Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:01, контрольная работа
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.
Введение
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальных видов деятельности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей дошкольного возраста.
I. Формирование художественного восприятия дошкольников - одна из важнейших проблем современного дошкольного образования.
Художественное восприятие (по Л. С. Выготскому) - это комплексная деятельность сознания, сочетание художественного чувства, воображения, мышления, представлений. Важнейшим, доминирующим элементом художественного восприятия являются эмоции и чувства, возникающие у человека в процессе художественного восприятия, которые протекают на совершенно реальной основе, но глубоко отличаются от «обыденных» эмоций.
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность - воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.
Эмоции влияют на умственное развитие проявляется в следующих моментах:
Все вышесказанное раскрывает
роль эмоционально-чувственной
Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка - мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательный возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной и образовательной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.
Один из важнейших вопросов педагогики и психологии - вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте. Л.С. Выготский так говорил о творческой деятельности:
«Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое. Всё равно, будет ли это создание творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущем или обнаруживающемся только в самом человеке».
II. На примере МБДОУЦРР д/с №2 мы рассмотрим вопросы организации музыкально-досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейшего раздела работы детского сада, - которая обеспечивает:
Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для музыкального, психического и физического развития дошкольников;
Музыкально-досуговая
Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, муз, руководителями, инструкторами по физическому воспитанию) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным музыкальным и игровым репертуаром. Например, это могут быть «Зимние Забавы» (игры, аттракционы зимней тематики), «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями), «В гостях у сказки!» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов). Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, в следствии чего кульминацией является утренник. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы воздействия с детьми и их родителями.
Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен внести новизну, быть сюрпризом. Ответственным за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтические вечера; инструктор по физическому воспитанию - спортивные развлечения в спортзале или на улице; музыкальный руководитель – музыкальные гостиные, вечера любимых песен, праздник (Новый год, 8 марта, 23 февраля. Выпускные…)
На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает воспитателям в организации мероприятия, подборе музыки.
Важно привлечь к организации детских мероприятий родителей, бывших выпускников детского сада, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ…
Возможными формами досугов и развлечений. Которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки могут быть «Посиделки», Сам себе костюмер», «Мы играем и поём», «Танцевальное ассорти», «Кукольный театр»…. и др.
При планировании досуга учитываются время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду. Например, вечер игр после Нового Года может быть посвящён зимним забавам, осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме, в марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры с инструментами, как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».
Составить план мероприятий и развлечений можно конкретно на каждый месяц.
Сентябрь:
Праздник для детей старших групп с приглашением родителей «Этот праздник самый главный, самый первый в сентябре» -День Знаний!
Октябрь:
1. «Осенины- именины…» осенний праздник во всех возрастных группах с приглашением родителей.
2. «Моё родное Подмосковье» - к юбилею Московской области.
Ноябрь:
1.Семинар для родителей
младших и средних групп «От
игры до спектакля» (развитие
детского творчества в
2. Участие по нравственно-
3. Конкурс воспитательных
систем – предоставление
Декабрь:
Консультация для воспитателей «Организация музыкально-досуговой деятельности с детьми в контакте ФГТ. Это - три «И» - «Интеграция, Игра, Импровизация»
«Здравствуй, Здравствуй Новый Год!» - праздник во всех возрастных группах с приглашением родителей.
Январь:
Музыкально-литературная гостиная
П.И Чайковский – детям:
«Святки» - старший дошкольный возраст
Февраль:
«В гостях у сказки»
Открытые занятия:
«Путешествие в Кискино» - 1 младшая
«Цыплёнок» - 2 младшая. А
«Подарок маме» - 2 младшая
«Волк и козлята» - средняя
«Музыкальное ассорти» - средняя А
Фольклорные праздники:
Театрализованное
«Как на Масляной неделе из печи блины летели»
«Станем мы российскими солдатами» - совместный праздник с папами – подготовительная группа
Март:
«От всей Души» - праздники 8 Марта во всех возрастных группах с приглашением родителей.
Апрель
«День космонавтики» - «От истоков к будущему» - музыкально-пластическая композиция подготовительная группа. (показ младшим, средним, старшим группам)
Май
«Наша Родина-Россия» посвящено 9 мая, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Старшие, подготовительные группы.
«До свидания - детский сад, здравствуй школа» выпуск детей подготовительной группы.
Заключение:
Анализ музыкально-
Литература
Информация о работе Псхолого-педагогические основы музыкального развития дошкольников