития. // Дошкольное воспитание, 2010- №3.
  2. Григорьва Н. Развитие эмоциональной сферы. // Дошкольное воспитание,2010. - №2
  3. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб.-метод. пособие. – М.,2010
  4. Менчинская Н. Развитие чувств у ребенка // Дошкольное воспитание,2009. - №5.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.,2011

Информация о работе Псхолого-педагогические основы музыкального развития дошкольников